Нумерация.

Отрезок натурального ряда 1-10.


   Упражнение №1.
   Цель. Соотносить число и множество.
   Задание.
- Покажите столько пальчиков, сколько показываю я.
   Педагог молча показывает на одной руке: 2, 4,3,1, 5 пальцев.
- Сколько вы мне показываете? (После каждого показа.) Сколько 
пальцев на одной руке? Посчитаем у меня, у Пети, у Кати. Одинаково? 
(Да.) Сколько пальцев на двух руках?
   Посчитаем у меня, у Маши, у Вани. Одинаково? (Да.) Кто сможет 
сосчитать детей в группе? Кто еще может?
   Если детей в группе больше 10, например: 12—14 человек, счет 
продолжается.
- Кто знает, какое число идет после 10? после11? после 12?
   Педагог спрашивает до тех пор, пока есть дети, отвечающие 
правильно, затем подсказывает название числительного, которое 
вызвало затруднение. Знакомство с названиями числительных второго 
десятка в данном случае обусловлено для детей необходимостью 
счетной деятельности, каждое следующее название числительного 
сопровождается наглядным процессом присчитывания одного человека к 
группе, и таким образом еще раз иллюстрируется принцип построения 
натурального ряда чисел, в котором каждое следующее число больше 
предыдущего на 1.

   Упражнение №2.
   Цель. Уточнить порядок следования чисел в пределах 10.
   Материал. Карточки с цифрами.
   Задание. Поставить карточки по порядку так, как называет числа 
при счете.
   Педагог выкладывает карточки с обозначениями чисел от 1 до 10 
вперемешку на фланелеграфе, можно даже некоторые вверх ногами.
- Кто мне поможет расставить числа по порядку?
   Ребенок расставляет числа, остальные ему помогают.

   Упражнение №3.
   Цель. Уметь анализировать числовой отрезок. 
   Способ выполнения. После расстановки обозначений чисел по 
порядку педагог проводит беседу:
- Какое из чисел самое меньшее? Как это доказать? (Для 
доказательства может быть построена количественная модель из любых 
фигурок или счетных палочек.) Какое самое большое? Какое число идет 
раньше при счете 3 или 4? 7 или8? 5 или 3? 4 или 2? 7или 9?
   Дети отвечают, ориентируясь на числовой ряд. Кто-то один 
показывает называемые числа. Дети у фланелеграфа меняются. На эти 
простые упражнения лучше вызывать детей послабее.
   Педагог просит показать самое меньшее число в ряду. Это число 1. 
Педагог обращает внимание детей на его место: число 1 стоит в ряду 
первым. Число 2 больше, чем число 1, оно стоит в ряду следующим.
- Если я хочу найти число, большее, чем число 2, в какую сторону 
по этому ряду нужно двигаться: вправо или влево? Если нужно найти 
число, большее, чем число 5, 7, 9, где
нужно искать его в ряду: справа или слева?
   Педагог старается подвести детей к выводу, что чем правее число 
стоит в ряду, тем оно больше. Каждое соседнее число справа больше, 
чем предыдущее, на 1, и наоборот.

   Упражнение №4.
   Цель. Готовить детей к пониманию бесконечности числового ряда. 
   Задание.
- У нас на фланелеграфе размещены числа от 1 до 10. А есть числа 
большие, чем 10? Сколько? Много? А как много?
   Дети говорят по-разному: сто, миллион и т. д. Педагог старается 
подвести их к мысли, что чисел так много, что сосчитать их просто 
невозможно. Поэтому говорят: очень много, бесконечно много, нельзя 
сосчитать, так много...
- А чего еще так много, что нельзя сосчитать? (Звезд на небе, 
листьев на деревьях, рыб в море, песчинок на пляже и т. д.)

   Упражнение №5.
   Цель. Учить сравнивать числа с опорой на порядок следования их 
в ряду чисел.
   Материал. Карточки с числами.
   Задание. Педагог показывает детям числа на карточках 3 и 4.
-  Какое число идет при счете раньше? Какое позже? Ставит на 
фланелеграфе 3 и 4.
- Назовите числа, которые при счёте называют раньше 3 (1 и 2.) 
Какое число надо поставить сразу перед 3? (2) Число 2 называют 
«соседом» числа 3. 2 – это больший или меньший «сосед» 3? 
(Меньший.) А кто больший «сосед 3? (4)
   На наборном полотне выставлены

- Найдите место для числа 1. почему 1 вы ставите перед 2? (Считать 
начинают с числа 1. Число 1 – первое при счете.)
   Назовите его соседей.
   После карточки с числом4 педагог выставляет несколько карточек 
оборотом к детям:

- Какое это число? (Педагог показывает карточку «через один» 
после 4). (6) Почему вы так думаете? (За 4 идет 5, а за 5 идёт 6.) 
Кто может назвать все числа, начиная от 1, не поворачивая 
последних карточек?
   Дети называют числа, показывая на каждую следующую карточку 
рукой. Двоих детей на 6-й и 7-й карточке педагог проверяет: 
поворачивает карточку с цифрой «лицом». 
- Проверим, Ваня правильно называет числа? Да, действительно 7.
   Карточка снова переворачивается. Такой способ выполнения задания 
заставляет ребенка осознанно называть числа, представляя в уме 
весь отрезок натурального ряда. Если все карточки стоят «лицом» 
к детям, ребенок просто называет числа, которые видит, не 
задумываясь о порядке их следования. 
 
