Нумерация.

Число 0.


   Упражнение №1.
   Цель. Учить замечать связь между изменением количественной 
характеристики множества и предметным действием.
   Материал. Модели фигур, карточки с числами.
   Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграфе несколько 
фигурок (любых, какие есть).
- Запомните, сколько здесь фигур. Закройте глаза.
   Педагог убирает две фигурки.
- Что я сделала? Что изменилось? (Убрали две.)
   Смысл не в том, сколько осталось, а в том, какое действие 
выполнил педагог.
- Как вы догадались, что я убрала, а не добавила и не переместила 
фигурки? (Их стало меньше; было 5, стало 3, значит, их убрали.)
   Упражнение повторяется 2—3 раза от первоначального количества. 
Педагог либо добавляет, либо убирает фигуры. Обязательно звучит: 
добавили, стало больше, убрали, стало меньше. Дети подбирают к начальному и конечному количеству соответствующее число:
 
    
   Упражнение №2. 
   Цель. Учить замечать связь между изменением количественной 
характеристики множества и предметным действием.
   Способ выполнения. Дети закрывают глаза, но педагог ничего, не 
изменяет.
- Что изменилось? (Ничего. Было 5 и осталось 5. Значит, ничего не 
убрали и не добавили.)
 
   Изменений нет.
   
   Упражнение №3.
   Цель. Учить замечать связь между изменением количественной 
характеристики множества и предметным действием. Знакомство с 
числом 0.
   Способ выполнения. Дети закрывают глаза. Педагог снимает все 
фигуры.
- Что изменилось? (Убрали все.) Изменение есть. Как это записать? 
Как обозначить, что забрали все фигурки, ни одной не осталось 
(не «ничего не осталось», а «ни одной не осталось»).
  
- Чтобы обозначить, что не осталось ни одной фигурки, используют 
символ 0. Называют его «цифра 0». Цифра 0 обозначает число «нуль». 
Как вы думаете, можно ли использовать число нуль для счета 
предметов? Например, кубиков? (Нет. Счет начинают с числа 1, так 
как чтобы считать что-то, надо, чтобы было что считать. А число 0 
обозначает, что у нас нечего считать, нет ни одного предмета.)

   Упражнение №4.
   Цель. Определить место нуля в ряду чисел.
   Задание.
   Давайте подумаем, где же можно поставить число 0 в числовом 
ряду. Раз это число — у него должно быть место среди других чисел.
   Способ выполнения. Раскладываются на столе карточки с числами. 
Под каждой карточкой дети выкладывают соответствующее количество 
палочек.
   1  2  3  4  5  6  7  8  9
   -  -  -  -  -  -  -  -  -
      -  -  -  -  -  -  -  -
         -  -  -  -  -  -  -
            -  -  -  -  -  -
               -  -  -  -  -
                  -  -  -  -
                     -  -  -
                        -  -
                           -
- Сколько палочек надо взять для числа 0? (Нисколько.) Где же 
определим место для числа 0? (Перед числом 1, потому что 0 
означает количество меньшее, чем 1. Ни одной палочки — это меньше, 
чем 1.)
   0  1  2  3  4
      -  -  -  -
         -  -  -
            -  -
               -
   Педагог подводит итог:
 - Мы познакомились с новым интересным числом. Что вы можете 
рассказать о нем? (Его нельзя использовать при счете, но без него 
нельзя обойтись в математике. Оно меньше любого известного нам 
числа. Мы не можем показать соответствующее ему количество 
предметов.)
   Если дети говорят, что еще 0 используют в записи чисел 10,100 
и т. д., педагог отмечает, что это верно; значит, у этого числа 
есть еще одна важная роль в математике. Об этом будет идти речь 
на других занятиях.