Работа над связной речью.

 

Краткий пересказ.

 

Конспекты занятий

 

 Занятие 1

 Тема. Работа над рассказом «Водолаз и акула».

 Цель. Учить детей находить главную мысль рассказа; формировать умение кратко пересказывать текст.

Ход занятия.

 I. Организационный момент.

 II. Работа над рассказом. Логопед читает рассказ «Водолаз и акула»

 

 «В море остановился пароход. Он бросил в воду якорь, но цепь оборвалась, и якорь остался на дне моря.

 Водолаз спустился на дно моря и стал привязывать цепь к якорю.

 Вдруг он увидел страшную акулу. Акула плыла прямо на него, но водолаз не растерялся. Он вынул кинжал и приготовился к защите. Акула подплыла совсем близко. Водолаз уда­рил ее кинжалом и убил.

 Потом водолаз привязал к якорю цепь и дал сигнал, чтобы его подняли кверху».

1) Деление рассказа на части.

 Логопед читает рассказ еще раз, ученики определяют конец каждой части.

Логопед: «Сколько получилось частей в рассказе?» (Пять частей.)

2) Озаглавливание каждой части. «Что самое главное в пер­вой части? - спрашивает логопед. - (Оборвалась цепь.) (Выс­тавляется картинка, изображающая оборванную цепь.) Что главное во второй части? (Водолаз.) (Выставляется картинка, изображающая водолаза.) Что главное в третьей части? (Появление акулы.) (Выставляется картинка, изображающая акулу.) Что главное в четвертой части? (Акула убита.) (Выставляется картинка, изображающая убитую акулу.) Что главное в после­дней части?» (Водолаз привязал цепь к якорю.) (Выставляется картинка, изображающая якорь с цепью.)

 Логопед обращает внимание детей на то, что получился план рассказа в картинках, и предлагает озаглавить каждую часть, используя эти картинки.  Затем логопед предлагает учащимся коротко пересказать рассказ по плану.

 

 Образец рассказа: Оборвалась цепь, которая держала якорь. Водолаз стал чинить цепь. На него напала акула. Водолаз убил акулу и починил цепь.

 

 Сравнение двух рассказов. Выясняется, что первый вариант рассказа подробный, а второй - краткий, в нем рассказывает­ся только самое главное.

 III. Итог занятия.

Логопед говорит детям: «Мы сегодня учились передавать главные события рассказа».

 

Тренировочные упражнения

 

 3адание 1. Прослушайте рассказ «Пудик». Разделите его на части.Озаглавьте каждую часть. Составьте план и перескажите по нему рассказ.

 

Пудик.

 

 Жил-был желторотый воробей. Звали его Пудик. Он жил под окном в теплом гнезде.

 Он не умел летать, только махал крыльями.

 Прилетала воробьиха, приносила букашек. Пудик глотал бу­кашек.

 Он часто высовывался из гнезда. Крылышки у него были еще маленькие.

 Подул ветер. Пудик сидел на краю гнезда. Он упал из гнез­да. Испугался Пудик, крылья распустил, качается на ножках.

 Подкралась к Пудику кошка. Увидала воробьиха. Подлете­ла к кошке. Раскрыла клюв и распушила перья. Хочет она Кошку клюнуть в глаз.

 В это время Пудик поднялся с земли и взлетел на окно. Мать прилетела к нему, но только без хвоста. Остался хвост в лапах у кошки. Смотрит на них кошка и мяукает.

(По М.Горькому)

Занятие 2

 Тема. Рассказ «Откуда соль берется» Л. Мезинова.

 Цель. Учить детей краткому пересказу.

 

Ход занятия

 1. Организационный момент.

 2. Работа над рассказом.

 Логопед читает рассказ «Откуда соль берется»:

 «Жила-была на свете Солонка. Стояла она на столе, солила понемногу всякую еду: борщ, кашу, котлеты и овощи. Но вот однажды кончилась у нее соль. Рассердились на Солонку кот­леты, обиделись овощи, разгневались борщ и каша.

- Надо пойти соли поискать, - сказала тогда Солонка и от­правилась в путь. Только никак не могла она отыскать хотя бы щепотку соли! На деревьях соль не растет. С неба не сыплется. Откуда ее взять?

- А ты к самому Соленому Морю сходи, - посоветовала ей знакомая Масленка, - у него соли много!

Прибежала Солонка на берег моря.

- Здравствуй, Соленое Море! Дай мне сольцы немного, ­сказала Солонка.

- Хорошо, - ответило Соленое Море. - Я дам тебе соли. Только сначала сходи к моему братцу, могучему Насосу-солесосу. Стоит Насос-Солесос на бережку, воду из моря перекачивает.

- Ты-то мне и нужен, Насос-Солесос, - обрадовалась Солонка. - Дай мне немного соли!

Забурлила вода. Перекачал великан Насос воду в маленькое озеро

- А теперь попроси Горячее Солнышко погреть воду, - ска­зал Солесос. - Нагреется вода, испарится, а соль на самом дне останется.

Попросила Солонка Горячее Солнышко. Превратило Солнце морскую воду в пар. А на дне озера осталась соль. Много соли, видимо-невидимо, хоть лопатой греби! Набрала Солонка соли, домой побежала. 

 Обрадовались котлеты, заплясали овощи в кастрюле, улыб­нулась друг другу борщ и каша. А за обедом рассказала им Со­лонка, откуда соль берется.

