2.1. «Домострой» как образец культурных и нравственных традиций русской семьи


           В настоящее время сложился стереотип о «домострое» как о чем-то устаревшем и ненужном. Но пока существует семья, дом, быт, будет востребован свод правил по устройству духовных и нравствсппых обычаев и традиций русской семьи, по ведению домашнего хозяйства, такой как «Домострой». «Книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому христианину — мужу, жене, рабам и рабыням».
           Отдаленные исторические эпохи несут свой золотой запас нравственных и культурных ценностей. Постоянный интерес к прошлому проистекает из естественного желания узнать, как жили предыдущие поколения людей, что их волновало, какие пути решения мучивших их вопросов они избирали. В конечном итоге это необходимо для самопознания человека.
           В диалоге времен наибольшим вниманием пользуются эпохи кризисов и подъемов в истории России. Периодом государственного и народного возрождения была первая половина XVI в. Это было время всестороннего укрепления централизованного Российского государства. В общественном сознании целостность государства была неразрывно связана с единством политическим, религиозным, культурным. В конце 40—50-х г. XVI столетия в России был проведен ряд реформ, направленных на укрепление центральной власти.

Картинка
           Стремление подчинить жизнь людей определенной системе мироустройства и миропонимания, исходящей от государства, распространился на семью и домашний быт. Книгой, в которой содержались правила и нормы поведения в семье, стал «Домострой». Слово «домострой» включает два славянских слова: «дому строитель». Само сочетание «домострой» появилось в русском языке в XV в. как перевод греческого слова «эконо¬мик» (дом — экос, закон — номос). «Дом» — не просто жилище, но и все, что с ним связано — семья, взаимоотношения, хозяйство. В мировоззрении русского парода «дом» является источником внутренней гармонии, от которого зависит тепло домашнего очага, лад с родными и близкими, покой и уверенность в себе.
           В XV—XVI в. русская семья имела традиционный уклад и олицетворяла собой маленькое государство. В средневековом обществе большое значение придавалось обычаям, опыту поколений. Желанием передать знания о достижении личного и хозяйственного успеха, предостеречь от ошибок объясняется распространение в русской литературе жанра поучений и наставлений. «Домострой» был создан как идеал духовного, соци¬ального, нравственного, хозяйственного развития семьи, к которому должен стремиться каждый человек.
           В книге нашли отражение все особенности быта русской семьи в XV—XVI вв.: исторически сложившийся менталитет русского человека, влияние церкви (как элемента устрашения и порядка) па людей, экономикогеографический фактор, определяющий род занятий людей (земледелие, ремесло, разведение скота). Характер изложения «Домостроя», хозяйственный опыт, обычаи и устои общественной и семейной жизни, язык — все это несет на себе отпечаток русского уклада жизни конца XV — первой половины XVI в.
           «Домострой» был составлен первоначально в Новгороде в последнее десятилетие XV в. Он представлял собой сборник наставлений и советов, обращенных к ремесленно-купеческому городскому люду. Дальнейшая судьба «Домостроя» связана с именем государственного и церковного деятеля священника Сильвестра, который в середине XVI в. подверг его композиционной переработке и дополнениям, включив, в частности, «Послание и наказание от отца к сыну».
           Сильвестр был родом из Новгорода, где содержал мастерскую по изготовлению икон и книг. Он был приближен к Новгородскому и Псковскому архиепископу Макарию, который, став митрополитом Московским, пригласил Сильвестра в 1545 г. в Кремль священником Благовещенского собора. В Москве Сильвестр стал заметной фигурой при дворе царя Ивана Грозного. В 1560 г. он принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Спиридона. Остается неясным, когда и где умер Сильвестр. Вероятнее всего, что случилось это в 1566—1568 г. в Соловецком монастыре.
           Среди русских писателей, определявших политическую и культурную жизнь России в середине XVI в., имя Сильвестра занимает достойное место. Он участвовал в редактировании «Свода церковных правил и порядков» (1551 г.), 12-томной энциклопедии «душеполезного» чтения (1552 г.), он также является автором «Жития княгини Ольги» и др. Однако основным произведением Сильвестра стал «Домострой».
