Сравнение.
Диагностика умения сравнивать
Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета или понятия.Например: Книга – тетрадь; Лошадь-корова; Линейка-треугольник; Озеро-река; Солнце-луна; Сани-телега; Дождь-снег; Ручка-карандаш; Куст-дерево; Вишня-слива; Озеро-пруд; Море-река; Автобус-троллейбус; Трамвай-троллейбус.
Каждый ученик на листе бумаги должен написать слева черты сходства, а справа – отличительные черты названных предметов или понятий. На выполнение задания по одной паре слов дается 4 минуты. Затем листки собираются. Обработка результатов: составляется общий список черт сходства и отличительных признаков названных предметов, затем устанавливается, какую часть этого списка сумел написать ученик. Доля названных учеником черт сходства и различия из общего числа черт в процентах – это уровень развития умения сравнивать.
Практическая работа
Тест 1:
1. Чем схожи числа: 10 и 34; 2 и 17; 2. Чем похожи выражения 70 + 30= 20 + 10= 60 + 40= 3. Чем схожи выражения (40+2)-20= (50+4)-30= (30+10)-20= 4. Чем отличаются примеры (30+5)+2=30+(5+2)=30+7=37 35+2=(30+5)+2=30+(5+2)=30+7=37 5. Чем отличаются примеры (40+4)+2=40+(4+2)=40+6=46 70+(10+5)=(70+10)+5=80+5=85 6. Решите примеры, распишите решение подробно. Чем отличаются первые три примера от последнего? 90-4= 80-5= 70-6= 90-10= 7. У Маши было 21 метр ткани. Отрезали 5 метров. Сколько метров ткани у неё осталось? 8. У Даши было 27 метров ткани. Отрезали 5 метров. Сколько метров ткани у неё осталось? Решите задачи и найдите сходства вычисления. 9. Сравните, чем похожи решения этих примеров. Решите их. 20+15= 25+3=Тест 2:
1. Чем отличаются фигуры? (количеством углов, (количеством углов, размером) сторон, формой) 2. Найдите одинаковые домики. 3. Какой человек убежал? 4. Чем схожи числа 27 и 28? (они двузначные в каждом числе есть по два десятка) Чем схожи числа 15 и 51? (двузначные, нечетные, в каждом есть цифра 5)Тест 3:
1. Чем схожи числа: 7 и 71; 31 и38; 77 и 17; 24 и 624; 2. Найти общие признаки чисел: 8 и 18; 20 и 10; 5 и 50; 17 и 170; 6 и 60; 42 и 420; 3. Сравнить геометрические фигуры: Чем отличается четырехугольник от треугольника? Чем отличается треугольник от шестиугольника? 4. Найти общие признаки чисел: 21 и 201; 13 и 31; 13; 17; 31; 21; 5. Даны числа. Чем они похожи и чем отличаются? 5; 15; 563; 25; 12 и 21; 5 и 15;