Схемы


   Учитывая, что в младшем школьном возрасте у детей преобладает 
наглядно-образное мышление, а у некоторых учащихся с ЗПР - и 
наглядно-действенное, наблюдается низкий уровень развития памяти 
и внимания, учитель начальных классов может с успехом использовать 
на уроках природоведения схемы, которые позволяют лучше усвоить 
материал. Слабо успевающим детям схема также поможет при рассказе 
изученного материала, так как заключает в себе логическую 
последовательность излагаемой информации в виде рисунков и 
чертежей.
   Задача учителя, работающего со схемами, сводится не только к 
тому, чтобы помочь ученикам создавать определенные представления, 
но и чтобы научить их мыслить: сравнивать, анализировать, 
рассуждать, делать выводы, искать решения, - так как схемы 
являются одной из наиболее доступных форм абстракции для младших 
школьников.
   Методика работы со схемами необычайно разнообразна. Это 
конструирование схем, соединение отдельных блоков схемы связующими 
стрелками с объяснением связей, составление рассказов по схеме, 
иллюстрация схемы своими наблюдениями и т.д.
   Уже на первом уроке ученики изучают объекты живой и неживой 
природы. Для более полного усвоения материала и дальнейшего его 
запоминания можно использовать соответствующую схему:

   При изучении полезных ископаемых рекомендуем использовать схемы, 
позволяющие ученикам составить подробное и отчетливое 
представление о способах их добычи. 

   Схема, помогающая лучше запомнить классификацию полезных 
ископаемых, может присутствовать на вводном уроке по этой теме. 
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ: ГОРЮЧИЕ: РУДНЫЕ:
песок, глина, гранит, бакситыуголь, нефть, газжелезная руда
При изучении темы "Железная руда» учитель предлагает детям схему, которая в доступной форме объясняет процесс переработки руды Работая со схемой, учитель подробно рассказывает об этом процессе. Наиболее эффективным приемом на уроке со слабоуспевающими детьми будет последовательная зарисовка в тетрадь схемы, которую учитель рисует на доске. В процессе изучения природоведения могут использоваться самые различные схемы. Это могут быть зашифрованные блоки информации, содержащие иллюстрации и условные обозначения, экологические знаки, схематические рисунки, чертежи и другой графический материал. Приводим схемы, раскрывающие важнейшие понятия природоведения: Цепи питания: Освещенность Земли Солнцем: Характер земной поверхности: Охрана воздуха: Правила поведения в лесу: Основное назначение схем - помочь сосредоточить внимание детей на главном, глубже понять логическую сущность понятий. Можно рекомендовать каждому учителю собирать своего рода схемотеку - это не только средство повысить эффективность обучения, но и само по себе увлекательное, творческое занятие.