Исправление дисграфии у учащихся 2-3х классов.

Работа над словом. Родственные слова.

Конспект занятий

Тема. Родственные слова. Цель. Дать учащимся понятие о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов. Оборудование. Плакат с изображением чудо - дерева,карточки со словами сад, рассада, посадки, садовод, садовник, посадили.

Ход занятия

1. Организационный момент. Логопед предлагает учащимся прослушать и повторить в той же последовательности ряды слов. Сад, садовый, посадить, посадки, садовник, соль, соленый, посолить, соленья, рассол, лес, лесник, перелесок, лесок, лесной, гора, горка, пригорок, горняк, горный, воз, возить, перевозка, повозка, возчик. 2. Работа с текстами. Логопед читает текст рассказа: «Родник родит речку, а река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Выглядит,как это складно выходит: родник, родина, народ.Все эти слова как бы родня». После того как ученики выслушают текст, логопед, выясняет понятен ли им смысл слов родник, родина,родня, и говорит,что эти слова называются родственными. Затем логопед читает стихотворение. Как растут слова. Как - то много лет назад Вот из сада Посадили странный сад. Вам рассада. Не был сад фруктовым - Вот еще посадки рядом. Был он только словом. А вот садовод, Это слово, словно корень, С ним садовник идет. Разрастаться стало вскоре Очень интересно И плоды нам принесло - Гулять в саду словестном. Стало много новых слов. И вновь выясняется понимание смысла слов рассада, посадки, садовод, садовник. Логопед спрашивает: «Из какого слова «выросли» слова садовод, рассада, посадки? (Из слова - сад.) Слово Сад - это слово-корень». Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением чудо - дерева. Слово сад прикрепляет к корню дерева. Логопед предлагает: «Назовите слова, которые «выросли» из слова- корня сад. (Ученики называют слова и вставляют карточки- картинки в прорези дерева.) Все эти слова произошли от одного корня и называются однокоренными,родственными. Запишите родственные слова в тетрадь,выделите корень ». Образец записи: сад - рассада, посадки, садовод, посадили. 3. Работа с однокоренными словами, не являющимися родственными. Логопед записывает на доске пары слов: рис-рисунок; гора-горевать; водитедь-вода - и предлагает ученикам найти в них общую часть. Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть - корень слова. Сравнить пары по смыслу. Сказать, будут ли эти слова родственными, объяснить, почему не будут. Делается вывод. Далее логопед предлагает придумать предложение с каждым словом. 4.Итог занятия. Логопед: « Что нового вы сегодня узнали? Чему научились.

Тренировочные упражнения

Задание 1. К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки, запишите в тетради, выделите корень. Гора, горе – Горный, горюшко, пригорок, горевать. гористый, горький, горочка, пригорюнился. Вода, водить – Водить, подводник, привод, водянистый. проводник, водяной, водила, заводная. Пол, поле – Половая, полевой, напольная, полюшко, половик, половица. Рис, рисунок – Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать,рисунка, рисуночек, рисовал. Задание 2. Прочитайте слова. Найдите лишнее, не подходящее по смыслу слово. Объясните, почему оно не подходит. Шиповник, шипы, шипит, шиповки; маленький, малыш, малевать, малявка; шипучка, шиповник, шипящий, зашипел. Задание 3. Прослушайте сказку. Ответьте на вопросы.

Крепыш и Скрепка.

Это случилось в библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь.Там у дальней стены на верхней полке стоял Словарь. На его страницах были напечатаны все слова, какие есть в русском языке. Однажды к Словарю стали подбираться мыши, чтобы сгрызть его. Страшно стало Словарю. Начал он думать, как спастись от гибели. Думал, думал и вспомнил, что у него в самой середине есть крепкая страница. На ней напечатаны слова с корнем креп. Потряс Словарь эту страницу, и вывалилась из нее крепость, выпрыгнул Крепыш, а вслед за ним вывалилась Скрепка.Крепость с бойницами, рвами, башнями окружила Словарь. У ворот на мосту встал Крепыш. В крепостные ворота по мосту направилась Скрепка. Увидел ее Крепыш и засмеялся: «Ты зачем сюда такая тонкая? Без тебя обойдемся». Хотел он Скрепку копьем подцепить,да она успела прошмыгнуть. Разозлились мыши, никак к Словарю не подобраться. Под крепостными стенами собрались они на военный совет и начали думать,как крепость захватить. Вернулись мыши-разведчики.«Крепка крепость, - сказали они, - укрепления такие, что Крепышу никаких подкреплении не надо. Только один способ есть: ворваться в крепость по подземному ходу.Но надо иметь чертежи и планы, а они на столе в угловой башне. Окна там открыты ветер подует, чертежи, и планы сами к нам прилетят».Стали мыши ждать ветра. Тут ветер подул. Это библиотекарь открыл форточку. Мыши стали радоваться, а чертежи и планы не летят, потому что их скрепила тоненькая Скрепка.Сняли мыши осаду, и ушли в другой конец библиотеки. А там стояла мышеловка рядом с «Книгой о вкусной и здоровой пище». Мыши в нее и угодили. а) Используйте слова из задания 2; Отпраздновал Крепыш победу. Себя наградил Орденом укрепления 1 степени, крепости дал название Крепчайшая и вернулся в Словарь. Скрепка тоже заняла свое место в Словаре.И до сих пор никто не знает, что Скрепка Словарь спасла.Тонкая она, незаметная. Вопросы: Кого испугался Словарь? Что предпринял Словарь для своей защиты? Почему мыши не смогли подобраться к Словарю? Почему мыши не получили чертежей и планов? Что спасло Словарь? Кто оказался сильнее при защите Словаря? Задание 4. Вспомните и назовите слова, которые вывалились с крепкой страницы. (Крепость, Крепыш, Скрепка.)Назовите похожие слова, которые вы слышали в сказке. (Крепкая, крепостные, укрепления, подкрепление, крепка, скрепила, крепчайшая.) Как называются все эти слова? (Родственные.)Из какого корня образовались все эти слова? (Креп.)