           «Домострой» — один из известных памятников русской литературы — представляет собой красочные зарисовки быта русской семьи во всех его тонкостях и проявлениях, характерных для XV—XVI вв.
           Многозначительность содержания «Домостроя» объясняется нравоучительным жанром написания, типичным для средневековой литературы. Этот жанр подчинен созидательным целям поучения, каждое предло¬жение аргументируется ссылками на образцовые тексты Священного писания. Отличительная черта «Домостроя» от других средневековых памятников литературы — использование изречений народной мудрости (пословиц) для доказательства истинности положений. В книге нет намеренного сочинения, сознательного употребления поэтических приемов, создающих впечатление образности.
           Большое влияние на содержание «Домостроя» оказали современные ему западноевропейские тексты подобного типа. В их числе древнегреческие сочинения Ксенофонта (445—335 гг. до н.э.) «О хозяйстве», «Политика» Аристотеля.
           Литературная традиция «Домостроя» ведется от древнейших переводов на славянский язык христианских текстов нравственного характера. Сжатые по форме переводы «слов святых отец, како жить христианом» (например, поучения Иоанна Златоуста) впоследствии были составлены в сборники, один из которых имел название «Измарагд» (изумруд). Первые главы «Домостроя» повторяют даже тональность поучений «Измарагда». «Поучение от отца к сыну» — литературный вид изложения, известный на Руси с середины XI в. Сначала авторами «поучений» были люди царского происхождения (например, Владимир Мономах), затем крупные феодалы, бояре, полководцы. С XV в. в новых государственных условиях права «отцов» получили люди всех сословий, которые обращались к «сы¬новьям» с нравственными наставлениями.
           Настоятельное побуждение к строгой регламентации всех действий, к установлению иерархии в отношениях между людьми и точному соблюдению определенных циклов в организации жизненных процессов — также важная черта средневековой литературы, полностью отраженная на страницах «Домостроя».
           Первоначальный текст «Домостроя» содержал много городских рассказов, литературных зарисовок простонародного характера. Именно в них можно было найти множество простонародных выражений, примет, суеверий и обычаев быта. В отредактированном варианте сохранились только некоторые из них.
           В «Домострое» отражена принципиально иная культура, чем современная нам. Это, прежде всего культура афоризма, поскольку единственной формой возобновления и сохранения информации долгое время оставалась устная речь, а не письменный текст. Афоризмы, которыми насыщен «Домострой», способствуют многозначности выражения мысли и содержания.
           «Домострой» является сборником церковных учении, направленных на нравственное совершенствование семьи. Тексты, включенные в него, иногда слово в слово повторяли речи духовных отцов. Вообще все наказания, уставы и советы в «Домострое» составлялись в соответствии с религиозными наставлениями. Поучения «отца духовного ко всем православным христианам» выражены главным образом в пяти отделах:

  1. как веровать;
  2. как царя чтить и вообще власть;
  3. как чтить святительский и вообще духовный чин или духовную власть;
  4. как жить в миру и наказ о мирском строении;
  5. наказ о хозяйственном, экономическом, домовном строении.

           В «Домострое» представлена многоцветная картина русской жизни и семейного быта, кодекс норм поведения в отношениях мужа и жены, родителей и детей и всех их вместе к Богу и царю. «Домострой» — своего рода план семейных и общественных действий. Приложение в виде спи¬ска блюд и свадебных чинов подтверждает это. «Домострой» не доказы¬вает фактами, а пламенно убеждает проповедью.
           Книга по содержанию делится на три раздела, дополнения к ним и приложения. В некоторых редакциях таких разделов пять, например, в третьем исправленном издании И. Глазунова (СПб., 1911). «Домострой» состоит из 68 глав, включая дополнительные «Записи на весь год, что к столу подавать с пасхального воскресенья в мясоед»», «Свадебный чин краткий», «Послание и наставление отца сыну». В качестве приложения даны разделы «Назиратель» и «Лечебник», которые содержат практические советы по ведению сельскохозяйственных работ, построению домов и дворов, расположению садов и огородов, а также медицинские указания.
           Первый раздел «О духовном строении» (религиозные наставления) объединяет главы с 1-й по 15-го, в которых описаны основные церковные правила и обряды: как должен веровать христианин, как принимать Свя¬тое Причастие и прикладываться к святыням, как молиться и ходить в церковь, как украшать дом иконами и др.
