Загадки.
Ценность загадок заключается в том, что с их помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал загадки незаметными средствами пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Загадки как жанр устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, памяти, логического мышления. Они позволяют с раннего детства побуждать детей к познавательной активности. Загадки должны отражать доступный для понимания умственно отсталого ребенка мир предметов, вещей, отношений. Нужно учитывать, что словарный запас таких детей невелик, и реальный мир воспринимается ими словоо6разно. Загадки должны соответствовать их уровню развития. Большое значение загадки имеют при формировании представлений и понятий. Они позволяют в более интересной и доступной форме познакомить детей с программным материалом. Целенаправленное и систематическое использование загадок в работе с детьми младшего школьного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.
Времена года.
Дел у меня немало: Несу я урожаи Я белым одеялом Поле вновь засеваю Всю землю укрываю, Птицу к югу отправляю Белю поля, дома, Деревья раздеваю. Зовут меня...(зима) Но не касаюсь сосен И елочек. Я...(осень) Я раскрываю почки Я соткана из зноя В зелени листочки Несу тепло с собою Деревья одеваю Я реки согреваю Посевы поливаю Купайтесь - приглашаю Движением полна И любите за это Зовут меня...(весна) Вы все меня. Я ...(лето)![]()
Растения.
Не драчун, не забияка, А заставит плакать всякого.(лук)Только – только народился – Сразу в шляпу нарядился.(гриб)
На сучках висят шары, Посинели от жары.(слива)
И зелен, и густ, На грядке вырос куст. Покопай немножко, Под кустом ...(картошка)Белые ресницы, золотой глазок, Этой озорнице поклонись разок.(ромашка)
Явления природы.
Было видно далеко, Да кто-то пролил молоко. До чего обидно Ничего не видно!(туман) Без рук рисует, Без зубов кусает.(мороз) Взгляну в окошко, Идет длинный Антошка.(дождь) Все не нравится девице. Даже весь небесный свод Как лихая ученица – Раз и два – перечеркнет.(молния)![]()
Животные
Хитрая плутовка, Рыжий молокозавод Рыжая головка, День и ночь траву жует, Хвост пушистый – краса Ведь ее не так легко А зовут ее ...(лиса) Переделать в молоко(корова) Вместо хвостика крючок, Хозяин лесной просыпается весной, Вместо носа - пятачок. А зимой, под въюжный вой Пятачок - дырявый, Спит в избушке снеговой.(медведь) А крючок вертлявый.(свинья) Хвост длинный, Сами крошки, Боятся очень кошки.(мыши)![]()