Нумерация.

Прием присчитывания и отсчитывания.


   Упражнение №1.
   Цель. Учить присчитыванию по одному.
   Материал. Модель корзины и яблоки.	
   Способ выполнения. Педагог продолжает сюжет:	
- Идут белки домой, а навстречу им ежик с корзинкой! В корзинке 
яблоки, а в зубах ежик тоже яблоко несет. «Вот, - говорит он 
белкам,- в корзинке яблоки. А это не поместилось. Это — четвертое». 
Сколько яблок у ежика? (Ответы могут быть разные.)
- Давайте проверим, кто прав. Ваня говорит, что в корзинке три 
яблока. Петя говорит, что два яблока. Покажем, как надо считать, 
чтобы все поняли, что Ваня прав.

Смысл задания в том, что 4 — это общее количество, а не то одно 
яблоко, на которое дети обычно показывают одной рукой, говоря 
«четыре». Видно только одно яблоко, хотя оно четвертое. А вот 
общее количество — четыре; общее количество и надо показывать, 
обязательно двумя руками. Данное задание будет повторяться в 
разных вариантах, но методика работы над ним обязательно 
соблюдается такая: «скрытое», угаданное количество показывают 
двумя руками, затем, смещая правую руку, присчитывают или 
отсчитывают остальные, при этом левая рука остается неподвижной, 
фиксируя начало отсчета.
   Таким образом, процесс присчитывания связан с увеличением 
отрезка натурального ряда вправо. Аналогично отсчитывание связано 
с уменьшением отрезка натурального ряда — правая рука при 
отсчитывании смещается влево, к началу ряда.
   
   Упражнение №2.
   Цель. Учить моделировать прием отсчитывания.
   Задание.
— Уберите красные палочки в коробку. Сколько осталось палочек? (3.) 
Что надо сделать, чтобы стало две? (Одну убрать.) Какую убрать? 
Эту? —> ||| <- Эту? (Все равно, любую, но одну.)
   
   Упражнение №3.
   Цель. Учить присчитыванию по 1. 
   Задание.
— Все квадраты наверху. Сколько их? (4.) Если один добавить, 
сколько будет? (5.) Добавьте. Проверьте. Что надо сделать, чтобы 
стало 6? (Один добавить.) Добавьте. Проверте. Что надо сделать, 
чтобы стало 8? (Два добавить.) Добавьте. Проверьте. Что надо 
сделать, чтобы стало 10? (Два добатвить.) Добавьте. Проверьте.
   Задание можно сопровождать работой на фланелеграфе, которую 
выполняет кто-то из детей.

   Упражнение №4.
   Цель. Учить отсчитыванию по 1.
   Задание.
— Если убрать один, сколько останется? (9.) Проверьте. Что надо 
сделать, чтобы стало 8? Что надо сделатать, чтобы стало сразу 6? 
Проверьте.

   Упражнение №5.
   Цель. Учить присчитывать и отсчитывать по 1 на основе понимания 
принципа построения натурального ряда.
   Материал. Модель корзинки и грибы (орехи, яблоки и т. п.)
   Задание. Сосчитать «грибы в корзинке».
 
   Дети выполняют задание с опорой на отсчет по одном и показ 
руками:
 
   Ответ: Значит, в корзинке четыре гриба. Значит, в карзинке 
три гриба.
   После этого можно достать грибы из корзинки и проверить ответ. 
Задание повторяется несколько раз с различным ко личеством «грибов».

   Упражнение №6.
   Цель. Учить сравнивать количественный состав множеств, используя 
знак сравнения. Задание.
— Передвиньте палочки так: ||||||   ||| Где больше палочек? 
(Слева.) Как знаком сравнения показать, где палочек
больше? Сложите знак из палочек:
                         ||||||>|||
— Скажите словами, каких палочек больше? (Зеленых палочек больше, 
чем красных.) Каких меньше? (Красных палочек меньше, чем зеленых.)
— А если я поставлю красные и зеленые палочки так:
                                  ||||||...||||||
— Какой знак можно поставить между ними? (Их одинаковое количество, 
можно поставить знак « = ».)
   Упражнение повторяем 2—3 раза с различным количеством палочек.

   Упражнение №7.
   Цель. Учить сравнивать количественный состав множеств, 
используя знак сравнения.
   Материал. Модели фигур.
   Способ выполнения. На фланелеграфе кружки и квадраты:

   Они выставлены в беспорядке так, чтобы трудно было сразу 
ответить на вопрос: «Как узнать, каких больше?» Можно сосчитать, 
но трудно. Дети высказывают разные предположения; хорошо, если у 
них при пересчете получились разные результаты.
 
   Цель упражнения: подойти к тому, что для сравнения нужно 
организовать фигуры в пары — либо поставить их парами, либо снимать 
парами. Больше будет тех, что остались без пар:

- Почему вы думаете, что кружков больше? (Одному не хватило пары, 
значит, их больше.) Как сделать, чтобы фигур было поровну? (Можно 
снять один кружок или добавить один квадрат.) Давайте снимем кружок. 
Как теперь можно сказать о количестве фигур? (Их поровну.) Сколько 
получилось пар? (6.) Попробуйте посчитать парами, чтобы узнать, 
сколько фигур.
   Педагог помогает детям считать фигуры парами. (Две, четыре, 
шесть...)
- Вернем кружок на место. Как другим способом сделать равное 
количество фигур? (Добавить квадрат.) Как теперь сказать об их 
количестве? (Их поровну.) Давайте посчитаем парами, сколько здесь 
фигурок. (Две, четыре...) Сколько получилось пар? (7.) Сколько 
фигур в паре? (2.)

   Упражнение №8.
   Цель. Учить сравнивать количественный состав множеств.
   Материал. Счетные палочки.
   Задание.
- Поставьте столько зеленых палочек, сколько у меня кружков. 
Сколько поставили? (7.) Поставьте красные палочки в пару с зелеными 
(ниже) так, чтобы красных было меньше. Сколько можно поставить 
красных? (/,2...6.) Как сказать
одной фразой, что можно поставить и 1, и 2, и 5, и 6... (Любое 
количество, но меньше семи.) А семь можно? (Это будет не меньше, 
а равно. Тогда их будет одинаковое количество.)