           Второй раздел «О мирском строении», т. е. «Како жити с женами и с детьми и домочадцами», объединяет главы с 16-ю по 29-ю, которые со¬держат информацию о том, как дочерей воспитывать, как детей учить, как детям отца и мать любить и повиноваться им, как учить мужу свою жену, как человеку жить по своему достатку и др. По «Домострою» любовь родителей проявляется в заботе о нравственном воспитании, приучении к труду, материальном обеспечении. Из этого раздела видно, что положение жены, как опоры мужа в доме, определялось ее многочисленными обязанностями. Она заготавливала, сберегала, хранила продукты и вещи, обучала слуг, убирала, стирала, шила, ткала.
           Третий раздел «О домовном строении» (хозяйственные рекомендации) объединяет главы с 30-й но 63-ю: «Как порядок в избе навести», «Как всякую одежду жене носить и хранить», «Как всякое платье кроить и остатки и обрезки хранить», «Как огород и сад разводить», «Как припасы на год и всякого товару купить», «Как пиво варить, как меда сытить и вино курить» и др.
           «Домострой» содержит многочисленные наставления о том, как следует вести хозяйство. Бытовая повседневность предстает с его страниц с конкретными подробностями. Сквозь хозяйственные предписания проступают деловые и житейские советы. «Домострой» отразил домашний быт и нравственные уставы русского человека в эпоху Средневековья. Вера в Бога, верность царю, почитание властей, бережливость, трудолю¬бие, терпение, трезвость, забота о близких, гостеприимство, взаимовыруч¬ка, строгость нравов — таков далеко не полный перечень качеств, к кото¬рым побуждает «Домострой».
           В «Домострое» много особенностей повествования, которые отражают уровень мышления того времени. Русские люди в эпоху Средневеко¬вья более всего ценили еду, одежду, вещи, домашнюю утварь. Например, списки вещей и предметов перечислены очень тщательно посредством «деловой прозы новгородских купцов». Также в «Домострое» указано свыше 130 кушаний и блюд разного рода.
           В «Домострое» воплощены идеи и чувства, побуждающие человека средневековой России «жить по совести и умереть достойно»: «человек самовластен», своей волей совершает поступки, ведущие к добру или злу; «деяния» человека определяют оценку его личности; ум человека лучше видит, чем зрение, лучше слышит, чем слух; разум отличает человека от животного, его следует развивать «наказанием» (учением); словом надо пользоваться с осторожностью, помня его силу, которая может быть полезна или вредна человеку; труд — основа жизни, отсюда осуждение лени, праздности, пьянства — всего, что отвлекает от труда; человек обязан уметь владеть собою, быть искренним, помогать каждому, кто нуждается в помощи.
           «Домострой» как исторический памятник является поэтизированным образцом всеобщей гармонии, руководством для спасения семьи, общества и государства, «Домострой» позволяет увидеть многоцветный, загадоч¬ный, сложный, мир русского парода в XV—XVI в. «Домострой» — зеркало, в котором отразились нравственные уставы и хозяйственные правила, традиции и обычаи русского быта.
           В предисловии к «Домострою» изложено краткое содержание книги. «Поучение и наказание отцов духовных ко всем православным христианам о том, как веровать в Святую Троицу и Пречистую Богородицу, и в Крест Христов, и в небесные силы, и как святым мощам поклоняться, и тайнам святым причащаться и другим святыням прикладываться. Как жить православным христианам в миру с женами и детьми, и с домочад¬цами, как их наказывать и учить, и страхом спасать, и запрещать строго, во всех делах их беречь, сохранять в чистоте душевной и телесной, и во всем о них заботиться как о собственном теле, ибо сказал апостол: если страдает одна часть тела, то с ним страдает все. Как запас всякий иметь: хлебный и мясной, и рыбный, и овощной, как дворовое хозяйство вести, в том числе и в сложных, непредвиденных обстоятельствах. Всего 67 глав».
