2.3. Влияние невербального общения на культуру межличностных отношений в семье


           Семья — один из наиболее древних социальных институтов. Общественная ценность семьи обусловлена ее производством и воспроизводством непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания. Весь сложный комплекс взаимодействия людей в семье, который постоянно изменяется под воздействием как личных, так и общественных факторов и составляет ту основу, которая свидетельствует об устойчивости семейных отношений.

Картинка
           Семья - важнейшая форма организации личного быта. Для детей семья является первой школой освоения мира, а для взрослых ее членов - зоной психологического комфорта. В настоящее, плотно насыщенное событиями время важнейшей функцией семьи становится уже не экономическая и даже не биологическая, а психологическая. Она заключается в обеспечении психологической защиты, в создании условий для восстановления физических и духовных сил каждого члена семьи, а также во взаимном поддержании здоровья и жизненного тонуса, в организации совместного досуга и отдыха.
           Институт семьи на современном этапе развития человечества претерпевает серьезные изменения, даже, можно сказать, кризис. Проблемы организации семьи связаны с разобщенностью ее членов, нестабильностью браков, падением рождаемости и массовым распространением малодетности. Причиной увеличения негативных факторов является неблагоприятный нравственно-психологический климат, который возникает из-за нарушения процесса общения в семье.
           Общение - один из важнейших факторов, отражающих характер отношений каждого человека с другими людьми и фиксирующих то, что происходит с ним в окружающем мире. Способность людей к выживанию, к установлению близких отношений, их представление о смысле жизни, верность собственным идеалам — все это во многом зависит от того, как люди ведут себя в общении с другими людьми.
           Общение процесс многогранный. Его можно рассматривать как процесс взаимодействия людей, как процесс обмена информацией между людьми. Культура общения предполагает не только вербальный обмен информацией, но и навыки невербальных коммуникаций. Умение посредством мимики, жестов, поз передавать внимание, чуткость, доброжелательность, отзывчивость, доверие — неотъемлемая часть внутрисемейного общения.
           Частыми причинами разногласий и конфликтов в семье является отсутствие знаний и навыков по передаче и интерпретации сигналов, передаваемых посредством жестов, мимики, телодвижений. Путь к успеху в общении с близкими людьми перекрыт незнанием того, как посредством использования языка жестов и телодвижений научиться понимать больше, чем произносится словами, как добиться взаимопонимания с близкими людьми и получать при этом удовольствие от процесса общения. Ощутимыми последствиями невербальной изолированности членов семьи друг от друга могут стать несовместимость нравственных позиций, рассогласование их точек зрения па фундаментальные понятия семейной морали. Основными способами практического устранения отрицательного влияния перечисленных факторов на взаимоотношения членов семьи являются методы освоения языка тела и его основных компонентов (мимики, жестов, поз).
           При межличностном взаимодействии люди невольно подсознательно используют различные виды невербальных коммуникаций, порой даже не осознавая того, что они способны как помочь, так и помешать правильному восприятию слов, мыслей, которые хотят передать окружающим. На долю вербального канала общения (словесного) приходится меньше 50 % всех коммуникаций. Вербальные способы используются для передачи фактической информации, в то время как по невербальному каналу передаются чувства, отношения, скрытые эмоции людей. Большая часть человеческого общения происходит посредством визуального контакта, жестов, поз, ориентации корпуса тела. Часто молчаливое послание с помощью невербальных средств общения песет в себе больше информации об искренности чувств и истинности отношений между людьми, чем самая многословная речь.
           В некоторых случаях человеческого общения невербальные сигналы полностью заменяют слова. Информация, содержащаяся в движениях, неизбежно сопровождает речь коммуникаторов: предвосхищает, сопровождает, противоречит или дополняет речевые сообщения. В ситуациях межличностного взаимодействия передача эмоций по невербальному каналу общения более уместна, чем по вербальному (если нет желания открыто выражать свои чувства). Язык телодвижений обусловлен импульсами подсознания, на этом языке почти невозможно обманывать, поэтому невербальным методам общения надо доверять больше, чем словам, которые, как известно, контролируются центральной нервной системой человека.
           Как ни существенна роль, которую играют слова при межличностном взаимодействии людей, невербальные средства имеют неограниченное влияние на развитие отношений между людьми. Именно такие средства общения позволяют достичь той степени выразительности и предать те оттенки эмоций, которые не подвластны инструментам вербальной коммуникации.
           Один из способов достижения гармонии эмоциональных взаимоотношений в семье — выбор оптимального для всех членов семьи и благоприятного для психологического климата семьи невербального поведения.
           Невербальное поведение направлено на удовлетворение потребностей и достижение целей межличностных коммуникаций. Под невербальным подразумевается поведение, основанное на использовании невербальных средств общения. Оно должно быть адекватно реальности и ожи¬даниям окружающих людей.
           В зависимости от степени благотворного влияния па психологический климат семьи невербальное поведение разделяют на следующие виды.
           Инстинктивное поведение. Инстинктивные действия представляют собой врожденные способы совершения движений, которые обеспечивают проявления первичных инстинктов.
           Приобретенное поведение. В результате получаемого опыта поколений или самокритичного наблюдения за самими собой и соответствующей тренировки закрепляются определенные формы поведения.
           Реликтовое поведение. Элементы поведения, выражающиеся на языке тела на более ранней стадии культурного развития (жест «рукопожатие» использовался уже в каменном веке).
           Заимствованное поведение. Заимствованное поведение можно разделить на:

