Методики развития памяти.
Методика запоминания словесного материала в заданной последовательности.
Перед ребенком выкладывается 10 – 12 картинок с изображением предметов и ставится задача показать предмет в ответ на название педагогом в случайном порядке его словестног7о эквивалента, а также задача запомнить, в каком порядке назывались и показывались предметы. Через 10 – 15 минут карточки с изображением предметов требуется разложить по порядку. Использование зрительной опоры помогает запомнить и удержать в памяти достаточно большой по объему материал.
Методика «распространения» предложений.
При слуховом способе предъявления ребенку вербальной информации дается предложение (Девочка сидит) и предлагается добавить слова со значением действия, качества и т. д. для усложнения структуры предложения (Девочка сидит на стуле. Маленькая девочка сидит на высоком стуле. Маленькая красивая девочка прямо сидит на высоком стуле … и . д.). Поскольку в памяти необходимо удерживать предыдущую версию фразы для последующего её расширения, методика развивает объем памяти в динамике повторения и помехоустойчивость слухоречевой памяти. Вариант задания: для группы детей предлагается игра, в которой надо действовать следующим образом: один ребенок называет слово (стол), другой ребенок повторяет названное слово и добавляет свое (стул). Игра длиться до тех пор, пока кто – нибудь из играющих не собьется. После этого можно подсчитать количество названных слов, обратить внимание на порядок их воспроизведения. Повторяя эту игру достаточно часто, вы сможете убедиться, что количество и порядок удерживаемых в памяти слов, будет постепенно и неуклонно расти.
Методика развития внимания.
Предлагается внимательно выслушать следующий ряд слов: красный, кровать, стол, синий, огурец, белый, свекла, диван, зеленый, чашка. После чего необходимо ответить на вопросы: - Сколько всего слов было названо? - На какие группы можно разделит все слова? - Сколько и какие названия цветов? - Какое слово третье? (пятое, последнее и т. д.)
Методика подсчитывания количества слов в предложениях, предъявляемых вслух.
Особенность методики состоит в подборе фраз, в которых употребляются слова, содержащие приставки, сходные с предлогами. (Машина въехала в гору; Санки съехали с горы и перевернулись; Посреди обширных лугов рос дуб; У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный … и т. п.) Важным моментом при выполнении задания являются указания на ошибки, т, е. актуализация механизма обратной связи.