Аналогия.
Анализ отношений между понятиями
Даны три слова, первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из других предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Нужно найти это четвертое слово. Например: песня – композитор = самолет - ? а) аэродром; б) горючее; в) конструктор; г) летчик; д) истребитель. Функциональные отношения: песню сочинил композитор. Ответ: конструктор сделал самолет. Школьникам можно предложить от 5 до 10 заданий. Время соответственно 5-10 минут. 1) Школа – обучение = больница - ? а) доктор; б) ученик; в) лечение; г) учреждение; д) больной. 2) Песня – глухой = картина - ? а) слепой; б) художник; в) рисунок; г) больной; д) хромой. 3) Нож – сталь = стол - ? а) вилка; б) дерево; в) стул; г) столовый; д) длинный. 4) Паровоз – вагоны = конь - ? а) поезд; б) лошадь; в) овес; г) телега; д) конюшня. 5) Лес – деревья = библиотека - ? а) город; б) здание; в) книги; д) библиотекарь; д) театр. 6) Бежать – стоять = кричать - ? а) ползать; б) молчать; в) шуметь; г) звать; д) плакать. 7) Утро – ночь = зима - ? а) мороз; б) день; в) январь; г) осень; д) сани. 8) Волк – пасть = птица - ? а) воздух; б) клюв; в) соловей; г) яйцо; д) пение. 9) Холодно – горячо = движение - ? а) покой; б) взаимодействие; в) инерция; г) молекула; д) бежать. 10) Слагаемое – сумма = множители - ? а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) деление. 11) Круг – окружность = шар - ? а) пространство; б) сфера; в) радиус; г) диаметр; д) половина. 12) Светло – темно = притяжение - ? а) металл; б) магнит; в) отталкивание; г) движение; д) взаимодействие. Оценка результатов: Уровень сформированности Число правильных ответов мыслительной операции = Число заданий Эта методика позволяет выявить у учащихся умение определять отношения между понятиями или связи между понятиями: причина – следствие, противоположность, род – вид, часть – целое, функциональные отношения.
Практическая работа
Тест:
1. Напиши выражения, которые обладают такими же свойствами как данные. Найди их значения. 26+4 50-24 2. Подчеркни нужный ответ книга – бумага стул – (резина, пух, вода, дерево) лошадь – жеребенок заяц – (кроленок, котенок, зайченок) 3. Допиши ответ давать – брать, высокий – (низкий), да – (нет), больше – (меньше) 4. Допиши ответ: Вычитаемое - разность, делимое - ... Грамм - масса, метр - ... 5. Допиши ответ камаз автобус песок ? очки зонт солнце ? 6. Какая группа фигур не нарисована?7. Допиши ответ гусь медведь гусята ? петух ёж курица ?