           Глава «Наставление отца сыну»

           «Благословляю я, грешный, и поучаю, и наставляю единственного сына своего, и его жену, и детей их, и домочадцев - следовать христианским заветам, жить с чистой совестью и по правде, жену наставляя и домочадцев своих — не понуждением, не битьем, а словно детей». Вопреки образу «домостроевской тирании», строки книги призывают воспитывать жену и домочадцев не принуждением и битьем, а лаской, добрым советом, на собственном примере «словно детей». В данном случае под словом «домочадцы» имеются в виду не только члены семьи, но и все люди, живущие под одним кровом.
           «Вручаю вам, живущим по-христиански, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим. Если же писание моего не примете, наставлению не последуете, не станете жить по нему и поступать не будете так, как здесь сказано, дадите ответ сами за себя в день Страшного суда, а я преступлениям и грехам не причастен: благословил я вас на благочинную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и писал вам».
           В этой главе «Домостроя» говорится о том, что ответственность родителей за поведение детей не безгранична. Наклонности и привычки, характер и поведение детей зависят не только от родительского воспитания, но и от многих других обстоятельств, в первую очередь от влияния учителей и друзей. Конечно, семейное воспитание, пример родителей наиболее важны, однако и при наибольших усилиях не всем удается преодолеть влияние внешних факторов — музыки, книг, кинофильмов и т. д. Поэтому если родители заметили в детях какие-либо пороки или отклонения, зародившиеся под влиянием современного общества, старайтесь бороться с ними.
           «Если же примете простое мое поучение и наставление со всей чистотою душевной и прочтете, прося, насколько возможно, у Бога помощи и разума, и если Бог вразумит вас, претворите все это в дело — будет на вас милость Божья и Пречистой Богородицы, и чудотворцев великих, — отныне и до окончания века. И дом ваш, и дети ваши, имение ваше и богатства, какие вам Бог послал нашим благословеньем и за ваши труды, — да будут благословенны и преисполнены всяческих благ во веки веков. Аминь». Сильвестр указывает на две основные жизненные задачи человека. Во-первых, достижение внутренней чистоты; для верующих в Бога это соблюдение Его заповедей и послушание Его воле. Во-вторых, долгом каждого является создание и поддержание гармоничных взаимоотношений с окружающими (прежде всего в собственной семье), воспитание детей, укрепление семьи. На страницах «Домостроя» каждый человек выступает одновременно в двух ролях: для Господа все — послушные дети, а для детей - строгие, справедливые, добрые родители. И только при успешном выполнении этих задач можно достичь той праведной, «благочинной» жизни, которая является обязательной предпосылкой здоровья — как душевного, так и физического.
           Глава «Как христианам веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу»

           Данная глава представляет собой своеобразный пересказ Символа веры. Читателю напоминается об основном долге, о главных для человека отношениях с Богом, со «святыми небесными бесплотными силами», которые даруют человеку и силу, и здоровье, и успехи во всех благих начинаниях. «Домострой» повествует о том, «как тайнам Божиим причащаться и прикладываться к святыням».
           Глава «Как любить Бога от всей души, также и брата своего» «Возлюби Господа Бога твоего, всею душою своей и со всею твердостью духа своего... И возлюби всех близких твоих, по образу Божьему созданных».
           Любовь к Богу должна выражаться в любви к человеку, ибо человек создан но образу и подобию Господа. Наше здоровье во многом зависит от отношения к окружающим. Зависть, вражда, ненависть приводят к стрессам и заболеваниям. А любовь очищает душу, снимает напряжение, открывает путь к счастливой и здоровой жизни. «Домострой» провозглашает любовь — как естественное состояние души человека. Сильвестр напоминает: не стоит откладывать добрые дела на завтра. Чтобы совесть была чиста, необходимо следовать правилам: не медлить с исправлением ошибок: при совершении любого проступка нужно немедленно принести покаяние перед Господом, а затем, при первой возможности, нужно извиниться перед тем, кого вы, вольно или невольно, обидели, и постараться загладить последствия своего проступка добрыми словами и делами; пользоваться каждым случаем, чтобы творить добро «впрок», тем самым перед Господом быть чистым и среди людей приобрести добрую славу.
