Исправление дисграфии у учащихся 2-3х классов.

Состав слова, образование слов.

Приставки

Тренировочные упражнения


   Задание 1.      
а) Прочитайте слова. Выделите корень.
Поход, выход, приход, заход;
б) Назовите часть слова, стоящую перед корнем.
(по-, вы-, при-, за-) (Это приставки);
в) Догадайтесь, как образовались эти слова.(При помощи nриставок.)

   Задание 2. Обозначьте в словах сначала корень, затем приставку:

   Пошел, зашел, вышел, пришел; понес, занес, вынес, принес; 
побежал,забежал, выбежал, прибежал;
повязал, завязал, вывязал, привязал.

   Задание 3. Спишите слова в тетрадь. 
Выделите корень и приставку.

  Образец: поход, повар.

б) переезд, выезд, приезд; слет, перелет, вылет, отлет;свез, увез, 
довез перевез, отвез, привез; завел, перевел,отвел, увел, привел;

в) отбежал, подплыл, перелетел, заполз, пошел, записал,подул, 
загремел, ускакал, прибыл, забрал, надел, подшил,передал, уполз, 
подлетел, подсадил, вшил.

   Задание 4. Образуйте новые однокоренные слова, используя приставки,
данные в таблице.
  
   Логопед вывешивает таблицу «Приставки». 
- Скажите,все ли приставки можно использовать для образования новых 
слов от данных.

-летел, -плыл, -говорил, -полз, -летал, -мчался, -сверкал, -дул, 
-шумел, -гремел, -пищал, -лакал, -пил, -сосал.
	
   Задание 5. Спишите, вставив подходящие по смыслу слова, данные 
в скобках.

Павлик (подплыл, отплыл) от берега. 
Митя (подбежал, отбежал) к лодке. 
Алеша (поднес, отнес) ведро домой. 
Собака(влезла, вылезла) из конуры. 
Дедушка (сошел, вышел) из троллейбуса. 
Мячик (подскочил, отскочил) от стены. 
Кошка (влезла, залезла) в корзинку. 
Мальчик (попил, выпил) молока.

   Задание 6. Спишите предложения. Вставьте пропущенную приставку по- 
или за-. Обозначьте приставки и корень.

-вдруг -дул ветер, -сверкали молнии, -гремел гром, 
-шумело море, -бежали волны.

   Задание 7. Спишите предложения. Вставьте пропущенные приставки 
по-, вы-, за-, Обозначьте приставки и корень.

-звенел звонок. Дети -шли из класса. Учительница -шла в учительскую.
Валя -шел в библиотеку. Лена -шла за Светой. 
Девочки -шли из школы.

   Задание 8. Спишите предложения. Подберите нужную приставку к 
выделенным словам. Обозначьте приставки.

Птицы летели к кормушке (под-, от-).
Мама ставила цветы в вазу (по-, от-). 
Хор пел еще одну песню (про-, от-). 
Маша несла ведра до крыльца (до-, об-).

   Задание 9. Спишите словосочетания. Вставьте подходящие 
по смыслу приставки. Обозначьте их.
	
-плыть до берега, -лететь на хищника, -писать в тетрадь,-резать 
хлеб, -жарить картофель, -ехать в город, -шел за водой,-шел из 
школы, -нес в комнату.

   Задание 10. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу 
приставки. Выделите их.

Зайчик -бежал из леса и -бежал к огороду. Он -бежал вокруг огорода, 
-бежал к грядке с капустой, -грыз кусочек капусты , -бежал из 
огорода и -бежал обратно в лес.	
Автомобиль -ехал из гаража, -ехал по улице, -ехал до моста, 
-ехал через мост и вскоре -ехал до деревни.

Суффиксы


   Задание 1. Прочитайте слова, назовите корень.

Ком, комок, комочек; садик, садочек; лесок, лесочек.
Прочитайте ту часть слова, которая стоит после корня. 
(-ок, -очек.)
 
  Как она называется? Подумайте, при помощи чего образовались эти 
слова.

   Задание 2. Выделите суффиксы из слов. Запишите словав тетрадь,
обозначьте суффиксы и корень:

   Образец: цветок, ножик.

 а) Цветок, листок, грибок, лесок, дубок, уголок, 
ветерок, носок, голосок, глазок;
 б) Мостик, листик, хвостик, ножик, котик, дворик, 
топорик, карандашик, букетик, цветик, кустик;
 в) стульчик, шкафчик, барабанчик, баранчик, 
стаканчик, возчик, грузчик, чемоданчик, карманчик, вагончик.

 

Игра «Кузовок» (по В.И. Далю).

«Вот кузовок, - говорит логопед и показывает корзиночку,- кладите в него все, что есть на -ок. ». Учащиеся подбирают слова с суффиксом -ок, называют их, затем записывают в тетради,обозначают суффикс. Выигрывает, кто назовет большее количество слов. Задание 3. Измените слова по образцу. Запишите их. Обозначьте суффикс. Образец: Ира - Ирочка, Валя - Валечка, Надя - Наденька. Ира – ... Рая – ... Надя – ... Зина –... Валя –... Миша – ... Нина –... Галя – ... Петя – ... Света – ... Таня – ... Сережа – ... Марина – ... Зоя – ... Наташа – ... Задание 4. Измените слова по образцу. Запишите их. Выделите корень и суффикс, обозначьте их. Образец: рука – рученька – ручища. рука - ... - ...; нога - ... - ...; дом - ... - ...; глаз - ... - ...; стул - ... - . ..; лоб - ... - ...; голова - ... - ...; лапа - ... - ... . Задание 5. Спишите тексты. Вставьте пропущенные суффиксы. Обозначьте их. В свежем воздухе сверкает Первый чист... ий снеж... И румянит детям щеки Легкий зимний холод....

Одуванчик.

Цыплята нашли в саду бел...ий шар... ,Он им очень понра¬вился. Каждый хотелел покатать шар... . Шумели цыплят...и, спорили. Но тут подул ветер... . Красивый шар... разлетелся на мал...ие пушинки. Остался голый стебел... и вокруг него удивленные Цыплята. 3адание 6. От слов-действий образуйте слова-предметы при помощи Суффикса. Обозначьте суффикс. Образец: посадить деревья - посадка деревьев. Побелить стены; рубить лес; засолить огурцы; полить огород; подкормить посевы; сушить сено; обработать огород. 3адание 7. От слов-признаков образуйте новые слова-признаки при помощи суффикса -еньк-. Суффикс обозначьте. Образец: белый - беленький. Сладкий - ..., красный - ..., синий - ..., желтый - ..., молодой - ..., старый -... . Задание 8. Запишите слова в таблицу по образцу. Посадка, прополка, старушка, кремовый, новенький, девочка, nолочка.