Работа над слого - звуковым составом.

Ударение.

 Логопед для практического усвоения темы «Ударение» предлагает ученикам выполнить различные упражнения, при выполнении этих упражнений дети сначала отхлопывают ритмический рисунок слова, соотносят его с самим словом. На­учившись выделять ударный слог в слове, легко находят ударный гласный.

 

Тренировочные упражнения

Задание 1. Прослушайте и отхлопайте ритмические рисунки.

а) х-х-х, х-х-х, х-х-х;

б) Х-х, Х-х, Х-х и т. д.;
в) х-Х, х-Х, х-Х и т. д.;

г) х-Х-х, х-Х-х, х-Х-х и т. д.;

д) Х-х-х, Х-х-х, Х-х-х и т. д.;

е) х-х-Х, х-х-Х, х-х-Х;
ж) х-х-Х-х, х-х-Х-х-х-Х-х;

Задание 2. Прослушайте и повторите слова, отхлопайте ритмичес­кий рисунок слов. (Логопед называет слово, выделяя голосом ударный слог, учащиеся отхлопывают ритмический рисунок слова, громким хлоп­ком показывает ударный слог, например: рыба Х).

Логопед произносит слова так, как они пишутся:

а) рыба, липа, соки, заяц, тихо, руки, ходит, водит, крас­ный, синий, горький, птица;

б) рука, дубы, лицо, лиса, валы, окно, пятно, шаги, ковры, столы, стакан;

в) лимоны, бумага, сугробы, выходит, столица, корзина, ту­маны, рубашка;

г) бабушка, курица, солнышко, лапочка, дудочка;

д) крокодил, проводник, сапоги, попугай, провода, расска­жи, положи;

е) попугайчик, сарафаны, крокодилы, загородка.

Задание 3. Прослушайте и повторите слова, выделите голосом ударный слог, затем ударную гласную. Начертите схему слова, обозначьте ударение.

 у

Образец: руки ру ___ ___, ___ ___

(Можно использовать лексический материал предыдущего задания.)

Задание 4. составь слова из слогов, запишите получившиеся слова в тетрадь (У детей имеются индивидуальные карточки, на которых даны деформированные слова: а) с картинами (картинки подбирает логопед),

б) без картинок. Ученики самостоятельно выполняют задания, после чего работа проверяется

 

а) По опорным картинкам.

ка-мас, та-пас, ты-кус, ры-ша, ки-ру, па-ли, ги-но, ло-мы, та-кар. ка-круж, кя-шап, лаш-ша, на-вес, шок-ме, ба-тру, ка­-бул, ка-мис, ми-до, ши-у, па-шля, ка-чаш, ло-ши, жи-лы, ба-жа.

б) без картинок.

ба-ры, ки-нос, на-ши-ма, тец-си, чи-клю, ка-руч, ка-ба-буш, за-ро, лец-па, тя-те, ки-оч, ка-де-душ, ка-кор, ны-мо-ли, ла-кук, ка-лож, лы-сто.

 

Задание 5. К данным слогам добавьте еще один слог так, чтобы полу­чилось слово.

 

Задание 6. К конечному слогу добавьте слог, чтобы получилось слово.

Задание 7. Закончите слово, добавив слог.

а) по картинкам:

ра...(мя), мо...(ре), ро...(га), фла...(ги), гру...(ша), гру...(бы);

б) без картинок:

ду...(бы), две...(ты), крыль...(цо), кры...(ша), шар...(фы), тап...(ки).

Задание 8. Составьте слово, добавив начальный слог.

(но)..ок, (за)...бор, (ры)...ба. (ме)...шок, (лен)...та, (ста)... кан, (мис)...ка, (гри)...бы, (кры)...ша. (бел)...ка.

 

Задание 9. Из слов задания 6 выбрать слова, соответствующие схе­мам:

ы а, оо, и ы, а о, а а

 

Задание 10. Измените слово так, чтобы получилось дни слоги. Составьте схему на вновь образованные слова, выделите гласные.

Образец: сом сомы.

Сом, мак, рак, ночь, сад, сыр, сок. крот, куст, мост, нож.

Задание 11. Измените слово так, чтобы получился один слог. Вновь образованные слова запишите, подчеркните гласную.

