Пространственная ориентация.
Упражнение №1. Цель. Развивать внимание, образную память и наблюдательность, активизировать счетные навыки. Способ выполнения. Игра «Внимание» в следующем варианте. Дети садятся вокруг двух составленных вместе столиков. В центр на подставку педагог ставит набор мелких предметов (4 – 7.) Хорошо использовать набор мелких предметов «Что в мешочке?» или любой другой. Дети называют каждый предмет. Их можно пересчитать, называя порядковый номер, в прямом и обратном порядке. Педагог задает вопросы: который по счету кубик? Пирамидка? И т. д. и наоборот: какой предмет второй по счету? Третий? И т. д. Затем педагог накрывает предметы салфеткой. Под салфеткой он прячет один предмет в руку и снимает салфетку. Дети должны сказать, какой предмет спрятан. Предметы должны легко умещаться в руке, чтобы не было видно, что спрятано. Игра повторяется несколько раз. Упражнение №2. Цель. Развивать внимание, умение ориентироваться на плоскости листа. Материал. Образцы «ковриков» для сравнения.Задание. Сравнить коврики. Найти одинаковые. - Чем отличается первый от третьего? Первый от второго? При ответах педагог помогает детям употреблять слова: в центре, по углам, внутрь (обращены уголки), наружу. Упражнение №3. Цель. Учить ориентироваться на листе. Задание. На фланелеграфе собрана картинка: - Соберите из палочек домик перед деревом. Кто пойдет к доске? Сначала ребенок показывает, где это «перед», а затем педагог просит его собрать дом с треугольной крышей.
Упражнение №4. Цель. Учить ориентироваться на листе. Задание. - Перед домом сложите ещё одно дерево. Как направлены его ветки? (Вверх.) следующим за елкой сложите ещё один домик. Кто пойдет к доске? (Ребенок показывает, где будет расположен новый домик.) Педагог говорит: - Постройте вот такой домик (показывает детям контурный рисунок, начерченный фломастером на белом листе).
Упражнение №5. Цель. Учить ориентироваться на листе. Задание. - Следом за большим домиком сложите ещё оду елку. Что стоит между двумя ёлками? Между двумя деревьями? Между двумя домами? Между первым деревом и последней ёлкой?
![]()