Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

Упражнение № 1


Предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
   ГЕСКЛАЛЛАЕССАНЕССАСДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕЕНАДСЛАТЕТАЛЬТАРРС
   УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР 
В) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА
   КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА
г) ГРУММОПД
д) ВАТЕРПРООФЕТТА
   СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ
с) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА
   ХЛОРОФОНИМА Т А ДАРРИСВЛ ТЕНОРР А
3) ЛАЙОНОСАНДЕРА
и) МИНОСЕПРИТ АМА ТОРЕНТАЛИ
   ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ
к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГР
   АФУНИТАРЕ
м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН
н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМ
   СТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН
о) ОСТИМАРЕ

Упражнение № 2


Концентрация внимания и достаточно долгое удержание 
сосредоточенности достигается в играх - соревнованиях. Перед 
учащимися ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые 
предметы. В течение одной-двух минут показывают несколько из 
них (например, карандаши, запонки, камешки, бусы, ручки и др.). 
Затем их закрывают и предлагают ребятам подробно описать каждый 
предмет, его величину, цвет. Эту же игру можно проводить с 
участием самих ребят. Т.е. рассматривать непосредственно своих 
товарищей и отмечать, какие изменения произошли в их одежде, 
их расположении и т.д. Еще один вариант - предложив рассмотреть 
несколько предметов, затем, после того как дети закроют глаза, 
убрать некоторые из них, поменять местами или, наоборот, 
добавить. Таким образом, подобное упражнение открывает широкое 
поле для творческого воображения учителя.

Формирование приемов самоконтроля


Успешность и результативность обучения в школе во многом зависит 
от состояния контроля за процессом усвоения учебного материала. 
Контрольное действие может быть усвоено детьми этого возраста 
эффективно только в форме ролевых взаимоотношений. Поэтому 
правила взаимного контроля используются в сюжетной игре.

Упражнение № 3 «Фабрика игрушек»


   Игра включает в себя последовательные взаимосвязанные ролевые 
действия «мастера», «художника», «упаковщика» и «контролера». 
Специальная роль, контролера вводится для того, чтобы придать 
контрольной функции самостоятельное - значение в глазах ребенка. 
Этому  способствует также и обозначение контрольной функции 
особым знаком, который в ходе игры приобретает значение средства, 
организующего поведение детей.
   В обязанности контролера входит наблюдение за тем, как 
работают остальные сотрудники, оценка их труда и режима работы. 
Каждая игровая группа состоит из 4 детей, в группе проводится в 
среднем по 4 игровых занятия. Во время занятий обособленная роль 
контролера снимается, и его функции распределяются между детьми: 
каждый  играющий получает значок, а вместе с ним и новые 
обязанности - проверять работу партнёров. Взаимность контроля, 
постоянная смена позиций в процессе игры (контролер - проверяемый) 
способствуют усвоению ребенком двусторонней формы контрольных 
отношений. После этого игру можно видоизменить, формирование 
приема контроля перенести с товарища на самого себя.
   Детям дается задание - отсортировать фигурки по размеру. 
После того, как ребенок получает инструкцию, учитель прикалывает 
ему значок контролера и спрашивает, кого теперь надо будет 
проверять. Этот прием используется для того, чтобы связать 
освоенные ребенком в игре правила контроля за действиями 
партнеров с требованием самоконтроля. После проведения серии 
таких обучающих упражнении у детей появляется устойчивое 
соблюдение правил даже в индивидуальной неигровой ситуации.
   Для развития приемов самоконтроля можно использовать также 
целую серию дидактических игр. 

Упражнение № 4 Формирование умения отделять форму понятия от его содержания


   «Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, 
какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче».

- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему? 
- Кот или кит? Какое больше? Почему?
- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему? 
- Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?

Учитель может придумать свои вопросы, ориентируясь на 
приведенные выше.

Упражнение № 5 «Запоминание слов»


   Теперь можно попробовать научить детей запоминать несколько 
логически не связанных слов. Начните с 10 слов, например:

дерево    стол      река       корзина     расческа
мыло      ежик      резинка    книга       солнце	

Эти слова надо связать в рассказ:
   «Представьте красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону 
доска, из доски вниз опускается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к 
столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в 
целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая 
превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки на берег. Вы 
подходите, отламываете один край – получается РАСЧЕСКА. Вы берете 
ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. 
Мыло стекает и остаются волосы торчащие ЁЖИКОМ. Вам очень 
неудобно и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка 
не выдерживает и лопается. Когда она попадает вниз, 
разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы 
открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ».
   
