Свойства действий.
Распределительное свойство умножения.
Знакомство младших школьников с распределительным свойством умножения, так же как с переместительным и сочетательным, обусловливается логикой построения курса. Возможен вариант, когда сам термин « распределительное свойство умножения» не вводится, а рассматриваются два правила: А) умножение суммы на число; Б) умножение числа на сумму. Изучение этих правил разведено во времени, т. к. первое правило лежит в основе вычислительного приема умножения двузначного числа на однозначное (в пределах 100), а второе правило вводится для разъяснения способа действия при умножении двузначного числа на однозначное «в столбик». Этот вариант нашел отражение в учебниках М2М и М3М. Для усвоения правила умножения суммы на число в учебнике М2М предложены задания: Задание 1: Три группы детей сделали к празднику каждая по 6 масок зверей и 4 маски птиц. Сколько всего масок сделали дети? Рассмотри два способа решения этой задачи и объясни каждый из них. Первый способ: Второй способ: (6+4)*3=10*3=30 6*3+4*3=18+12=30 Ответ:30 масок. Ответ:30 масок. Задание 2: Реши двумя способами:(5+2)*9. Сначала, как указано, вычисли сумму, а потом умножь ее на число. Умножь на число каждое из слагаемых и полученные результаты сложи. Сравни полученные ответы. Задание 3: Вычисли: (2+8)*8 (8+1)*5 (10+9)*4 (9+1)*7 (3+4)*6 (6+4)*7 (10+2)*8 (6+4)*10 При изучении правила умножения числа на сумму в учебнике М3М дается рисунок и две записи: 1) 3*(6+2)=3*8=24 2) 3*(6+2)=3*6+3*2=18+6=24 Учащимся предлагается объяснить по рисунку и записям, как можно умножить число 3 на сумму чисел 6 и 2. Для закрепления свойства умножения числа на сумму выполняются упражнения: Задание 4: Объясни разные способы решения: А) 9*(4+3)=9*7=63 Б) 9*(4+3)=9*4+9*3=36+27=63 Задание 5: Вычисли разными способами значения выражений: 6*(5*4) 80*(1+6) 20*(2+3) Как можно умножить число на сумму? Задание 6: Вычисли результат удобным способом: 4*(10+2) 9*(7+3) 3*(20+5) Задание 7: Вставь знаки <, > или =, чтобы получились верные записи: (5+2)*3 … 5*3+2*3 (6+3)*4 … 6*4+3*4 Задание 8: Чем похожи все выражения левого столбика? Чем похожи все выражения правого столбика? Какие выражения слева и справа имеют одинаковые значения? (6+3)*9 2*3+8*3 (7+2)*6 3*8+4*8 (5+3)*7 6*9+3*9 (2+8)*3 7*6+2*6 (3+4)*8 5*3+3*7 Запиши ответ числовыми равенствами. Правило: При умножении суммы на число можно каждое слагаемое умножить на это число и полученные результаты сложить. Задание 9: Можно ли утверждать, что значения выражений в каждом столбике одинаковы: 12*5 14*6 16*4 (8+4)*5 (10+4)*6 (8+8)*4 (7+5)*5 (5+9)*6 (9+7)*4 (10+2)*5 (7+7)*6 (10+6)*4 Задание10: Вставь пропущенные числа, чтобы равенства были верными: (8+…)*3=…+4*3 (…+…)*5=35+45 (6+…)*7=6*7+49 (…+…)*…=63+72 (5+…)*…=5*8+32 (6+9)*…=36+… Задание 11: Не выполняя вычислений, сравни значения выражений: 83*(20+7) … 83*27 83*(20+7) … 83*20+83*7 83*27 … 83*20+83*7 (80+3)*27 … 80*27+3*27 83*27 … 80*27+3*27 Задание 12: Можно ли, не вычисляя значений выражений, сказать, на сколько значение одного выражения в каждой паре больше или меньше другого: (17+5)*4 3*7+6*7 (34+6)*8 8*9+7*9 (17+5)*5 (3+6)*6 (34+5)*8 (8+6)*9 Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. «Моя математика» 3кл.,1-я часть, Школа 2100. Задание 1: Придумай задачи к выражениям: (3+7)*5; (7+10)*4. Найди решение удобным для тебя способом. Задание 2: Сравни >, <, =. C-натуральное число. (а+в)*с * а*с+в*с (а+в)*с * в*с+а*с а*в * в*а Задание 3: Четырех храбрых путешественников попросили собрать 20 веток для костра. Справятся ли они с заданием, если каждый из них сорвет по три больших и две маленьких ветки? Сколько есть способов ответить на этот вопрос? Реши задачу по действиям. Задание 4: Витя записал 2 столбика выражений. Для каждого выражения левого столбика найди выражение правого столбика с таким же значением и найди его значение: А)140*2= а)(100+2)*3= В)102*3= в)(100+40)*2= Какие свойства умножения помогли тебе найти значения выражений левого столбика?