Сравнение.

Диагностика умения сравнивать

Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета 
или понятия.

Например: Книга – тетрадь; Лошадь-корова; Линейка-треугольник; Озеро-река; Солнце-луна; Сани-телега; Дождь-снег; Ручка-карандаш; Куст-дерево; Вишня-слива; Озеро-пруд; Море-река; Автобус-троллейбус; Трамвай-троллейбус.

Каждый ученик на листе бумаги должен написать слева черты сходства, а справа – отличительные черты названных предметов или понятий. На выполнение задания по одной паре слов дается 4 минуты. Затем листки собираются. Обработка результатов: составляется общий список черт сходства и отличительных признаков названных предметов, затем устанавливается, какую часть этого списка сумел написать ученик. Доля названных учеником черт сходства и различия из общего числа черт в процентах – это уровень развития умения сравнивать.

Практическая работа

Тест 1:

1.	Чем схожи числа:
      10 и 34;       2 и 17;
2.	Чем похожи выражения
70 + 30=      20 + 10=        60 + 40=
3.	Чем схожи выражения
(40+2)-20=
(50+4)-30=
(30+10)-20=
4.	Чем отличаются примеры
(30+5)+2=30+(5+2)=30+7=37
35+2=(30+5)+2=30+(5+2)=30+7=37
5.	Чем отличаются примеры
(40+4)+2=40+(4+2)=40+6=46
70+(10+5)=(70+10)+5=80+5=85
6.	Решите примеры, распишите решение подробно. 
Чем отличаются первые три примера от последнего?
90-4=
80-5=
70-6=
90-10=
7.	У Маши было 21 метр ткани. Отрезали 5 метров. Сколько 
метров ткани у неё осталось?
8.	У Даши было 27 метров ткани. Отрезали 5 метров. Сколько 
метров ткани у неё осталось?
Решите задачи и найдите сходства вычисления.
9.	Сравните, чем похожи решения этих примеров. Решите их.
20+15=
25+3=

Тест 2:

1. Чем отличаются фигуры? (количеством углов, (количеством углов, размером) сторон, формой) 2. Найдите одинаковые домики. 3. Какой человек убежал? 4. Чем схожи числа 27 и 28? (они двузначные в каждом числе есть по два десятка) Чем схожи числа 15 и 51? (двузначные, нечетные, в каждом есть цифра 5)

Тест 3:

1. Чем схожи числа: 7 и 71; 31 и38; 77 и 17; 24 и 624; 2. Найти общие признаки чисел: 8 и 18; 20 и 10; 5 и 50; 17 и 170; 6 и 60; 42 и 420; 3. Сравнить геометрические фигуры: Чем отличается четырехугольник от треугольника? Чем отличается треугольник от шестиугольника? 4. Найти общие признаки чисел: 21 и 201; 13 и 31; 13; 17; 31; 21; 5. Даны числа. Чем они похожи и чем отличаются? 5; 15; 563; 25; 12 и 21; 5 и 15;