Загадки.


   Ценность загадок заключается в том, что с их помощью взрослый 
легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
В.А. Сухомлинский считал загадки незаметными средствами 
пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой 
индивидуальности. Загадки как жанр устного народного творчества 
таят в себе неисчерпаемые  возможности для развития речевых 
навыков, памяти, логического мышления. Они позволяют с раннего 
детства побуждать детей к познавательной активности.
   Загадки должны отражать доступный для понимания умственно отсталого 
ребенка мир предметов, вещей, отношений. Нужно учитывать, что 
словарный запас таких детей невелик, и реальный мир воспринимается 
ими словоо6разно. Загадки должны соответствовать их уровню развития.
   Большое значение загадки имеют при формировании представлений и 
понятий. Они позволяют в более интересной и доступной форме 
познакомить детей с программным материалом. Целенаправленное и 
систематическое использование загадок в работе с детьми младшего 
школьного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками 
самостоятельной художественно-речевой деятельности.

Времена года.


Дел у меня немало:           Несу я урожаи 
Я белым одеялом              Поле вновь засеваю 
Всю землю укрываю,           Птицу к югу отправляю
Белю поля, дома,             Деревья раздеваю.
Зовут меня...(зима)          Но не касаюсь сосен
                             И елочек. Я...(осень)

          Я раскрываю почки           Я соткана из зноя 
          В зелени листочки           Несу тепло с собою
          Деревья одеваю              Я реки согреваю 
          Посевы поливаю              Купайтесь - приглашаю 
          Движением полна             И любите за это
          Зовут меня...(весна)        Вы все меня. Я ...(лето)
                         

Растения.


Не драчун, не забияка, 
А заставит плакать всякого.(лук)

Только – только народился – Сразу в шляпу нарядился.(гриб)

На сучках висят шары, Посинели от жары.(слива)

И зелен, и густ, На грядке вырос куст. Покопай немножко, Под кустом ...(картошка)

Белые ресницы, золотой глазок, Этой озорнице поклонись разок.(ромашка)

Явления природы.


Было видно далеко,
Да кто-то пролил молоко.
До чего обидно 
Ничего не видно!(туман)

                  Без рук рисует, 
                  Без зубов кусает.(мороз)

                                     Взгляну в окошко,
                                     Идет длинный Антошка.(дождь)

Все не нравится девице.
Даже весь небесный свод
Как лихая ученица –
Раз и два – перечеркнет.(молния)

Животные


Хитрая плутовка,           Рыжий молокозавод
Рыжая головка,             День и ночь траву жует,
Хвост пушистый – краса     Ведь ее не так легко 
А зовут ее ...(лиса)       Переделать в молоко(корова)

      Вместо хвостика крючок,      Хозяин лесной просыпается весной, 
      Вместо носа - пятачок.       А зимой, под въюжный вой
      Пятачок - дырявый,           Спит в избушке снеговой.(медведь)
      А крючок вертлявый.(свинья)


Хвост длинный,
Сами крошки,
Боятся очень кошки.(мыши)