Нумерация.
Отрезок натурального ряда 1-10.
Упражнение №1. Цель. Соотносить число и множество. Задание. - Покажите столько пальчиков, сколько показываю я. Педагог молча показывает на одной руке: 2, 4,3,1, 5 пальцев. - Сколько вы мне показываете? (После каждого показа.) Сколько пальцев на одной руке? Посчитаем у меня, у Пети, у Кати. Одинаково? (Да.) Сколько пальцев на двух руках? Посчитаем у меня, у Маши, у Вани. Одинаково? (Да.) Кто сможет сосчитать детей в группе? Кто еще может? Если детей в группе больше 10, например: 12—14 человек, счет продолжается. - Кто знает, какое число идет после 10? после11? после 12? Педагог спрашивает до тех пор, пока есть дети, отвечающие правильно, затем подсказывает название числительного, которое вызвало затруднение. Знакомство с названиями числительных второго десятка в данном случае обусловлено для детей необходимостью счетной деятельности, каждое следующее название числительного сопровождается наглядным процессом присчитывания одного человека к группе, и таким образом еще раз иллюстрируется принцип построения натурального ряда чисел, в котором каждое следующее число больше предыдущего на 1. Упражнение №2. Цель. Уточнить порядок следования чисел в пределах 10. Материал. Карточки с цифрами. Задание. Поставить карточки по порядку так, как называет числа при счете. Педагог выкладывает карточки с обозначениями чисел от 1 до 10 вперемешку на фланелеграфе, можно даже некоторые вверх ногами. - Кто мне поможет расставить числа по порядку? Ребенок расставляет числа, остальные ему помогают. Упражнение №3. Цель. Уметь анализировать числовой отрезок. Способ выполнения. После расстановки обозначений чисел по порядку педагог проводит беседу: - Какое из чисел самое меньшее? Как это доказать? (Для доказательства может быть построена количественная модель из любых фигурок или счетных палочек.) Какое самое большое? Какое число идет раньше при счете 3 или 4? 7 или8? 5 или 3? 4 или 2? 7или 9? Дети отвечают, ориентируясь на числовой ряд. Кто-то один показывает называемые числа. Дети у фланелеграфа меняются. На эти простые упражнения лучше вызывать детей послабее. Педагог просит показать самое меньшее число в ряду. Это число 1. Педагог обращает внимание детей на его место: число 1 стоит в ряду первым. Число 2 больше, чем число 1, оно стоит в ряду следующим. - Если я хочу найти число, большее, чем число 2, в какую сторону по этому ряду нужно двигаться: вправо или влево? Если нужно найти число, большее, чем число 5, 7, 9, где нужно искать его в ряду: справа или слева? Педагог старается подвести детей к выводу, что чем правее число стоит в ряду, тем оно больше. Каждое соседнее число справа больше, чем предыдущее, на 1, и наоборот. Упражнение №4. Цель. Готовить детей к пониманию бесконечности числового ряда. Задание. - У нас на фланелеграфе размещены числа от 1 до 10. А есть числа большие, чем 10? Сколько? Много? А как много? Дети говорят по-разному: сто, миллион и т. д. Педагог старается подвести их к мысли, что чисел так много, что сосчитать их просто невозможно. Поэтому говорят: очень много, бесконечно много, нельзя сосчитать, так много... - А чего еще так много, что нельзя сосчитать? (Звезд на небе, листьев на деревьях, рыб в море, песчинок на пляже и т. д.) Упражнение №5. Цель. Учить сравнивать числа с опорой на порядок следования их в ряду чисел. Материал. Карточки с числами. Задание. Педагог показывает детям числа на карточках 3 и 4. - Какое число идет при счете раньше? Какое позже? Ставит на фланелеграфе 3 и 4. - Назовите числа, которые при счёте называют раньше 3 (1 и 2.) Какое число надо поставить сразу перед 3? (2) Число 2 называют «соседом» числа 3. 2 – это больший или меньший «сосед» 3? (Меньший.) А кто больший «сосед 3? (4) На наборном полотне выставлены - Найдите место для числа 1. почему 1 вы ставите перед 2? (Считать начинают с числа 1. Число 1 – первое при счете.) Назовите его соседей. После карточки с числом4 педагог выставляет несколько карточек оборотом к детям: - Какое это число? (Педагог показывает карточку «через один» после 4). (6) Почему вы так думаете? (За 4 идет 5, а за 5 идёт 6.) Кто может назвать все числа, начиная от 1, не поворачивая последних карточек? Дети называют числа, показывая на каждую следующую карточку рукой. Двоих детей на 6-й и 7-й карточке педагог проверяет: