ПРОГРАММА

Профессиональной практики для специальности

050719"Коррекционная педагогика в начальном образовании".

 Квалификационная характеристика выпускника Выпускник готовится к работе в качестве учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе, а также к выполнению педагогических функций с детьми группы риска младшего школьного возраста (с трудностями в обучении и симптомами школьной дезадаптации) в других воспитательно-образовательных учреждениях.

Образовательно-воспитательная компетенция:

Диагностическая компетенция:

Коррекционно-развивающая компетенция:

Учебно-методическая компетенция:

Социально-педагогическая компетенция:

Пояснительная записка

Практика - одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студенту закрепить и углубить знания, полученные в процессе теоретического обучения, сформировать компетентность во всех видах профессиональной деятельности.

Профессиональная практика проводится в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в, части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0320 "Коррекционная педагогика в начальном образовании".

Основная цель профессиональной практики - формирование профессиональных компетенций (умений и профессионально значимых качеств, позволяющих действовать адекватно ситуации) в процессе подготовки будущих учителей начальных классов.

Основными задачами практики являются:

  1. Формирование у студента представлений о его собственной профессиональной деятельности; " Овладение профессиональным языком.
  2. Формирование общепрофессиональной компетентности будущего специалиста. Профессиональная практика организуется в рамках учебного процесса и предусматривает включение студентов с первого по выпускной курс в систематическую профессиональную деятельность.

Формирование профессиональных компетенций происходит поэтапно:

I этап - Учебная практика - получение первичных (начальных) профессиональных компетенций: диагностической, коррекционно-развивающей.

II этап - Педагогическая практика - поэтапное овладение целостной профессиональной деятельностью: диагностической, коррекционно-развивающей,образовательно-воспитательной,учебно-методической компетенциями.

III этап - Преддипломная практика - самостоятельная начальная профессиональная деятельность: овладение диагностической, коррекционно-развивающей,образовательно-воспитательной,учебно-методической,социально-педагогической компетенциями. На всех этапах практики студенты овладевают основами организации коррекционной работы с учащимися на уроках и во внеурочное время.

 Структура практики

 Данная структура практики и преемственность её этапов позволяет достичь непрерывности и последовательности в овладении студентами профессиональными компетенциями.

Отчетная документация по всем видам практик оформляется в виде портфолио, структура которого прилагается (приложение 1). Базами профессиональной практики являются средние общеобразовательные школы г.Канска, закрепленные администрацией колледжа на основании договоров с общеобразовательным учреждением.

Общий объем времени на проведение профессиональной практики 18 недель, что соответствует требованиям ГОС СПО по специальности 0320 "Коррекционная педагогика в начальном образовании "

Учебная практика:

Пояснительная записка Целью практики является:

  1. формирование у студентов навыков диагностики нарушений школьной адаптации;
  2. возможностей применения различных форм коррекционной работы с детьми группы риска в условиях обучения и воспитания в общем коллективе.

Основные задачи:

  1. овладение умениями диагностирования предпосылок и признаков адаптационных нарушений, школьной успешности;
  2. накопление методик необходимых для проведения диагностики и выявления "групп риска" с адаптационными нарушениями;
  3. определение в коллективе учащихся группы "риска".

База практики: Средние общеобразовательные школы г.Канска, закрепленные администрацией колледжа на основании договоров с общеобразовательным учреждением.

Режим работы:

Практика проводится концентрированно. Продолжительность и сроки практики определяются учебным планом и составляют 2 недели:

  1. " Спецкурс "Основы психодиагностики" / первая неделя /.
  2. Практика наблюдений / вторая неделя /.

Первая неделя практики проходит в колледже, согласно расписанию практики: 36 часов аудиторных занятий (6дн.*6ч.*1нед.).

Вторая неделя практики проходит в базовой школе (школах) согласно расписанию школы и расписанию практики, но не более 36 часов аудиторных занятий в неделю(6дн.*6ч.*1нед.)

Руководство практикой:

Осуществляется преподавателями педагогики, психологии и частных методик педагогического колледжа. Для проведения практики группа делится на микрогруппы по 5-6 человек/на второй неделе/.

Групповой руководитель проводит инструктаж по учебной практике, организует работу микрогруппы, оказывает методическую помощь студентам в диагностировании, анализирует отчетную документацию студентов о работе за период практики и выставляет зачет.

Оплата за руководство практикой:

осуществляется из расчета в неделю:

- групповому руководителю - 0,5 часа за каждого студента;

- преподавателям школ - 0,5 часа за каждого студента.

Содержание программы практики

Цель: составить общее представление о классном коллективе, уровне развития межличностных отношений и успеваемости в классе.

Во время практики студенты развивают следующие компетенции:

1 день:

1. сбор информации о классе:

- количество учеников в классе (мальчиков, девочек), возрастной состав класса;

- место проживания учеников (домашний адрес);

- год поступления в школу, воспитание до школы (посещал детский сад, воспитывался дома);

- сведения о состоянии здоровья учеников (физическое развитие, группа здоровья, хронические заболевания, нарушения зрения и слуха);

- сведения о прохождении учениками психолого-медико-педагогической комиссии (дата прохождения, заключение).