Образец: соки — сок.

Соки, носы, кусты, столы, дома, коты.

 

Задание 12. Измените слово так, чтобы получились один, два, затем три слога. Составьте схему на вновь образованные слова, выделите гласные.

Образец: дом дома домики, соль соли — соленый.

Дом, гриб, сом, крот, куст, соль, стол, блин, нож, лист. (В случае затруднения ребенку помогает логопед.)

 

Задание 13. Вставьте пропущенный слог. Составьте схему слов, под­черкните гласные. Запишите слова по слогам (требовать проговаривания слогов при записи):

а) ...-ши-на б)ра-...-та в)мы-ша-... г) ...-жи-на

 ...-жа-ма е...-та ко-жу-...  га-зе-...

 ...-ро-жок ку-...-ки тор-мо-.. аз-...ка

 ...-буш-ка вол-...-та ли-ней-... ма-..-зин

 ...-рад-ка; мо-...-зы; ка-ран-...; звез-…-ка

 

Задание 14. Спишите слова. Разделите их на слоги, подчерки» гласные.

а) Коза, лужа, сани, зима, риса, роза, Маша, луга, Вова, трава, школа, плита, книга, марка, мосты, буквы, кофта, карта, диван, малыш, домик, завод, банан, голос, пирог, замок, картон, листок, матрац, пиджак, кружок;

 

Образец: ра-бо-та, о-хо-та, ри-су-ю

б)работа молоко  пузыри охота рисую
 машина заводы сапоги  осока думаю
 
музыка вагоны топоры озеро вымою
 
береза ворона моторы уроки болею
 
паруса сорока сухари утята копаю;

 

в) кар-тош-ка, ру-баш-ка, яр-мар-ка

 картинка ниточка искорка
 
корзина девочка игрушка
 
листочки крыжовник стаканчик
 
морковка кружечка красочный

 и-рис-ка,  кра-пи-ва

 яичко яблоки

 Аленка столики

 Алешка медведи

 огурчик кроватка

г) сн-мо-ле-ты гу-се-ни-ца жа-во-ро-нок  зе-ле-нень-кий
 
чемоданы пулеметы жеребенок хорошенький
 
телефоны черемуха вороненок колокольчик
 
царапина черепаха нарисовал игрушечка
 
товарищи теплоход наговорил катушечка
 
земляника  молочник колхозники медвежата
 
накормила
 бархатные смородинанапортила

 махровые накрошила дежурные уронила.

 

Задание 15. Сначала выпишите слова, состоящие из одного слога, за­тем из двух и трех слогов. Подчеркните гласные буквы.

Пушка, суп, кошка, сапоги, тыква, ключ, вишни, лук, рысь, брат, ребята, мальчики, стон, капуста, щука, тишина, ракета.

 

Задание 16. Графические диктанты с выделением гласных. Логопед, использует слова предыдущих заданий. Напоминает ученикам о послоговом проговаривании слов.

 

Задание 17. Выпишите из текста слова, состоящие из одного слога, в  один столбик, слова, состоящие из двух слогов, — в другой, слова, состоящие из трех слогов — в третий. Подчеркните гласные. 

У дома сад. В саду клумба. На клумбе разные цветы: тюльпаны, розы, маки.

Рядом бежит река. В реке щуки, ерши, караси. Володя ловит рыбу. Вот лещ, Володя несет леща бабушке.

У Пети папа — плотник. У Веры папа — повар. У Полины папа — капитан. У Наташи — врач. У Риты — сталевар.


Ут-ро.

Утром мой чисто руки, лицо и шею. Вот чайник. Пей чай. Иди погулять. Задание 18. Спишите текст, неделя слова на слоги. Подчеркните глас­ные буквы. Проговаривайте слоги. Ка-те да-ли мы-ло. О-на мы-ла ру-ки, ли-цо, ше-ю. Ру-ки, ли-цо , ше-я бы-ли бе-лы. У до-ма бы-ла лу-жа. На лу-жу се-ли гу-си. Гу-си бы-ли се-ры. Ко-ни бы-ли на лу-гу. Ко-ни е-ли се-но. Па-ша, го-ни ко-ня. Э-то се-но на зи-му. Ма-ма и де-ти ушли. Кош-ка Мур-ка до-ма. Кош-ка ис-ка-ла е-ду. На пол-ке бы-ла ры-ба. Мур-ка взя-ла ры-бу и е-ла на по-лу. Кош-ка Мур-ка сы-та, а ры-бы нет.