           «Домострой» советует «в молитве к Богу и в слове к людям приветлив будь. Опечаленного утешь, будь обходителен, к каждому щедр и милостив, нищих и странников привечай и прими. Трудности переноси стой¬ко, грехи свои оплакивай. Будь кроток, тих, молчалив, возлюби друзей — не злато. Пред начальством будь кроток, готов исполнить его повеления, в ответах вежлив. Не осуждай никого, несправедливо обиженных защити». В тексте «Домостроя» неоднократно встречается формулировка семьи. Семья — модель идеального коллектива, в котором каждый выполняет свой долг, вызванный не только страхом наказания, по, в первую очередь, любовью: отцовской любовью к детям, сыновней любовью-преданностью к родителям. «Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай, как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших, как чад, возлюби — ни одному созданию Божью не будь лиходеем. Славы земной ни в чем не желай, проси у Бога вечного блаженства, всякую скорбь и тягость благодарно претерпи: если оби¬дят — не мсти, если ругают - молись, не воздавай злом за зло, за клевету - клеветой; согрешающих не осуждай (припомни свои грехи и позаботься прежде всего о них), Злых людей не отвергни, а живущим по правде помогай, деяния их занеси в свое сердце, и сам поступай так же».
           Приведенная цитата — короткое, не нуждающееся в комментариях руководство по построению взаимоотношении с окружающими в социуме. Конфликты с людьми - одна из основных причин стрессов и болезней. Для тех, кто сумел правильно наладить отношения с окружающими в семье, в коллективе, жизнь превращается в радость. Взаимоотношения с людьми, построенные по примеру «Домостроя», являются источником силы, уверенности в себе, спокойствия и счастья. «А если какое постигнет тебя страданье, душевное или телесное, или болезнь, или любое горе, пожар, клевета, или убытки безмерные — при всем при этом в отчаянье не впадай, вспомни прежние свои прегрешения, которые горе доставили Богу или людям...» Еще один важный совет, дошедший до пас со страниц «Домостроя»: винить и своих бедах не окру- жающих, а прежде всего самого себя. От многих случайностей можно застраховаться предусмотрительностью, а от конфликтов — терпением, вежливостью, любовью. Если внимательно присмотреться к людям, постоянно жалующимся на несправедливость и невезение, то можно увидеть, что невежливы и агрессивны в первую очередь они сами.
           Глава «Как врачеваться от болезней и от всяких страданий».
«Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачевать¬ся следует Божьею милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, милосердием и нелицемерной любовью ко всем. И согрешений всяких избегать и впредь никому не творить зла».
           «Домострой» призывает человека, заболев, не впадать в панику, успокоиться и помолиться Господу об избавлении от болезни, затем обдумать, что следует сделать для выздоровления. Конечно, начать надо с обращения к врачу. Однако главная задача каждого человека — не лечение болезней, а их предотвращение. И поэтому важно попять, каковы причины заболевания. С точки зрения православной медицины, основная причина болезней — это неправедный образ жизни. «Кто же в дерзости своей страха Божьего не имеет и воли Божией не творит, о церкви и о молитве не думает, ест и пьет без удержу, ... совершает всякие богоотвратные дела: блуд, распутство, сквернословие, чародейство, чтение гадальных книг и прочие, тех благой человеколюбец Бог, как чадолюбивый отец, спасает в страданьях и приводит к спасенью, ... насылает страдания и болезни, тяжкие недуги». Даже если болезнь удалось вылечить, человек не может останавливаться на этом, а должен постараться полностью устранить причины, которые вызвали ее появление. Каждый «и стар и млад» обязан избавляться от недугов, душевных и физических. Если кто-то по своей беспечности не обращает внимания на болезнь, позволяет ей беспрепятственно развиваться - это такой же грех, как сознательное причинения вреда своему телу. При этом не следует отказываться от лекарственных препа¬ратов, так как «Господь создал лекарства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими».
           Из текста «Домостроя» можно сделать вывод, что болезни посылаются людям Богом для вразумления, испытания и наказания или даже для ограждения от опасностей. Поэтому важен не сам процесс и даже не результат лечения, а то, какие душевные свойства проявит человек в ходе болезни.