  1. «открытое» —самостоятельное;
  2. «подражательное» — бессознательно перенятое у окружающих людей.

           Реактивное поведение. В его основе лежит процесс реакции па раздражители. Реактивное поведение зависит от:
  1. эмоционального настроения;
  2. стимула общения;
  3. средств общения.

           Адекватное поведение. Непредвзятое и открытое поведение, соответствующее по смыслу реакции окружающих людей.
           Неадекватное поведение. Под ним понимается:
  1. поведение, правильное по содержанию, но по эмоциональности не соответствующее ситуации (при взволнованности человек употребляет слишком размашистые, неестественные жесты);
  2. поведение— реакция человека на неверное понимание, субъективную оценку со стороны окружающих (агрессивные жесты, вызванные длительным отсутствием понимания).

           Символическое поведение. Слова, действия, выражается посредством символов языка тела («привет» - взмах рукой вверх, «классно» - выброс вверх большого пальца руки и т. д.)
           Комбинированное поведение. В основе комбинированного поведения лежит использование жестов и сигналов, интерпретация которых зависит от других элементов языка тела.
           Агрессивное поведение. Психологи определяют агрессию как наступательное поведение, обусловленное аффектом (резкая подача корпуса впе¬ред, тотальный взгляд, сжатие пальцев в кулак и т. д.).
           Оскорбительное поведение. Оно может выражаться:
  1. в отталкивании партнера;
  2. в насмешке;
  3. в определенных жестах. В каждой культуре существуют жесты для выражения оскорбления (указательный палец у виска - «не все дома», направление большого или указательного пальца на партнера - «ты посмотри на него», стук кулаком по лбу - «очень глупый»).

           Особо важной сферой использования невербальных средств общения является межличностное взаимодействие в семье. Овладение искусством посылать и интерпретировать жесты и сигналы дает необходимую оперативную информацию об эмоциях, мыслях, желаниях каждого члена семьи, помогает организовать оптимальную систему взаимоотношений с учетом этой информации.
           Язык тела >— один из основных наряду с вербальным способ общения людей. Он более всего приспособлен для передачи отношений и эмоций. Его способность поддерживать (сопровождать, акцентировать, нейтрализовать) словесную коммуникацию обусловливает необходимость развития навыков использования этого инструмента общения.
           Основные знания, накопленные при исследовании языка тела, интегрированы в такие науки, как социальная психология, основы речевой коммуникации, психология управления, деловое общение, профессиональная этика, психология семейных отношений.
           Разработки в данной сфере эффективно применяются политиками, актерами, руководителями, страховыми агентами, работниками торговли, преподавателями, работниками милиции и прокуратуры, всеми остальными людьми неосознанно и повседневно. Знание языка тела имеет большое значение как в процессе делового общения, особенно в многонациональной среде, так и на уровне внутрисемейных отношений.
           Жесты, телодвижения, позы как элементы языка тела являются одной из главных невербальных систем общения. Существует много данных о приоритете языка тела над речевым языком. Аллан Пиз в своей книге «Язык телодвижений», которая была переведена па 26 языков мира и стала бестселлером, написал, что «в процессе взаимодействия людей от 60 до
           80 % коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения».
           Особенностью языка тела является то, что его проявление обусловлено импульсами подсознания. Отсутствие возможности подделать подсознательные телодвижения позволяет доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения, контролируемому сознанием человека. Такие микросигналы, как испарина на лбу, учащенное моргание, румянец па щеках, расширение и сужение зрачков, не подвластно сознанию.
           В семье, в межличностном взаимодействии людей в полной мере раскрываются такие функции языка тела, как:
  1. коммуникативная <>— функция межличностного общения:
  1. перцептивная функция общения (дружеское общение, психологический контакт);
  2. интерактивная функция общения (деловое взаимодействие);
  1. сенсорная — передача чувств, эмоций, отношения;
  2. информационная — передача информационного материала о поведении собеседника;
  3. регулирующая — регулирование поведения, речи собеседника.

