Пространственная ориентация.


   Упражнение №1.
   Цель. Развивать внимание, образную память и наблюдательность, 
активизировать счетные навыки.
   Способ выполнения.
   Игра «Внимание» в следующем варианте.
   Дети садятся вокруг двух составленных вместе столиков. В центр 
на подставку педагог ставит набор мелких предметов (4 – 7.) Хорошо 
использовать набор мелких предметов «Что в мешочке?» или любой 
другой. Дети называют каждый предмет. Их можно пересчитать, 
называя порядковый номер, в прямом и обратном порядке. Педагог 
задает вопросы: который по счету кубик? Пирамидка? И т. д. и 
наоборот: какой предмет второй по счету? Третий? И т. д. Затем 
педагог накрывает предметы салфеткой. Под салфеткой он прячет 
один предмет в руку и снимает салфетку. Дети должны сказать, какой 
предмет спрятан. Предметы должны легко умещаться в руке, чтобы 
не было видно, что спрятано. Игра повторяется несколько раз.

   Упражнение №2.
   Цель. Развивать внимание, умение ориентироваться на плоскости 
листа.
   Материал. Образцы «ковриков» для сравнения.

   Задание. Сравнить коврики. Найти одинаковые.
- Чем отличается первый от третьего? Первый от второго? При 
ответах педагог помогает детям употреблять слова: в центре, по 
углам, внутрь (обращены уголки), наружу.

   Упражнение №3.
   Цель. Учить ориентироваться на листе.
   Задание. 
На фланелеграфе собрана картинка:
- Соберите из палочек домик перед деревом. Кто пойдет к доске?
   Сначала ребенок показывает, где это «перед», а затем педагог 
просит его собрать дом с треугольной крышей.


   Упражнение №4.
  Цель. Учить ориентироваться на листе.
   Задание. 
- Перед домом сложите ещё одно дерево. Как направлены его ветки? 
(Вверх.) следующим за елкой сложите ещё один домик. Кто пойдет к
доске? (Ребенок показывает, где будет расположен новый домик.)
   Педагог говорит:
- Постройте вот такой домик (показывает детям контурный рисунок, 
начерченный фломастером на белом листе).


   Упражнение №5.
   Цель. Учить ориентироваться на листе.
   Задание.
- Следом за большим домиком сложите ещё оду елку. Что стоит между 
двумя ёлками? Между двумя деревьями? Между двумя домами? Между 
первым деревом и последней ёлкой?