           Народная медицина возникла задолго до крещения Руси, и во времена написания «Домостроя» лечение нередко сопровождалось языческими ритуалами. Поэтому народная медицина считалась чародейством. При этом многие русские монастыри славились монахами-врачами, которые наряду с молитвами предлагали больным лекарства, изготовленные из трав и целебных масел. В настоящее время православные священники ре¬комендуют использовать средства научной медицины и народные методы лечения. Основную опасность для христианина представляют колдуны, маги или экстрасенсы, которые для православной церкви являются служителями темных сил, «Вспомянем мужей, их страдания, самые разные недуги и болезни и благое терпение их, кто не призвал к себе пи чародеев, ни кудесников, никаких бесовских врачевателей, но все упование возлагал на Бога, благородно претерпевая очищения за грехи свои...»
           Глава «Как всякого посещать в страдании в монастырях, в больницах и в темницах»

           «В монастыре и в больнице, в затворничестве и в темнице заключенных посещай и милостыню, по силе своей возможности, подавай, что просят. Вглядись в беду и страдания, во все их нужды, и помогай, как сможешь, и всех нищих, кто страдает в бедности и в нужде, не презирай, пригласи в свой дом, напои, накорми, согрей, с любовью и с чистой совестью приветь: тем благодарность заслужишь и получишь прощение грехов». В «Домострое» го¬ворится о помощи людям, оказавшимся в беде, как о необходимом правиле благочестивой жизни. Отрадно, что в наше время практика христианской благотворительности возрождается в самых различных формах.
           Сильвестр перечисляет в одном списке монастыри, тюрьмы и больницы: помогать следует и тем, кто ушел от мира по своей воле, и тем, кто страдает по своей вине, и тем, кто оказался в беде волею случая. Это правило имеет две стороны, духовную и мирскую: во-первых, помощь ближнему, забота о страждущих - подвиг перед Богом; во-вторых, «упражнения в добрых делах» делает душу чище, подобно тому, как физические упражнения укрепляют тело. А добрая душа, способная на искреннюю любовь не только к родственникам, но и к незнакомым людям, — это уже полпути к духовному здоровью. К тому же все познается в сравнении, и поэтому столкновение с чужим горем, с настоящей бедой заставляет по-новому посмотреть на личные, зачастую не такие серьезные проблемы. К сожалению, нередко только вид чужих страданий позволяет понять, сколь щедро каждый человек одарен судьбой и как редко он способен оценить этот дар и возблагодарить Бога. Кроме того, заповедь заботы о попавших в беду людях может оказаться полезной каждому из нас.
            Глава «Как с домочадцами угощать приходящих в дом гостей»
Хорошо известно, что культура питания — необходимая составляющая часть здорового образа жизни. Важна и сама пища, и обстановка во время трапезы, и настроение сидящих за столом людей. Текст «Домостроя» гласит о том, что перед едой необходимо помолиться. Для право- славных христиан молитва — это искренняя благодарность Богу за «хлеб наш насущный». Но и для атеистов очень полезно перед едой хоть ненадолго сосредоточиться, выбросить из головы все заботы и проблемы. При этом следует, хотя бы мысленно, поблагодарить хозяев дома, поваров и всех тех, кто трудился для того, чтобы еда оказалась на обеденном столе. Искреннее чувство благодарности успокаивает, настраивает на мирный лад, так необходимый во время принятия пищи.
           Трапеза должна проходить в тишине или за негромкой беседой. Разговоры же громкие, грубые, резкие, любое высказывание недовольства, обиды, гнева совершенно недопустимо, так как мешают и пищеварению, и даже просто наслаждаться вкусом пищи. «Если же станут еду и питье хулить — словно в отбросы превращается то, что едят. А если при этом грубые и бесстыдные речи звучат, непристойное срамословие, смех, заба¬вы разные или игры на гуслях и всякая музыка, пляски и хлопание в ладоши — тогда, как пчелы от дыма, отлетят и ангелы Божьи от этой трапезы. А бесы возрадуются и налетят, свой час улучив».
           На страницах «Домостроя» Сильвестр повествует о трапезе, чтобы напомнить о необходимости вежливого и тактичного поведения за столом. Приведенную в этой главе притчу из Евангелия, как и все Священное писание, конечно, следует понимать гораздо шире, в переносном смысле: мудрый и достойный человек ставит себя позади других, благодаря чему оказывается впереди. Но в данном случае уместно также и буквальное толкование: в гостях следует не протискиваться па почетное место за столом, а скромно присесть с краю. Если гость достоин, хозяин сам предложит ему место во главе стола.
