Нумерация.

Отношение "столько же", "больше", "меньше".


   Упражнение №1.
   Цель. Учить устанавливать взаимно-однозначное соответствие 
между множествами.
   Материал. Изображения любых зверюшек или героев, модели орехов.
   Способ выполнения. Педагог использует сюжет:
— Жили-были в лесу веселые белки. (Годится любая зверюшка, которую 
вы можете нарисовать и вырезать для фланелеграфа. Педагог 
выставляет трех белок вразброс.) Сколько здесь белок? Давайте 
посчитаем. Можно начать с верхней? С нижней? С крайней?
Дети пересчитывают белок и убеждаются, что с какой ни начни, их 
всегда три, т. е. считать можно начиная с любой.
— Однажды белки нашли ореховый куст, потрясли его, орехи 
посыпались вниз. Вот столько:

   Педагог выставляет «орехи»-кружки.
— Одна белка говорит: «Вот хорошо, орехов столько же, сколько нас: 
всем хватит». А вы как думаете? Орехов столько же? Давайте поможем 
белкам выяснить, поровну ли орехов и белок. Как это сделать?
   Если есть считающие дети, недосказать, что белки считать не 
умеют. А надо сделать так, чтобы белкам было понятно. Смысл 
задания — составить пары «белка — орех». Кто остается без пары, 
тех больше. Беседу надо строить так, чтобы дети предложили каждой 
белке дать по ореху:

   Осталось 4 ореха. Значит, орехов больше.
— Как вы поставили белок и орехи? (Парами.) На сколько орехов 
больше? (На 4.) На сколько белок меньше? (На 4.)
Значит, белкам хватит только по одному ореху? (Нет, можно дать 
еще по одному. И еще один орех остался.) Сколько же было орехов? 
(Дети считают орехи.)

— Какой по счету лишний? (Седьмой.)
   Упражнение №2.
   Цель. Учить самостоятельно сравнивать множества по количеству 
путем образования пар.
   Материал. Счетные палочки.
   Задание. Педагог выставляет модели трех палочек на фланелеграфе.
— Откройте коробочку с палочками и возьмите зеленых палочек 
столько же, сколько у меня.
— Теперь возьмите красных столько же, сколько зеленых, и поставьте 
так, чтобы было видно, что их столько же. Как вы поставили? 
(Парами.) Кто поставит парами у меня ни фланелеграфе?
   Могут быть разные варианты: || || || или |||. Оба верные.
                                         |||
— Сколько всего палочек?
   Дети считают палочки. Педагог помогает сосчитать палочки 
парами: две, четыре, шесть.
   Упражнение №3.
   Цель. Сравнивать множества путем образования пар.
   Задание. Педагог предлагает детям сравнить круги и квадраты 
по количеству таким способом: он просит одного ребенка выйти к 
фланелеграфу, дает ему в руки один круг и один квадрат. Предлагает 
детям сначала визуально определить, сколько детей еще смогут 
выйти к фланелеграфу, чтобы получить круг и квадрат. Задание 
проверяется практически. Осталось, например, два круга. Что 
это значит? Каких филгур было больше? меньше? на сколько? Почему 
это можно утверждать? Затем каждый ребенок ставит свою пару фигур 
на фланелеграф, и снова фиксируется вывод: больше тех фигур, 
что остались без пары.
   Упражнение №4.
   Цель. Познакомить со способом употребления знака сравнения 
при сравнении фигур по размеру.
   Материал. Модели фигур.
   Способ выполнения. Педагог предлагает две фигуры одинаковой 
формы, но разного размера: какая больше? Дети указывают большую 
фигуру.
   Педагог отмечает, что когда мы сравниваем две фигуры, мы можем 
сказать, какая из них больше, какая меньше. Чтобы это обозначить, 
математики пользуются 
специальным значком, который называют «знак сравнения», а 
ставится он так:

— Какой круг больше?
   Дети показывают.
   Вся конструкция собирается на фланелеграфе. Знак > педагог 
собирает из двух палочек.
— Смотрите, где есть расстояние между палочками, там
стоит больший круг, остренький носик знака показывает на
меньший круг.
— Я даю вам две фигурки. Сравните их по размеру и поставьте знак 
сравнения сами.

   Дети собирают знак из двух палочек, объясняя его постановку: 
где шире, там большая фигура.

— А теперь сравните эти две фигуры:

— Теперь эти две 

— Теперь эти две:
 
   Все случаи остаются на фланелеграфе, чтобы дети могли сравнивать 
их визуально, осваивая принцип постановки знака сравнения.
 
  
   Примечание. Иногда в речи педагога можно услышать: «знак 
больше», «знак меньше». Это не совсем корректное использование 
математической лексики. Знак сравнения — один, но способ его 
прочтения зависит от его ориентации. В школе детей учат понимать, 
что для двух прочтений записи 3 < 5 не нужно менять числа местами 
и разворачивать знак сравнения. Эта запись может быть прочитана 
двояко: «три меньше пяти» и «пять больше трех». Традиция чтения 
текстов в европейских письменностях плева направо приводит к 
первому прочтению записи слева направо. Но для той же самой записи 
может быть использована и другая форма прочтения. Полезно сразу 
ориентировать детей на оба способа.

   Упражнение №5.
   Цель. Учить сравнивать фигуры по размеру с использованием 
знака сравнения.
   Материал. Дидактический набор.
   Задание.
— Достаньте из коробочки четыре квадрата, сложите из них один 
большой. Поставьте рядом один маленький квадрат.
— А теперь с помощью палочек сложите знак сравнения и поставьте 
между квадратами так, чтобы знак показывал, какой больше, какой 
меньше.

   Упражнение №6.
   Цель. Учить сравнивать фигуры по размеру с использованием 
знака равенства. 
   Задание. 
— Возьмите два кружка из дидактического набора:
 
   Можно поставить между ними знак таким образом:
 
   Таким:
 
   Почему нельзя? (Они одинаковые.) Если фигурки равны, то для 
обозначения равенства используют знак равенства.
   Педагог показывает знак, сложив его из палочек на фланелеграфе:
 
— Найдите в своей записи такой значок. Обведите его. 
   Затем педагог предлагает детям подобрать из набора на столе 
фигурки, которые равны по размеру.
   
   Примечание. Знаки равенства и сравнения в арифметике используют 
для сравнения чисел и численных значений ныражений. Поскольку 
дети этого возраста обладают целостным восприятием, знакомство со 
способами постановки знаков проведено первоначально через процесс 
сравнения фигур по размеру. В дальнейшем знаки сравнения будут 
использоваться только для сравнения численных характеристик 
множеств.