Нумерация.

Количественная характеристика множества.


   Упражнение №1.
   Цель. Актуализировать умения соотносить число и количество, 
выделять признаки предметов.
   Материал. Счетные палочки двух цветов. Педагог использует 
фланелеграф и модели палочек из узких полосок бархатной бумаги.
   Задание.
- Возьмите из коробки столько палочек, сколько у меня. Положите 
перед собой таким образом (I I). Сколько палочек у Вани и у 
Пети?(2)
Так как палочки двух цветов (например красный и зеленый), педагог 
спрашивает детей, у кого какого цвета палочки, употребляя такие 
формулировки: «У кого такого же цвета?», «У кого другого цвета?» 
Если есть вариант разных цветов, проводится беседа:
- Какого цвета у тебя палочка? (Одна – красная, одна – зеленая.)
- Один да один, сколько вместе?(2)
   
   Упражнение №2.
   Цель. Актуализировать умения соотносить число и количество, 
уточнить понимание слова «пара».
   Задание.
- Покажите сколько пальцев на одной руке, сколько палочек. Сколько 
пальцев ты показываешь? (2) Сколько пальцев показывает Петя, Катя?
- Два предмета называют словом «пара». Чего у нас с вами пара? 
(Пара глаз, пара рук, пара ног, пара ушей.) А что у нас только 
одно? (Рот, нос, язык и т. д.) Можно сказать: пара яблок? (Да.) 
Пара лошадей? (Да.) Пара дождей? (Нет, так не говорят.) 
   
   Упражнение №3.
   Цель. Актуализировать умения соотносить число и количество, 
уточнить понимание слова «пара».
   Задание.
- А пальцев на руке – пара? (Нет.) Сколько их? (5.) А на другой 
руке? (5.) Давай посчитаем вместе. (При счете дети дотрагиваются 
до каждого пальца.) А на двух руках, кто знает, сколько пальцев? 
Кто может сосчитать?

   Упражнение №4.
   Цель. Актуализировать умения соотносить число и количество, 
умение пересчитывать по одному.
   Задание.
- Сколько палочек у Вас на столе? (2.) Возьмите ещё одну и 
положите сверху(П). Сколько стало палочек? Сосчитайте. На что 
похожа фигура? (на ворота, на букву «П».) Кто знает слова, 
начинающиеся на «П»? (Дети называют слова, начинающиеся на 
звук «п».)

   Упражнение №5.
   Цель. Учить понимать, что перемещение предмета внутри 
конструкции не изменяет количества.
   Задание. 
- Верхнюю палочку положите так: ++. Изменилось ли количество 
палочек? Почему не изменилось? (Палочку переставили, но не убрали 
и не добавили.) Хорошо, тогда подвиньте её так: | | |. Теперь 
изменилось количество палочек? (Нет, по той же причине.)
Педагог каждый раз помогает детям выразить свои впечатления в 
законченной, логически правильной форме, что способствует 
овладению математической речью.

   Упражнение №6.
   Цель. Учить понимать, что добавление или убавление предмета 
к конструкции изменяет количество, уточнить образ квадрата.
   Задание. 
- Что же надо сделать, чтобы количество палочек изменилось? 
(Надо добавить или убрать одну.) Давайте добавим одну. Теперь 
палочек больше или меньше? Почему больше? (Одну добавили.) 
Сколько стало? (4) Как же мы её положим, чтобы получилась всем 
известная фигура? (Обычно дети добавляют палочку так, чтобы 
получился квадрат.) Что это? (Квадрат.) Сколько у него сторон? 
(4) Посчитаем, сколько углов? (4)
   Педагог помогает детям показать стороны и углы. При показе 
углов достаточно показать их вершины. Дети подходят по одному 
к фланелеграфу, на котором работает педагог. Остальные работают 
на местах.

   Упражнение №7.
   Цель. Уточнять понимание слова «пара», учить образовывать 
множество в соответствии с заданной количественной характеристикой.
   Материал. Счетные палочки.
   Задание.
- Достаньте из коробочки пару палочек одного цвета. Что значит 
«пара»? какого цвета пара? (Красная или зеленая.) Возьмите ещё 
одну палочку, но другого цвета, что у вас. Что это значит? 
(Были красные, надо взять зеленую.) Сколько теперь у вас 
палочек? (3)

   Упражнение №8.
   Цель. Учить соотносить число и множество.
   Материал. Карточки с цифрами.

   Задание.
- Что на кружках может означать это число?
   Педагог показывает карточку с цифрой 3. (Три больших круга, 
три черных маленьких, три зеленых.)
   Все варианты последовательно выставляются под карточкой с 
цифрой 3.
- Что может на кружках означать число 5? (Рассматриваются все 
варианты.)

   Упражнение №9.
   Цель. Учить соотносить число и эквивалентное ему множество.
   Материал. Карточки с цифрами.
   Задание.
- Что на фигурках может означать число 2? Число 3? 5? 
(Рассматриваются все варианты, которые предлагают дети.) Сколько 
всего фигурок?

   Упражнение №10.
   Цель. Учить соотносить число и множество.
   Материал. Карточки с цифрами.
   Задание. Из данных чисел подобрать число, которое подходит к 
каждой группе, и объяснить свой выбор: 2, 4, 3, 5, 7, 10, 8.
   Могут быть выбраны числа 3 и 5 (больших квадратов 3, маленьких 
– 5), 8 (всего 8 фигур), число 4 (все фигуры четырехугольники). 
Два последних числа подходят только ко всему множеству. Поэтому 
вопрос следует задать так:
- А теперь я снова все фигуры соединю в одну группу. Какое число 
подойдет ко всему множеству квадратов? (8) Мне кажется, что к 
ним ещё подойдет число 4, как вы думаете?
   Если дети замечают, что у всех фигур 4 угла, то делается 
обобщение:
- Какое же можно дать им всем название, кроме названия «квадрат»?
если дети этого не замечают, наталкивать их на это обобщение пока 
не следует. К нему нужно вернуться позже.

   Упражнение №11.
   Цель. Соотносить числа и фигуры, числа и множества.
   Материал. Карточки с цифрами,  модели фигур. Всего 7 фигур: 
3 треугольника и 4 четырехугольника разной формы, соответствующие 
фигурам рамки.
   Способ выполнения. Педагог убирает все карточки, кроме 3 и 4.
- А теперь я буду показывать вам фигурку, а вы мне будете говорить, 
к какому числу её ставить и почему.
   Педагог показывает треугольник (к числу 3, потому что у него 
3 угла); четырехугольник (к числу 4, у него 4 угла) и т. д.
- Кто заметил что – то интересное в нашем наборе?
   Хорошо, если дети заметили, что число 3 имеет ещё одно значение 
– всего три треугольника; число 4  - четыре четырехугольника.