Загадки.
Ценность загадок заключается в том, что с их помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал загадки незаметными средствами пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Загадки как жанр устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, памяти, логического мышления. Они позволяют с раннего детства побуждать детей к познавательной активности. Загадки должны отражать доступный для понимания умственно отсталого ребенка мир предметов, вещей, отношений. Нужно учитывать, что словарный запас таких детей невелик, и реальный мир воспринимается ими словоо6разно. Загадки должны соответствовать их уровню развития. Большое значение загадки имеют при формировании представлений и понятий. Они позволяют в более интересной и доступной форме познакомить детей с программным материалом. Целенаправленное и систематическое использование загадок в работе с детьми младшего школьного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.
Времена года.
Дел у меня немало: Несу я урожаи
Я белым одеялом Поле вновь засеваю
Всю землю укрываю, Птицу к югу отправляю
Белю поля, дома, Деревья раздеваю.
Зовут меня...(зима) Но не касаюсь сосен
И елочек. Я...(осень)
Я раскрываю почки Я соткана из зноя
В зелени листочки Несу тепло с собою
Деревья одеваю Я реки согреваю
Посевы поливаю Купайтесь - приглашаю
Движением полна И любите за это
Зовут меня...(весна) Вы все меня. Я ...(лето)
Растения.
Не драчун, не забияка, А заставит плакать всякого.(лук)Только – только народился – Сразу в шляпу нарядился.(гриб)
На сучках висят шары, Посинели от жары.(слива)
И зелен, и густ, На грядке вырос куст. Покопай немножко, Под кустом ...(картошка)Белые ресницы, золотой глазок, Этой озорнице поклонись разок.(ромашка)
Явления природы.
Было видно далеко,
Да кто-то пролил молоко.
До чего обидно
Ничего не видно!(туман)
Без рук рисует,
Без зубов кусает.(мороз)
Взгляну в окошко,
Идет длинный Антошка.(дождь)
Все не нравится девице.
Даже весь небесный свод
Как лихая ученица –
Раз и два – перечеркнет.(молния)
Животные
Хитрая плутовка, Рыжий молокозавод
Рыжая головка, День и ночь траву жует,
Хвост пушистый – краса Ведь ее не так легко
А зовут ее ...(лиса) Переделать в молоко(корова)
Вместо хвостика крючок, Хозяин лесной просыпается весной,
Вместо носа - пятачок. А зимой, под въюжный вой
Пятачок - дырявый, Спит в избушке снеговой.(медведь)
А крючок вертлявый.(свинья)
Хвост длинный,
Сами крошки,
Боятся очень кошки.(мыши)