Исправление дисграфии у учащихся 2-3х классов.
Состав слова, образование слов.
Приставки
Тренировочные упражнения
Задание 1. а) Прочитайте слова. Выделите корень. Поход, выход, приход, заход; б) Назовите часть слова, стоящую перед корнем. (по-, вы-, при-, за-) (Это приставки); в) Догадайтесь, как образовались эти слова.(При помощи nриставок.) Задание 2. Обозначьте в словах сначала корень, затем приставку: Пошел, зашел, вышел, пришел; понес, занес, вынес, принес; побежал,забежал, выбежал, прибежал; повязал, завязал, вывязал, привязал. Задание 3. Спишите слова в тетрадь. Выделите корень и приставку. Образец: поход, повар. б) переезд, выезд, приезд; слет, перелет, вылет, отлет;свез, увез, довез перевез, отвез, привез; завел, перевел,отвел, увел, привел; в) отбежал, подплыл, перелетел, заполз, пошел, записал,подул, загремел, ускакал, прибыл, забрал, надел, подшил,передал, уполз, подлетел, подсадил, вшил. Задание 4. Образуйте новые однокоренные слова, используя приставки, данные в таблице. Логопед вывешивает таблицу «Приставки». - Скажите,все ли приставки можно использовать для образования новых слов от данных. -летел, -плыл, -говорил, -полз, -летал, -мчался, -сверкал, -дул, -шумел, -гремел, -пищал, -лакал, -пил, -сосал. Задание 5. Спишите, вставив подходящие по смыслу слова, данные в скобках. Павлик (подплыл, отплыл) от берега. Митя (подбежал, отбежал) к лодке. Алеша (поднес, отнес) ведро домой. Собака(влезла, вылезла) из конуры. Дедушка (сошел, вышел) из троллейбуса. Мячик (подскочил, отскочил) от стены. Кошка (влезла, залезла) в корзинку. Мальчик (попил, выпил) молока. Задание 6. Спишите предложения. Вставьте пропущенную приставку по- или за-. Обозначьте приставки и корень. -вдруг -дул ветер, -сверкали молнии, -гремел гром, -шумело море, -бежали волны. Задание 7. Спишите предложения. Вставьте пропущенные приставки по-, вы-, за-, Обозначьте приставки и корень. -звенел звонок. Дети -шли из класса. Учительница -шла в учительскую. Валя -шел в библиотеку. Лена -шла за Светой. Девочки -шли из школы. Задание 8. Спишите предложения. Подберите нужную приставку к выделенным словам. Обозначьте приставки. Птицы летели к кормушке (под-, от-). Мама ставила цветы в вазу (по-, от-). Хор пел еще одну песню (про-, от-). Маша несла ведра до крыльца (до-, об-). Задание 9. Спишите словосочетания. Вставьте подходящие по смыслу приставки. Обозначьте их. -плыть до берега, -лететь на хищника, -писать в тетрадь,-резать хлеб, -жарить картофель, -ехать в город, -шел за водой,-шел из школы, -нес в комнату. Задание 10. Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу приставки. Выделите их. Зайчик -бежал из леса и -бежал к огороду. Он -бежал вокруг огорода, -бежал к грядке с капустой, -грыз кусочек капусты , -бежал из огорода и -бежал обратно в лес. Автомобиль -ехал из гаража, -ехал по улице, -ехал до моста, -ехал через мост и вскоре -ехал до деревни.
Суффиксы
Задание 1. Прочитайте слова, назовите корень. Ком, комок, комочек; садик, садочек; лесок, лесочек. Прочитайте ту часть слова, которая стоит после корня. (-ок, -очек.) Как она называется? Подумайте, при помощи чего образовались эти слова. Задание 2. Выделите суффиксы из слов. Запишите словав тетрадь, обозначьте суффиксы и корень: Образец: цветок, ножик. а) Цветок, листок, грибок, лесок, дубок, уголок, ветерок, носок, голосок, глазок; б) Мостик, листик, хвостик, ножик, котик, дворик, топорик, карандашик, букетик, цветик, кустик; в) стульчик, шкафчик, барабанчик, баранчик, стаканчик, возчик, грузчик, чемоданчик, карманчик, вагончик.Игра «Кузовок» (по В.И. Далю).
«Вот кузовок, - говорит логопед и показывает корзиночку,- кладите в него все, что есть на -ок. ». Учащиеся подбирают слова с суффиксом -ок, называют их, затем записывают в тетради,обозначают суффикс. Выигрывает, кто назовет большее количество слов. Задание 3. Измените слова по образцу. Запишите их. Обозначьте суффикс. Образец: Ира - Ирочка, Валя - Валечка, Надя - Наденька. Ира – ... Рая – ... Надя – ... Зина –... Валя –... Миша – ... Нина –... Галя – ... Петя – ... Света – ... Таня – ... Сережа – ... Марина – ... Зоя – ... Наташа – ... Задание 4. Измените слова по образцу. Запишите их. Выделите корень и суффикс, обозначьте их. Образец: рука – рученька – ручища. рука - ... - ...; нога - ... - ...; дом - ... - ...; глаз - ... - ...; стул - ... - . ..; лоб - ... - ...; голова - ... - ...; лапа - ... - ... . Задание 5. Спишите тексты. Вставьте пропущенные суффиксы. Обозначьте их. В свежем воздухе сверкает Первый чист... ий снеж... И румянит детям щеки Легкий зимний холод....Одуванчик.
Цыплята нашли в саду бел...ий шар... ,Он им очень понра¬вился. Каждый хотелел покатать шар... . Шумели цыплят...и, спорили. Но тут подул ветер... . Красивый шар... разлетелся на мал...ие пушинки. Остался голый стебел... и вокруг него удивленные Цыплята. 3адание 6. От слов-действий образуйте слова-предметы при помощи Суффикса. Обозначьте суффикс. Образец: посадить деревья - посадка деревьев. Побелить стены; рубить лес; засолить огурцы; полить огород; подкормить посевы; сушить сено; обработать огород. 3адание 7. От слов-признаков образуйте новые слова-признаки при помощи суффикса -еньк-. Суффикс обозначьте. Образец: белый - беленький. Сладкий - ..., красный - ..., синий - ..., желтый - ..., молодой - ..., старый -... . Задание 8. Запишите слова в таблицу по образцу. Посадка, прополка, старушка, кремовый, новенький, девочка, nолочка.