   Сначала пусть дети пытаются представить рассказ, составленный 
вами, затем  практикуются сами, придумывая рассказ (используя 
другие слова) и делясь им друг с другом. На заключительном 
этапе - вы диктуете им слова, а они, самостоятельно воображая, 
запоминают их.
   Постепенно количество слов, предназначенных для запоминания, 
увеличивается. 
   Задача учителя во всей этой работе - привести подобную запись, 
упорядочение и извлечение материала из памяти в устойчивый 
навык работы с информацией.
   Теперь остановимся непосредственно на запоминании 
материала, часто
используемого в школьной программе.

Упражнение № 6 Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов


   «Автомобиль ездит на бензине или на другом топливе; трамвай, 
троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это 
вместе можно отнести к группе «транспорт». Увидев незнакомую 
машину (например, автокран), спрашивают, что это? Почему?»
   
Подобные упражнения выполняются и с другими понятиями: 
инструменты, посуда, растения, животные и т.д.

Упражнение №7 «Запоминание стихов»


   Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и 
основана предлагаемая техника запоминания, которой следует 
обучать детей.

В огороде чучело Шляпу нахлобучило Рукавами машет И как будто пляшет! Это чучело – оно Сторожить поставлено, Чтобы птицы не летали, Чтоб горошек не клевали. Вот какое чучело Шляпу нахлобучило, Синий шарф на палке Пусть боятся галки! (Н. Михайлова)

а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения. б) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строчки в уме. Постарайтесь нарисовать картину яркой, но чувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам ее содержание или нет. в) Перейдите к следующей строчке. Прочитайте ее вслух и представьте в своем воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками. У детей в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержавшихся в стихотворении. Дайте им задание прочитать все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами. г) «Теперь - говорите вы детям, - попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь от зрительных образов. Закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами». д) Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотворение еще раз внимательно. Исправьте также последовательность, в которой эти образы у вас возникают. е) Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы. Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение: опишите и охарактеризуйте с детьми стихи, попросите их поделиться впечатлениями от самого текста.

Упражнение № 8 «Запоминание текста»


   Очень часто учитель сталкивается с трудностями в обучении детей 
пересказу как в устной форме, так и в письменной (изложении). 
Предлагаем вам примерный вариант работы с текстом, облегчающий 
его запоминание,

1. Определите основную идею содержания текста. Выявите главное – 
о чем идет речь? Для этого разрешите детям бегло посмотреть текст. 
Обратите внимание  ребят на заголовок.
2, Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь 
помочь им поставить вопросы к каждой части, основываясь на 
подзаголовках (если есть), а затем при чтении дайте им возможность 
найти на них ответы. Это позволит детям проследить развитие 
главной цели произведения.
3. Составьте с детьми план текста, выявляющий его структурную 
композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, 
содержание внутри которых объединено общей идеей. План можно 
составить письменно, а можно подчеркивать ключевые слова в 
абзаце, которые и составят основную мысль.
4.  Предложите детям пересказать эти идеи сначала вслух, а затем 
про себя.
5. Теперь дети должны тотчас же повторно просмотреть текст, 
вновь акцентируя внимание на основных идеях, порядке их изложения 
и выделяя яркие образы и примеры подкрепляющие основную мысль.
   При чтении просите детей зримо воспроизводить образы, 
подсказываемые текстом.
6. Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе 
с детьми самые существенные из них.
7. Наконец, перейдите к личным  комментариям и замечаниям детей. 
Выясните, что думают ребята об отношении автора к главным героям, 
событиям. Попросите их доказать это. Затем перейдите к обсуждению 
впечатлений самих детей. Старайтесь, чтобы дети не ограничивались 
согласием или несогласием с автором, а выражали почему их мнение 
таково. Попросите их точно описать, что им нравится, а что нет.
8. В заключение дайте ребятам возможность ответить на шесть 
простых вопросов: Кто делает, Что, Когда, Почему, Где, Как? 
Это позволить дольше сохранить прочитанное в активной зоне 
детской памяти.