           Не обойден в поучениях и вечный порок — пьянство. Сильвестр осуждает не сами спиртные напитки, но злоупотребление ими и неизбежные последствия этого. Как часто бывает в жизни, и на чем особенно настаивает автор «Домостроя», земное и небесное, духовное и материальное идут рука об руку: что грешно перед Богом, то глупо и стыдно перед людьми, да и для самого грешника вредно, опасно и убыточно. Так, пьянство — не только грех и погибель души, но и беспокойство, причиняемое хозяевам, и драки с другими гостями, и вещи, потерянные или украденные по дороге до¬мой, и т.п. «А к тому и еще добавлю: когда будешь приглашен па пир, не смей упиваться до сильного опьянения, и не сиди допоздна, потому что при сильном опьянении и от слишком долгого сидения за столом случаются брань, и ссора, и драка, а иногда и кровопролитие. И ты, если здесь находишься, хоть сам и не бранишься и не задираешься, в этой ссоре и драке будешь не последним, но первым. И хозяин к тебе с упреком: долго сидишь — ссоры дожидаешься, спать к себе не идешь, а домочадцам его нет ни покоя, ни времени для других гостей. Если же упьешься допьяна, а спать к себе не идешь — не едешь, тут и уснешь, где пил, останешься без присмотра, ведь гостей-то много, не ты один. И в этом твоём пьянстве и небрежении одежду на себе изгрязнишь, колпак или шапку утеряешь. Если же были деньги в кармане или в кошельке, то их вытащат, а ножик заберут — И вот уж хозяину, у которого пил, от всего этого беспокойство, а уж тебе тем более: и сам истратился, и от людей позор, скажут: там, где пил, тут и уснул, кому за ним присмотреть, коли все пьяны? Видишь сам, какой и позор, и укор, и убыток будет тебе от чрезмерного пьянства. Если все же уйдешь или уедешь, а выпил порядочно, то по пути уснешь, не доберешься до дому и тогда пуще прежнего пострадаешь: снимут с тебя и одежду всю, все отберут, что при себе имеешь, не оставят даже сорочки. Спьяну многие от вина умирают или замерзают в пути. Я не говорю: не следует пить, такого не надо; но говорю: не упивайтесь пьяными допьяна».
           Не забывает Сильвестр и о вежливом обращении с гостями, и о различных правилах застольного этикета, соблюдение которых не только служит признаком хорошего воспитания, но и способствует предотвращению конфликтов, установлению за столом мирной, спокойной обстановки. Все это совершенно необходимо для того, чтобы пища была должным образом усвоена, пошла на пользу. Особенно вежлив и обходителен со всеми должен быть сам хозяин: недопустимо грубо «прогонять со двора», пусть даже совсем нежелательных в данный момент посетителей, «на утеху бесам, а не Богу во гнев». Даже разбушевавшегося пьяного гостя, который «уже не в себе», следует заботливо, «с честью», доставить домой.
           Хозяин не должен первым тянуться к общему блюду — сначала следует предложить еду другим гостям (а гость должен, прежде чем положить себе в тарелку, предложить соседям по столу). Нельзя забывать и о не допущенных к столу для «почетных» гостей, а тех, кто «в сенях или во дворе», - накормить следует их. Этот совет применим и в наше нелегкое время, когда многие — волею случая или даже по своей вине — нуждаются в нашей помощи. «Отнесись к нищим милостиво — будет тебе от Бога награда, у людей же — добрая слава».
           Даже при изобилии пищи к ней надо относиться «с уважением», бережно, ни в коем случае не выбрасывая остатки. Во-первых, всякая трапеза - дар Божий. Во-вторых, надо помнить и о том, что оставшаяся еда может быть использована и другими гостями, и самими хозяевами, и просто бедными людьми. Обратите внимание — незваные гости называются Богом данными. Вот прекрасный пример традиционного русского госте¬приимства, прославляемого в тексте «Домостроя», первой русской энциклопедии семейного уклада и быта.