Схемы
Учитывая, что в младшем школьном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, а у некоторых учащихся с ЗПР - и наглядно-действенное, наблюдается низкий уровень развития памяти и внимания, учитель начальных классов может с успехом использовать на уроках природоведения схемы, которые позволяют лучше усвоить материал. Слабо успевающим детям схема также поможет при рассказе изученного материала, так как заключает в себе логическую последовательность излагаемой информации в виде рисунков и чертежей. Задача учителя, работающего со схемами, сводится не только к тому, чтобы помочь ученикам создавать определенные представления, но и чтобы научить их мыслить: сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы, искать решения, - так как схемы являются одной из наиболее доступных форм абстракции для младших школьников. Методика работы со схемами необычайно разнообразна. Это конструирование схем, соединение отдельных блоков схемы связующими стрелками с объяснением связей, составление рассказов по схеме, иллюстрация схемы своими наблюдениями и т.д. Уже на первом уроке ученики изучают объекты живой и неживой природы. Для более полного усвоения материала и дальнейшего его запоминания можно использовать соответствующую схему: При изучении полезных ископаемых рекомендуем использовать схемы, позволяющие ученикам составить подробное и отчетливое представление о способах их добычи. Схема, помогающая лучше запомнить классификацию полезных ископаемых, может присутствовать на вводном уроке по этой теме.При изучении темы "Железная руда» учитель предлагает детям схему, которая в доступной форме объясняет процесс переработки руды Работая со схемой, учитель подробно рассказывает об этом процессе. Наиболее эффективным приемом на уроке со слабоуспевающими детьми будет последовательная зарисовка в тетрадь схемы, которую учитель рисует на доске. В процессе изучения природоведения могут использоваться самые различные схемы. Это могут быть зашифрованные блоки информации, содержащие иллюстрации и условные обозначения, экологические знаки, схематические рисунки, чертежи и другой графический материал. Приводим схемы, раскрывающие важнейшие понятия природоведения: Цепи питания: Освещенность Земли Солнцем: Характер земной поверхности: Охрана воздуха: Правила поведения в лесу: Основное назначение схем - помочь сосредоточить внимание детей на главном, глубже понять логическую сущность понятий. Можно рекомендовать каждому учителю собирать своего рода схемотеку - это не только средство повысить эффективность обучения, но и само по себе увлекательное, творческое занятие.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ: ГОРЮЧИЕ: РУДНЫЕ: песок, глина, гранит, бакситы уголь, нефть, газ железная руда