2. наблюдение за классом в привычной для учеников деятельности (на уроках, переменах):

- соблюдение гигиенических требований (соответствие школьной мебели возрасту детей, расположение парт, освещенность помещения, проветриваемость класса, наличие посторонних запахов, шумов, как ученики сидят за партами и т.д.);

- общая характеристика поведения учеников в школе (ведет себя спокойно, проявляет излишнюю подвижность, вялый, флегматичный, поведение ровное, нервное, бывает вспыльчивым, капризным, при раздражении теряет самоконтроль, кричит, топает ногами, дерется, повышает голос, после обиды быстро успокаивается, не может долго успокоится);

- выполнение учениками школьного режима и правил поведения (выполняет, изредка нарушает по небрежности, сознательно игнорирует правила поведения).

- отметить случаи грубого нарушения правил поведения;

- настроение учеников в классе (преобладает хорошее, пониженное, ровное, настроение устойчивое, не устойчивое (легко меняется от незначительных причин), плаксивость);

3. беседа с учителем о классе

4. обработка и интерпретация полученных данных, оформление документации (составление индивидуального плана-сетки по практике на неделю, заполнение коррекционного дневника).

 2 день:

1. сбор общих сведений о семье и условиях жизни учеников:

- тип семьи (полная, неполная);

- сведения о родителях (отец, мать, их место проживания, где работают, образование);

- сведения о ближайшем окружении (количество детей в семье и других членов семьи, кто занимается воспитанием ученика);

- материальное положение семьи;

- жилищные условия семьи;

- характер внутрисемейных отношений (благополучная, неблагополучная).

2. беседа с учителем о семейных условиях жизни учеников класса;

3. изучение субъективной семейной ситуации учеников посредством теста "Кинетический рисунок семьи".

4. Обработка и интерпретация полученных данных по тесту. Оформление документации.

3 день:

1. наблюдение за межличностными отношениями учеников в системе отношений с одноклассниками:

- положение учеников в классе (пользуется авторитетом, пользуется симпатией большинства одноклассников (мальчиков и девочек, только мальчиков, только девочек), большая часть учеников равнодушна, отношение отрицательное);

- отношения со сверстниками (имеет друзей преимущественно в своем классе, вне класса, дружит с ровесниками или со старшими или с младшими);

- стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный, агрессивный, неустойчивый, зависящий от ситуации).

- взаимоотношения между мальчиками и девочками;

- преобладающий эмоциональный тон в классе (бодрый, жизнерадостный, напряженный и т.д.).

Эмоциональное благополучие и неблагополучие отдельных учеников. Проявление сплоченности, чуткости, заботы, взаимопомощи, уважения, требовательности;

2. беседа с учителем о межличностных отношениях учеников в классе;

3. изучение распределения социометрических ролей в классе посредством методики "Социометрия";

4. Обработка и интерпретация полученных данных. Оформление документации.

4 день:

1. наблюдение за межличностными отношениями учеников в системе отношений с одноклассниками:

- общительность (общителен со всеми и активен в общении (сам выбирает друзей), в дружбе пассивен (общается с теми, кто к нему обращается), малообщителен, избегает общения);

- проявление смелости в общении (застенчив и робок, не смущается со знакомыми, раскован и смел в любой обстановке);

- конфликтность (задирист, драчлив, нервный, не задирается, но может за себя постоять, избегает ссор, труслив);

- проявление чувств в общении (ласковый, не любит выражать свои чувства, холодный, не ласковый, сухой);

- разговорчивость (болтливый, охотно разговаривает, рассказывает, молчаливый);

- подвижность (чрезмерно подвижен, быстр, двигательная активность умеренная, малоподвижен, движения ловкие (не ловкие));

- раздражительность (спокойный, легко волнуется, быстро раздражается, теряет контроль над поведением, нервный);

- собранность (собранный и внимательный, рассеянный и невнимательный, внимателен только при интересном занятии);

- самолюбие (самолюбив, склонен к борьбе за первенство, самолюбие не выражено);

- находчивость (находчив, догадлив, с трудом находит нужный ответ);

- принятие решений (легко принимает решения сам, может его отстоять, склонен к сомнениям, охотно принимает советы окружающих);

- чувство ответственности (обостренное чувство ответственности с оттенком тревожности, ответственен, добросовестен, не достаточно ответственен и добросовестен);

- доброжелательность (доброжелателен, справедлив, завистлив, мстителен);

2. беседа с учителем об особенностях поведения учеников в классе;

3. изучение межличностных отношений в классе посредством методики "Отметка другу";

4. Обработка и интерпретация полученных данных. Оформление документации.

5 день:

1. сбор информации об успеваемости учеников в классе:

- сведения об успеваемости учеников по предметам (по четвертям и текущие за последнюю четверть);

- выделить группы учеников по успеваемости (успевающие, неуспевающие, отличники);

- учатся самостоятельно или нуждаются в помощи;

- отношение учащихся к учению, к отдельным предметам;

- дисциплина на уроках и в выполнении домашних заданий;

- регулярность посещения учениками учебных занятий;

2. беседа с учителем об успеваемости учеников в классе;

3. изучение мотивов учения;

4. обработка и интерпретация полученных данных. Оформление документации.

6 день:

 <1>