Упражнение № 9 «Формирование умения устанавливать связи между понятиями»


Приведенное ниже упражнение предполагает установление отношений, 
в которых находятся данные слова. Примерная пара слов является 
как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать 
пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведется 
совместно учителем и детьми. Задача учителя - подвести ребят к 
логическому выбору связей между понятиями, возможности 
последовательно выявить существенные признаки для установления 
аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится 
логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, 
проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных 
аналогий. Только когда у детей будет сформировано устойчивое и 
последовательное умение устанавливать логические ассоциации, 
учитель может переходить к заданиям для самостоятельной работы. 

Примерные виды заданий:

1. ЛОШАДЬ                       КОРОВА                                                                 
   жеребенок       пастбище, рога, молоко, теленок, бык
2. ЯЙЦО                         КАРТОФЕЛЬ
   скорлупа        курица, огород, капуста, суп, шелуха
3. ЛОЖКА                        ВИЛКА
   каша            масло, нож, тарелка, мясо, посуда
4.КОНЬКИ                        ЛОДКА
   зима            лед, каток, весло, лето, река
5. УХО                          ЗУБЫ
   слышать         видеть, лечить, рот, щека, жевать
6. СОБАКА                       ЩУКА
   шерсть          овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя
7. ПРОБКА                       КАМЕНЬ
   плавать         пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик
8. ЧАЙ                          СУП
   сахар           вода, тарелка, крупа, соль, ложка
9. ДЕРЕВО                       РУКА
   сук             топор, перчатка, нога, работа, палец
10. ДОЖДЬ                       МОРОЗ
   зонтик          полка, холод, сани, зима, шуба
11. НОЖ                         СТОЛ
   сталь           вилка, дерево, стул, пища, скатерть
12. ПТИЦА                       ЧЕЛОВЕК
   гнездо          люди, птенец, рабочий, зверь, дом

Упражнение № 10 «Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждение при решении длинного ряда однотипных задач»


   Учитель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам ряд слов, из 
этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие 
главные признаки основного слова, т. е.  то, без чего этот предмет 
не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному 
слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. 
Например, сад …  Как вы думаете, какие из данных слов главные: 
растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего не 
может быть сада? Может ли быть сад без растений? Почему?.. без 
садовника… собаки… забора… земли?.. Почему!»
   Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, 
чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является 
главным существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:
а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище) 
б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага) 
ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) 
з) Чтения (глаза, книга, картинка, печать, слово)
и)Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

   Это упражнение позволяет целенаправить поиск решения, 
активизировать мышление,  создать определенный уровень 
абстрагирования.
   Работа учителя по формированию у детей умения выделять 
существенные признаки понятий, устанавливать различные 
отношения подготавливают благоприятную почву для развития 
способностей к образованию суждений, как более высокой ступени 
в развитии абстрактно-логического мышления. Целенаправленность 
суждений, степень их глубины зависит от умения ребенка 
оперировать смыслом, понимать переносный смысл. Для этой работы 
учитель может использовать различный литературный материал, 
пословицы, поговорки, содержащие в себе возможности вербализации 
и трансформации текста.

Упражнение № 11 «Формирование способности оперирования смыслом»


   "Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к 
ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:
Семь раз отмерь, а один раз отрежь
      а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы
      б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать
      в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал
Правильный выбор здесь – «Прежде чем сделать, надо хорошо подумать»

Примерные задания:
1. Лучше меньше, да лучше
   а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих
   б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных
2. Поспешишь - людей насмешишь
   а) Клоун смешит людей
   б) Чтоб сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать
   в) Торопливость может привести к нелепым результатам
3. Куй железо пока горячо
   а) Кузнец кует горячее железо
   б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их 
использовать
   в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, 
чем тот который торопится
4. Нечего на зеркало пенять коли рожа кривая
   а) Не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом
   б) Зеркало висит криво
5. Не красна изба углами, а красна пирогами
   а) О деле судят по результатам
   б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных
6. Сделал дело – гуляй смело
   а) Мальчик вышел на прогулку
   б) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть
7. Умелые руки не знают скуки
   а) Мастер своего дела любит и умеет трудиться
   б) Петр Иванович никогда не скучает
8. Не в свои сани не садись
   а) если не знаешь дела, не берись за него
   б) Зимой ездят на санях, а летом на телеге
   в) Езди только на своих санях
9. Не все золото, что блестит
   а) Медный браслет блестел как золотой
   б) Не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством
   в) Не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо