Исправление дисграфии у учащихся 2-3х классов.
Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
Задание 1. Прослушайте сказку «Ударение». Собрались однажды Слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдется ни один человек. Но забыли Слова пригласить на свой совет Ударение. Ударение обиделось. Когда Слова стали выступать, откуда-то выскочило Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения y некоторых из вас!» Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение - просто черточка!» Ударение рассердилось, перепрыгнуло с последнего слога на первый, и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки и сказали: «Мы самые главные компоненты живого организма. С нами Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: исчезли Белки, и вместо них запрыгали Белки. И стало Ударение быстро изменять значения слов, перепрыгивая с одного слога на другой. И вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Ириса появился Ирис. Видят Слова, что дело плохо - не обойтись им без Ударения. Отвели они Ударению почетное место в словах. И кто про него забывает, имеет много неприятностей! Задание 2. Подберите к слову соответствующую картинку. Логопед разбирает с учениками пары слов. Ученики соотносят слово с картинкой сравнивают звучание этих пар слов, определяют место ударения и делают вывод, что с перенесением ударения меняется смысл слова: Замок - замок, белки - белки - атлас - атлас, ирис - ирис. 3адание 3. Придумайте предложения с парами слов. (дополнительно можно использовать слова, которые даны в задании 2). Кружки - кружки, полки - полки, козлы - козлы, плачу - плачу. 3адание 4. Прочитайте предложения. Найдите слова с одинаковым написанием, но различным значением. Обратите внимание, как ударение меняет место. Выделите в этих словах голосом ударную гласную, поставьте ударение. (Логопед читает предложения парами.) Я варю уху. Мама похвалила Варю. Лена мела пол. Вера принесла кусочек мела. Мы уже выучили уроки. Тропинка уже дороги. Полки ряды свои сомкнули. В магазине продавали полки. Задание 5. Прочитайте предложения. Выберите слова с одинаковым написанием, но различным значением, запишите парами. Поставьте ударение. Почему изменилось значение этих слов? Школьный атлас хранится в географическом кабинете. В магазине продавали белый атлас. Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок. В сосновом лесу живут белки. Белки с сахаром - основа для приготовления пирожного бизе. Брод на реке был мелок. Цветной мелок лежал у доски. В огород забрались козлы. Строители принесли козлы. Задание 6. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, стоящие в скобках. Поставьте в них ударение. Строительные (козлы, козлы) забрызганы побелкой. Дикие (козлы, козлы) живут в горах. На клумбе распустился фиолетовый (ирис, ирис). (Ирис, ирис) - любимые конфеты детей. Фокусник сделал один (хлопок, хлоnок),и появился белый голубь. В Средней Азии выращивают (хлоnок, хлоnок). (Ворона, ворона) меньше (ворона, ворона). Плохая (дорога, дорога) утомила путников. Нам (дорога, дорога) каждая минута. Задание 7. Прослушайте и отгадайте загадки. Я - травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. Мы - для пильщика подставка, Мы - для кучера сиденье. Но попробуй-ка, поставь-ка Нам другое ударение Я - сборник карт; от ударения Зависят два моих значения: Захочешь - превращусь в название Блестящий, шелковистой ткани я. Осторожней будешь с нами Забодаем мы рогами Отгадки: ирис - ирис, козлы - козлы, атлас -атлас.