Нумерация.
Состав числа.
Упражнение №1. Цель. Повторять состав однозначных чисел. Материал. Наборное полотно, дидактический набор. Способ выполнения. Игра «Угадайка» с различным количеством квадратом. При этом дети обязательно работают с наборным полотном, переставляя квадраты из верхнего «окошка» в нижнее. Можно не давать образец на фланелеграфе. Ребенок у доски будет представлять, что дети сделали, и говорить, что у них получилось: три наверху, один внизу… и т. д. Игра повторяется несколько раз, чтобы ответили 3-4 детей (пока есть желающие отвечать). Упражнение №2. Игра «Угадайка» Цель. Сформировать представление о составе числа с опорой на его динамичную (подвижную) мысленную модель. Способ выполнения. А теперь поиграем в новую игру «Угадайка». Я буду переставлять на фланелеграфе кружки сверху вниз по одному. Кто-то из вас выйдет сюда, встанет спиной к фланелеграфу и будет говорить, сколько кружков наверху, сколько внизу. Он должен представить себе эти кружки, а видеть их он не будет. Педагог переставляет кружки и громко говорит: - Один переставили вниз. Сколько осталось наверху? (Два.) А внизу? (Один.) и т. д. Постепенно педагог добивается такого ответа без дополнительных вопросов: - Один переставили вниз. (Наверху — два, внизу — один.) Начинать отвечать нужно с верхнего ряда. Последний ответ: «Наверху ни одного, внизу — три». Упражнение повторяется, пока есть дети, желающие отвечать, переставляя кружки то сверху вниз, то снизу вверх (это труднее, так как начинать ответ надо все равно сверху). Выполняя это упражнение с другим количеством кружков или любых других предметов, которые можно переставлять на полках, передвигать на полу, перекладывать из корзины в другую корзину и т. п., дети быстро усваивают состав однозначных чисел в виде соотношения «часть—целое». При этом устанавливается основная характерная деталь: общее количество предметов не изменяется при перемещениях из одной группы в другую, а изменяется состав частей, образующих это общее количество. Умение представлять это соотношение в уме в дальнейшем поможет ребенку легко освоить таблицу сложения однозначных чисел. Упражнение №3. Цель. Осваивать состав чисел. Материал. Модели фигур «Дидактический набор», наборное полотно на каждого ребенка. Способ выполнения. Игра «Угадайка» с 4—6 (7) кружками. К этому упражнению добавляется работа с наборным полотном — полоска ткани с нашитыми в два ряда полосками полиэтилена («полочки», «окошки ».) Продается в любом канцелярском магазине, часто вместе с большим полотном, в котором много таких окошек. Дети вставляют в окошко верхней полочки кружки из «Дидактического набора» и повторяют то, что делает педагог на фланелеграфе. Отвечающий ребенок у фланелеграфа стоит спиной к ним, но так, чтобы не видеть и фланелеграфа. Таким образом, все дети в группе выполняют предметные действия, соответствующие мысленным действиям, которые выполняет отвечающий ребенок.