поворачивает карточку с цифрой «лицом». - Проверим, Ваня правильно называет числа? Да, действительно 7. Карточка снова переворачивается. Такой способ выполнения задания заставляет ребенка осознанно называть числа, представляя в уме весь отрезок натурального ряда. Если все карточки стоят «лицом» к детям, ребенок просто называет числа, которые видит, не задумываясь о порядке их следования. Упражнение №6. Цель. Закреплять знание порядка следования чисел в ряду. Задание. - Кто сможет назвать эти числа в обратном порядке? Давайте сначала вместе. Прежде чем начать, карточку с последним числом поворачивают «лицом», чтобы дети знали, от какого числа им следует называть числа в обратном порядке. Остальные каточки можно все повернуть оборотом. Затем дети называют числа в обратном порядке по желанию. Проверка проводится так же, как в упражнении 3. Упражнение №7. Цель. Закреплять знание порядка следования чисел в ряду. Материал. Карточки с цифрами. Задание. Педагог выкладывает числовой ряд, спрашивает: - Какое число идет перед числом 4? После 4? Перед 3? После 7? Перед 2? После 6? Перед 5? После 5? Вывод. Значит, самое меньшее число в ряду — это 1. С него начинают счет. Оно всегда идет первым. Какое число идет после 9? 10? 11? ... (Если дети могут ответить, педагог предлагает им назвать несколько числительных второго десятка по порядку следования.) - Как вы думаете, а можно найти самое большое число? Дети называют: 100,1000,1 000000... Педагог отвечает: 101, 1 001, 1 000 001, стараясь подвести к мысли, что, добавив 1, получим число следующее, и так будет без конца, т. е. найти самое большое число невозможно.
Примечание. 1 является наименьшим натуральным, числом которое является натуральным числом, так как не может быть использовано для счета. Вопрос о смысле и месте нуля в ряду чисел будет рассматриваться особо.
Упражнение №8. Цель. Уточнять представление о принципе построения натурального ряда, понимать термины «последующее число», «предыдущее число». Способ выполнения. Педагог организует беседу: - Какое число идет за числом 6? (7.) Его называют « следующим за числом 6». Как стоят числа 5, 6, 7? (Стоят рядом.) Их называют «соседи». Назовите соседей числа 6. (Соседи числа 6 это 5 и 7.) Число 7 — последующее, число 5 — перед числом 6, оно предыдущее к числу 6. Какое число больше 5 или 7? 5 или 6? 6 или 7? На сколько? (На 1.) На сколько отличаются два соседних числа в ряду чисел? (Два соседних числа отличаются только на 1.) Назовите два любых соседних числа.
Примечание. Термины «предыдущее» и «последующее» число трудны для проговаривания детям этого возраста. Не обязательно добиться от каждого ребенка их проговаривания при каждом ответе, достаточно, если ребенок понимает смысл этих терминов и безошибочно показывает предыдущее и последующее число к данному.
Упражнение №9. Цель. Уточнять понимание терминов «последующее число», «предыдущее число». Задание. — Какое число стоит перед числом 5? Оно больше или меньше, чем 5? На сколько меньше? Назовите предыдущее к числу 4. Предыдущее к 3. Предыдущее к 2. Упражнение №10. Цель. Уточнять представление о порядке следования чисел натурального ряда. Способ выполнения. Педагог выставляет карточки с числами, о которых говорят дети, на наборное полотно: 12 3 4 5 6 7. Остальные числа-карточки перевернуты: Педагог предлагает называть число на карточках, предупреждая, что они стоят подряд, но карточки берет не подряд, а вразброс: - Назовите это число. Почему вы думаете, что это 9? (Числа стоят подряд.) - Назовите соседей числа 9: предыдущее и последующее. - Что за число стоит через 1 от 10? (12.) Кто сможет назвать его соседа (предыдущего)? Последующего? Количество, соответствующее 12, называют дюжиной. В старину была такая мера. Сейчас считают десятками. Сколько это — десяток? (/0.) Тогда дюжина — это 10 и 2. Упражнение №11. Цель. Уточнить знания о порядке следования чисел в ряду, повторять принцип построения натурального ряда, знание последующего и предыдущего числа. Материал. Рисунок на доске. Задание. - На рисунке часть чисел пропала. Назовите их: - Какое число стоит перед числом 6? После него? Какое число будет следующим за 10? Предыдущим к 10? К 9? Педагог ставит вопросы, пока ряд не заполнится. Если дети отвечают правильно, карточки поворачиваются лицевой стороной, на них написаны числа.