   Упражнение №6.
   Цель. Закреплять знание порядка следования чисел в ряду.
   Задание. 
- Кто сможет назвать  эти числа в обратном порядке? Давайте 
сначала вместе.
   Прежде чем начать, карточку с последним числом поворачивают 
«лицом», чтобы дети знали, от какого числа им следует называть 
числа в обратном порядке. Остальные каточки можно все повернуть 
оборотом.
   Затем дети называют числа в обратном порядке по желанию. 
   Проверка проводится так же, как в упражнении 3.

   Упражнение №7.
   Цель. Закреплять знание порядка следования чисел в ряду.
   Материал. Карточки с цифрами.
   Задание. Педагог выкладывает числовой ряд, спрашивает:
- Какое число идет перед числом 4? После 4? Перед 3? После 7? 
Перед 2? После 6? Перед 5? После 5?
   Вывод. Значит, самое меньшее число в ряду — это 1. С него 
начинают счет. Оно всегда идет первым. Какое число идет после 9? 
10? 11? ... (Если дети могут ответить, педагог предлагает им 
назвать несколько числительных второго десятка по порядку 
следования.)
- Как вы думаете, а можно найти самое большое число? Дети называют: 
100,1000,1 000000... Педагог отвечает: 101, 1 001, 1 000 001, 
стараясь подвести к мысли, что, добавив 1, получим число следующее, 
и так будет без конца, т. е. найти самое большое число невозможно.
  
 
   Примечание. 1 является наименьшим натуральным, числом которое 
является натуральным числом, так как не может быть использовано 
для счета. Вопрос о смысле и месте нуля в ряду чисел будет  
рассматриваться особо.
 
 
   Упражнение №8.
   Цель. Уточнять представление о принципе построения натурального 
ряда, понимать термины «последующее число», «предыдущее число».
   Способ выполнения. Педагог организует беседу:
- Какое число идет за числом 6? (7.) Его называют « следующим за 
числом 6». Как стоят числа 5, 6, 7? (Стоят рядом.) Их называют 
«соседи». Назовите соседей числа 6. (Соседи числа 6 это 5 и 7.) 
Число 7 — последующее, число 5 — перед числом 6, оно предыдущее к 
числу 6. Какое число больше 5 или 7? 5 или 6? 6 или 7? На сколько? 
(На 1.) На сколько отличаются два соседних числа в ряду чисел? 
(Два соседних числа отличаются только на 1.) Назовите два любых 
соседних числа.

   Примечание. Термины «предыдущее» и «последующее» число трудны 
для проговаривания детям этого возраста. Не обязательно добиться 
от каждого ребенка их проговаривания при каждом ответе, достаточно, 
если ребенок понимает смысл этих терминов и безошибочно показывает 
предыдущее и последующее число к данному.

   Упражнение №9.
   Цель. Уточнять понимание терминов «последующее число», 
«предыдущее число».
   Задание. 
— Какое число стоит перед числом 5? Оно больше или 
меньше, чем 5? На сколько меньше? Назовите предыдущее к числу 4. 
Предыдущее к 3. Предыдущее к 2.

   Упражнение №10.
   Цель. Уточнять представление о порядке следования чисел 
натурального ряда.
   Способ выполнения. Педагог выставляет карточки с числами, о 
которых говорят дети, на наборное полотно: 12 3 4 5 6 7.
   Остальные числа-карточки перевернуты:

   Педагог предлагает называть число на карточках, предупреждая, 
что они стоят подряд, но карточки берет не подряд, а вразброс:
 
- Назовите это число. Почему вы думаете, что это 9? (Числа стоят 
подряд.)

- Назовите соседей числа 9: предыдущее и последующее.
 
- Что за число стоит через 1 от 10? (12.) Кто сможет назвать его 
соседа (предыдущего)? Последующего? Количество, соответствующее 12, 
называют дюжиной. В старину была такая мера. Сейчас считают 
десятками. Сколько это — десяток? (/0.) Тогда дюжина — это 10 и 2.

   Упражнение №11.
   Цель. Уточнить знания о порядке следования чисел в ряду, 
повторять принцип построения натурального ряда, знание последующего 
и предыдущего числа.
   Материал. Рисунок на доске.
   Задание.
- На рисунке часть чисел пропала. Назовите их:
 
- Какое число стоит перед числом 6? После него? Какое число будет 
следующим за 10? Предыдущим к 10? К 9? Педагог ставит вопросы, 
пока ряд не заполнится.
   Если дети отвечают правильно, карточки поворачиваются лицевой 
стороной, на них написаны числа.