Нумерация.

Состав числа.


   Упражнение №1. 
   Цель. Повторять состав однозначных чисел.
   Материал. Наборное полотно, дидактический набор.
   Способ выполнения. Игра «Угадайка» с различным количеством 
квадратом. При этом дети обязательно работают с наборным полотном, 
переставляя квадраты из верхнего «окошка» в нижнее. Можно не давать 
образец на фланелеграфе. Ребенок у доски будет представлять, что 
дети сделали, и говорить, что у них получилось: три наверху, один 
внизу… и т. д. Игра повторяется несколько раз, чтобы ответили 3-4 
детей (пока есть желающие отвечать).

    Упражнение №2.  Игра «Угадайка» 
   Цель. Сформировать представление о составе числа с опорой на 
его динамичную (подвижную) мысленную модель.
   Способ выполнения.
   А теперь поиграем в новую игру «Угадайка». Я буду переставлять 
на фланелеграфе кружки сверху вниз по одному. Кто-то из вас выйдет 
сюда, встанет спиной к фланелеграфу и будет говорить, сколько 
кружков наверху, сколько внизу. Он должен представить себе эти 
кружки, а видеть их он не будет.	
   Педагог переставляет кружки и громко говорит: 
- Один переставили вниз. Сколько осталось наверху? (Два.) А внизу? 
(Один.) и т. д.                        
   Постепенно педагог добивается такого ответа без дополнительных 
вопросов:
- Один переставили вниз. (Наверху — два, внизу — один.)
   Начинать отвечать нужно с верхнего ряда. Последний ответ: 
«Наверху ни одного, внизу — три».
   Упражнение повторяется, пока есть дети, желающие отвечать, 
переставляя кружки то сверху вниз, то снизу вверх (это труднее, 
так как начинать ответ надо все равно сверху).
   Выполняя это упражнение с другим количеством кружков или любых 
других предметов, которые можно переставлять на полках, 
передвигать на полу, перекладывать из корзины в другую корзину 
и т. п., дети быстро усваивают состав однозначных чисел в виде 
соотношения «часть—целое». При этом устанавливается основная 
характерная деталь: общее количество предметов не изменяется при 
перемещениях из одной группы в другую, а изменяется состав частей, 
образующих это общее количество. Умение представлять это 
соотношение в уме в дальнейшем поможет ребенку легко освоить 
таблицу сложения однозначных чисел.

    Упражнение №3.   
   Цель. Осваивать состав чисел.
   Материал. Модели фигур «Дидактический набор», наборное полотно 
на каждого ребенка.
   Способ выполнения. Игра «Угадайка» с 4—6 (7) кружками.
   К этому упражнению добавляется работа с наборным полотном — 
полоска ткани с нашитыми в два ряда полосками полиэтилена 
(«полочки», «окошки ».) Продается в любом канцелярском магазине, 
часто вместе с большим полотном, в котором много таких окошек. 
Дети вставляют в окошко верхней полочки кружки из «Дидактического 
набора» и повторяют то, что делает педагог на фланелеграфе. 
Отвечающий ребенок у фланелеграфа стоит спиной к ним, но так, 
чтобы не видеть и фланелеграфа. Таким образом, все дети в группе 
выполняют предметные действия, соответствующие мысленным действиям, 
которые выполняет отвечающий ребенок.