Исправление дисграфии у учащихся 2-3х классов.

Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.


   Задание 1. Прослушайте сказку «Ударение».

   Собрались однажды Слова на совет, стали говорить, какие они все 
полезные и значимые. Без слов не обойдется ни один человек. Но 
забыли Слова пригласить на свой совет Ударение. Ударение обиделось. 
Когда Слова стали выступать, откуда-то выскочило Ударение и 
закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю 
значения y некоторых из вас!»
   Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя 
не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то 
Ударением. Ведь Ударение - просто черточка!» 
   Ударение рассердилось, перепрыгнуло с последнего слога на первый, 
и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали:
«Мы самые главные компоненты живого организма. 
   С нами Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось 
и передвинулось на другой слог: исчезли Белки, и вместо них 
запрыгали Белки. И стало Ударение быстро изменять значения слов, 
перепрыгивая с одного слога на другой.
   И вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Ириса появился Ирис. 
Видят Слова, что дело плохо - не обойтись им без Ударения. Отвели 
они Ударению почетное место в словах. И кто про него забывает, имеет 
много неприятностей!

   Задание 2. Подберите к слову соответствующую картинку. 
 
   Логопед разбирает с учениками пары слов. 
Ученики соотносят слово с картинкой сравнивают звучание этих пар 
слов, определяют место ударения и делают вывод, что с перенесением 
ударения меняется смысл слова:
Замок - замок, белки - белки - атлас - атлас, ирис - ирис.

   3адание 3. Придумайте предложения с парами слов.
(дополнительно можно использовать слова, которые даны в задании 2).

Кружки - кружки, полки - полки, козлы - козлы, плачу - плачу.

   3адание 4. Прочитайте предложения. Найдите слова с одинаковым 
написанием, но различным значением. Обратите внимание, как ударение
меняет место. Выделите в этих словах голосом ударную гласную, 
поставьте ударение. 
(Логопед читает предложения парами.)

Я варю уху.
Мама похвалила Варю.

Лена мела пол.
Вера принесла кусочек мела.

Мы уже выучили уроки. 
Тропинка уже дороги.

Полки ряды свои сомкнули. 
В магазине продавали полки.

   Задание 5. Прочитайте предложения. Выберите слова с одинаковым 
написанием, но различным значением, запишите парами. Поставьте 
ударение. Почему изменилось значение этих слов?

Школьный атлас хранится в географическом кабинете. 
В магазине продавали белый атлас. 
Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок. 
В сосновом лесу живут белки. Белки с сахаром - основа для 
приготовления пирожного бизе. 
Брод на реке был мелок. Цветной мелок лежал у доски. 
В огород забрались козлы. Строители принесли козлы.

   Задание 6. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, 
стоящие в скобках. Поставьте в них ударение.

Строительные (козлы, козлы) забрызганы побелкой. 
Дикие (козлы, козлы)  живут в горах. 
На клумбе распустился фиолетовый (ирис, ирис). 
(Ирис, ирис) - любимые конфеты детей. 
Фокусник сделал один (хлопок, хлоnок),и появился белый голубь. 
В Средней Азии выращивают (хлоnок, хлоnок). 
(Ворона, ворона) меньше (ворона, ворона). 
Плохая (дорога, дорога) утомила путников. 
Нам (дорога, дорога) каждая минута.

   Задание 7. Прослушайте и отгадайте загадки.

Я - травянистое растение 
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.

Мы - для пильщика подставка,
Мы - для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, поставь-ка
Нам другое ударение 

Я - сборник карт; от ударения 
Зависят два моих значения:		
Захочешь - превращусь в название
Блестящий, шелковистой ткани я.

Осторожней будешь с нами
Забодаем мы рогами
Отгадки: ирис - ирис, козлы - козлы, атлас -атлас.