Нумерация.
Число 0.
Упражнение №1. Цель. Учить замечать связь между изменением количественной характеристики множества и предметным действием. Материал. Модели фигур, карточки с числами. Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграфе несколько фигурок (любых, какие есть). - Запомните, сколько здесь фигур. Закройте глаза. Педагог убирает две фигурки. - Что я сделала? Что изменилось? (Убрали две.) Смысл не в том, сколько осталось, а в том, какое действие выполнил педагог. - Как вы догадались, что я убрала, а не добавила и не переместила фигурки? (Их стало меньше; было 5, стало 3, значит, их убрали.) Упражнение повторяется 2—3 раза от первоначального количества. Педагог либо добавляет, либо убирает фигуры. Обязательно звучит: добавили, стало больше, убрали, стало меньше. Дети подбирают к начальному и конечному количеству соответствующее число: Упражнение №2. Цель. Учить замечать связь между изменением количественной характеристики множества и предметным действием. Способ выполнения. Дети закрывают глаза, но педагог ничего, не изменяет. - Что изменилось? (Ничего. Было 5 и осталось 5. Значит, ничего не убрали и не добавили.) Изменений нет. Упражнение №3. Цель. Учить замечать связь между изменением количественной характеристики множества и предметным действием. Знакомство с числом 0. Способ выполнения. Дети закрывают глаза. Педагог снимает все фигуры. - Что изменилось? (Убрали все.) Изменение есть. Как это записать? Как обозначить, что забрали все фигурки, ни одной не осталось (не «ничего не осталось», а «ни одной не осталось»). - Чтобы обозначить, что не осталось ни одной фигурки, используют символ 0. Называют его «цифра 0». Цифра 0 обозначает число «нуль». Как вы думаете, можно ли использовать число нуль для счета предметов? Например, кубиков? (Нет. Счет начинают с числа 1, так как чтобы считать что-то, надо, чтобы было что считать. А число 0 обозначает, что у нас нечего считать, нет ни одного предмета.) Упражнение №4. Цель. Определить место нуля в ряду чисел. Задание. Давайте подумаем, где же можно поставить число 0 в числовом ряду. Раз это число — у него должно быть место среди других чисел. Способ выполнения. Раскладываются на столе карточки с числами. Под каждой карточкой дети выкладывают соответствующее количество палочек. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Сколько палочек надо взять для числа 0? (Нисколько.) Где же определим место для числа 0? (Перед числом 1, потому что 0 означает количество меньшее, чем 1. Ни одной палочки — это меньше, чем 1.) 0 1 2 3 4 - - - - - - - - - - Педагог подводит итог: - Мы познакомились с новым интересным числом. Что вы можете рассказать о нем? (Его нельзя использовать при счете, но без него нельзя обойтись в математике. Оно меньше любого известного нам числа. Мы не можем показать соответствующее ему количество предметов.) Если дети говорят, что еще 0 используют в записи чисел 10,100 и т. д., педагог отмечает, что это верно; значит, у этого числа есть еще одна важная роль в математике. Об этом будет идти речь на других занятиях.