Оказывается, люди соль из морской воды добывают. А помо­гают им могучие насосы-солесосы и горячее южное солнце. Вот как!»

 Логопед обращается к детям: « Что нового вы узнали из этой сказки? Расскажем, как добывается соль, но сначала послушай­те стихи, они вам помогут составить рассказ».

Я зеленое - зеленое,  Он зовется Солесос.

Я соленое - соленое. В море воду добывает

У меня сокровищ много, И в озера выливает.

Хоть трудна до них дорога. А я моря, младший брат,  

И не маленькую роль  Я помочь любому рад.

Среди них играет соль!  Высыхаю я от солнца,

Это мощный насос, Оставляя соль на донце.

 

 

 3. Составление краткого пересказа.

Логопед требует от учащихся очень коротко рассказать о про­цессе добывания соли. Отмечаются наиболее удачные варианты.

 4. Итог занятия. Логопед спрашивает: « Чему вы научились сегодня? »

 

Тренировочное упражнение

 

 Задание 1. Прослушайте рассказ «Карандаш», составьте план расска­за. Кратко перескажите каждую часть.

 

Карандаш.

 У каждого школьника есть карандаш. Казалось бы, такая простая, привычная вещь, а знаешь, как не просто ее сделать?

Когда-то люди писали свинцовыми палочками, которые оставляли бледный след на бумаге. Потом появился карандаш, бы его сделать, понадобился труд людей различных профессий.

 Прежде всего, не всякое дерево годится на карандаш. Вот например, сибирский Keдp или красный можжевельник - у них древесина не лохматится под ножом, режется гладко удобно строгать.

 Графит добывают в горах, он такой же черный, как и уголь. Но одного графита мало, нужна еще хорошая глина, чтобы стерженек карандаша был прочным; нужны клей и жир, чтобы графит не рассыпался и оставлял на бумаге яркий след. На карандашной фабрике все это проходит через умные мшины, превращаясь то в порошок, то в мягкую нить, то в тон­кие палочки. Кто только ни работал для того, чтобы получился карандаш! И уважая труд людей, надо беречь такую маленькую, простую, привычную вещь - твой карандаш!

Слова для объяснения: можжевельник, древеси­на, графит.

 

Конспект занятия

 

 Тема. Рассказ «Бабочки».

 Цель. Учить детей понимать главное в рассказе и состав­лять условие задачи по данному тексту.

Ход занятия

 1. Организационный момент.

 2. Работа с рассказом.

 1) Логопед читает рассказ:

«Стояла жаркая погода. На лесной полянке летали три бабочки. Одна была желтая, другая коричневая с красными пят­нышками, а третья бабочка была голубая. Бабочки сели на ромашку. Тут прилетели еще две разноцвет­ные бабочки и опустились на эту же ромашку. Тесно было ба­бочкам, зато весело!»

 

 2) Составление условия задачи.

Логопед предлагает вспомнить учащимся, из каких частей состоит задача.(Условие и вопрос.)

Логопед: «Сейчас мы будем учиться составлять задачу, используя рассказ «Бабочки». Следует помнить, что из рассказа надо выбрать самое главное. Что самое главное в рассказе? (бабочки.) Сколько сначала сидело бабочек на ромашке? (три.) Сколько еще прилетело? (Две.) А теперь подумайте и составьте задачу про бабочек».

 

 3) Составление задач учащимися.

Учащиеся. На ромашке сидели три бабочки. К ним при­летело еще две бабочки.

Логопед. Что вы составили? (Условие задачи.)

Логопед. Задача получилась? (Нет, потому что нет вопроса.)

Поставьте вопрос к этой задаче. (Сколько всего стало бабочек?)

 

 4) Сравнение текста рассказа с текстом задачи.

Логопед. Чем отличается рассказ от задачи? (В рассказе все говорится подробно, а в задаче - кратко. В рассказе нет вопроса.)

 4. Итог занятия.

Логопед. Чему вы сегодня научились?

Тренировочные упражнения

 Задание 1. Прослушайте рассказ «рыбки» и составьте задачу.

 

Рыбки.

 Папа подарил Маше аквариум. Маша с мамой пошли в зоомагазин и купили семь красивых рыбок. Там они купили морские растения и камешки. Маша радостная бежала домой, ей так хотелось пустить рыбок в аквариум.

 Дома в аквариум положили камешки, опустили растения, налили воды и пустили рыбок.

 Утром случилась беда. Кот Васька влез на аквариум, лапой вытащил двух рыбок и съел. кота наказали, а рыбок стали прикрывать стеклом.

 

 Задание 2.

Прослушайте рассказ «Цыплята» и составьте задачу.

Цыплята.

 У бабушки в деревне есть курица Петрушка. Нанесла Петрушка 15 яиц. Яйца оставили в гнезде. Курица сидела на яйцах и не слетала даже поклевать корм. Вскоре из яиц вылупились цыплята. Все пятнадцать цыплят были желтенькие, как пушистые комочки. Цыплята росли. И скоро мы могли уже определить петушков, потому что у них быстро росли гребешки. Получилось восемь петушков, а остальные были курочки.

 (Аналогичные задачи можно составить из рассказов на сле­дующие темы: «Грибы», «Птицы», «Посуда» и др.)