Ле-то.

На-сту-пи-ло ле-то. По-ля-на по-кры-та цве-та-ми. Де-воч-ки рва-ли цве-ты. У Ри-ты боль-шой бу-кет ко-ло-коль-чи-ков. У Ма-ши букет ро-ма-шек. Со-ня пле-ла ве-ноч-ки. Всем бы-ло ве-се-ло.

Зи-ма.

При-шла хо-лод-ная зи-ма. Кру-гом мно-го сне-га. На-ме-ло боль-шие суг-ро-бы. Де-ти на го-ре. О-ни ка-та-ют-ся на лы-жах, а Ми-ша и Ко-ля на пру-ду. У них конь-ки. Ве-се-ло ка-тать-ся на конь-ках.

О-сень.

А вот и о-сень. Листь-я па-да-ют. Тра-ва по-жел-те-ла. Цве­-ты за-вя-ли. Ду-ет ве-тер. И-дет дож-дик.

Вес-на.

На-сту-пи-ла вес-на. Та-ет снег. По-ка-за-лись пер-вы-е про-та-лин-ки. За-жур-ча-ли ру-чей-ки. Ре-бя-тиш-ки пус-ка-ют ко-раб-ли-ки. Задание 19. Спишите предложения, разделите слова на слоги. Под­черкните гласные. Поставьте ударение в словах. Было лето. Неси рыбу. Была зима. Таня рада. Пили липу. Сани новы. Дети пели. Лови рыбу. Чижи пели. Мыли руки. Неси воду. Мыли ноги. Мама дома. Были дома. Веди козу. Проверь свою работу! Количество слогов должно соответствовать количеству гласных в слове. Задание 20. Спишите предложения, разделите слова на слоги, проговаривайте каждый слог. Поставьте ударение в выделенных словах. Мама дала мыло. Коле дали кашу. Сима, неси пилу. Маша мыла лицо. Сено было сухо. Коля, пили липу. Таня мыларуки. Куры пили воду. Папа, неси лыжи. Няня мыла Вику. Утро было ясно. Лена, вези сено. Дети были дома. Лиса рыла нору. Мама, вари мясо. (При определении ударной гласной произноси слово целиком). Задание 21. Спишите предложения, разделите слова на слоги, проговаривайте слоги. Подчеркните гласные первого ряда. Мила лепит. Маша уснула. Пером пишут. Лида несет. Папа устал. Рукой машут. Коля пасет. Малыш шалит. Пилой пилят. Мыши пищат. Гусак шипит. Ручкой пишут. Вася — малыш. Мыши пищат. Ножом режут. Задание 22. Спишите предложения, разделите слова на слоги. Подчеркните гласные второго ряда. Кошка спала. Тесто месят. Столы стоят. Мышка ушла. Ножик точат. Дожди идут. Марта стучит. Марки клеят. Ветры дуют. Рыбка плывет. Лапка болит. Солнце светит. Задание 23. Спишите текст, разделите слова на слоги. Подчеркните гласные. (При списывании требовать послоговое проговаривание слов.) У мамы сын Миша. Сын мал. У мамы Луша. Она мала. Шура мыла рамы. На полу сыро. Шура вымыла пол. Стало сухо. У Сони Мурка. Соня дала молоко. Мурка лакала молоко. Лида мала. У Лиды мыло. Она сама мыла руки. Это наш сад. В саду роза. У розы хорош запах. Роза хороша. Вова и Шура ловили рыбу. У Вовы лещ. У Шуры щука. Вари, мама, уху. Папа и мама были дома. Папа читал газету. Мама читала книгу. Маша учила уроки. Рома мал. Мама дала сыну мыло. Рома сам мыл лицо и руки. В дупле белка. У белки детки. Белка тащит в дупло грибы, орехи и мох. Пришла зима. Кругом снег. Дети рады. У Лиды санки. У Тани лыжи. Лида возит Колю. Птичка села на ветку. Это синичка. Вот снегирь. Снегирь долбит шишку. Он любит семена.