           Язык тела состоит из отдельных компонентов невербального поведения, которые каждый по отдельности и в совокупности несут полезную информацию о чувствах, мыслях, желаниях людей. Исследования в области невербального общения выявляют группы сигналов, которые помогают добиться закрепления информации на подсознательном уровне, оказать давление или выйти из конфликтной ситуации. Иногда невербальные сигналы вступают в противоречие со словами. Внимательное наблюдение и правильная интерпретация позволит убедиться в искренности партнера и более верно оценить ситуацию.
           Основными средствами невербального общения в семье являются экспрессивные движения, жесты и мимика.
           К экспрессивным
движениям относятся движения лицевых мышц (мимика), движения тела (поза, походка), движение частей тела (жесты рук, ног, головы и т. д.), движение глаз (взгляд). Д. Моррис классифицировал экспрессивные движения па шесть основных категорий: 1) мимические,; 2) схематические, изображающие действие в принятой для определенной культурной традиции манере; 3) символические, изображающие абстрактные понятия; 4) социальные, использующиеся как атрибут социальной роли; 5) театральные — гротесковые; 6) экспрессивные — эмоционально окрашенные, неосознанные. При изучении экспрессивных движе¬ний выделяют следующие критерии: вид движения (открытые, защитные,
           агрессивные и т.д.), темп движения (спокойный, оживленный, быстрый), направление движения (вперед, назад, в сторону, вниз, вверх).
           Мимика — совокупность движении мышц лица человека. Материал но исследованию мимики лица человека имеет неоценимое значение в сфере межличностного взаимодействия, особенно при выборе супругов, воспитании детей, организации оптимальной системы взаимоотношений в семье. Мимика, кроме базисных эмоциональных выражений, включает значительное количество так называемых «ролевых масок». Под термином «ролевая маска» подразумевается выражение на лице человека его эмоций, настроений, чувств. Мимическая маска — это особое отражение физиологического и психического состояния человека. Мимических ма¬сок, по данным П. Экмана, всего шесть: удивление, страх, отвращение, ярость, радость, печаль.
           Жесты — это выразительные движения головы, рукой или кистью, которые совершают с целью общения и сопровождают мысли и состояния. Жесты, как правило, показывают внутреннее состояние человека, характер его высшей нервной деятельности, темперамент, склонность к логическому или творческому восприятию. С одной стороны, жесты являются формой фиксации и существования общественно-исторического опыта, с другой — средством для усовершенствования взаимоотношений между членами семьи. Жесты и манера их использования могут рассказать о характере взаимоотношений между членами семьи, об отсутствии или наличии конфликтных ситуаций, об эмоциональной атмосфере, преобладающей в семье. Индивидуальная манера жестикуляции относитель¬но постоянна и изменяется только при эмоциональных перепадах настроения человека. При увеличении силы эмоциональных переживаний наблюдается: увеличение количества жестов, возникает ощущение чрезмерной жестикуляции, изменяется динамика привычных жестов (они становятся более суетливыми, увеличивается их амплитуда), возникают отклонения от обычной манеры использования жестов.
           Жесты, сопровождающие процесс общения, можно классифицировать следующим образом:
           произвольные и непроизвольные жесты;
           указательные, усиливающие и касательные жесты;
           жесты-эмблемы, которые имеют точные эквиваленты в вербальной коммуникации (приветствие, прощание, о'кей);
           иллюстративные жесты - иллюстрируют содержание и ход мыслей (высокий, маленький). Они являются частью речи и выполняют функцию акцептирования. К иллюстративным жестам относятся указательные;
           жесты - регуляторы поведения (встаньте, сядьте, подойдите, проходите);
           дирижирующие жесты - сопровождают речь человека, обладающего не очень высокой культурой речи, который вынужден себе помогать рука¬ми («пилят», «рубят», «ввинчивают лампочку»). Аудиторию это сначала забавляет, потом раздражает и, наконец, усыпляет;
           ораторские жесты - - направлены на возбуждение определенных чувств у аудитории («поймите меня», «я к вам взываю»). Они помогают человеку передать важность и эмоциональную значимость слов. К ораторским жестам относятся жесты, выполняющие функции знаков препинания («я так сказал, и точка»);
           аффективные жесты — выражают эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим и происходящему (жесты интереса, искренности, удивления, недоверия, обмана, нервозности, агрессивности).
           Как любой язык, язык жестов состоит из «слов», «предложений» и «знаков пунктуации». Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько значений. Полностью попять смысл слова возможно только в совокупности со всем предложением. Жесты говорят о действительном настроении, отношении и состоянии человека, что является незаменимой информацией для организации системы взаимоотношений в семье.
           Взгляд как визуальное взаимодействие, контакт глаз— важный компонент невербального общения в семье. По данным зарубежных психологов, визуальный контакт между членами семьи должен длиться от 2 до 8 с и не менее 50 — 70 % времени взаимодействия. Взгляд выполняет функцию при обмене репликами и принимает участие в выражении чувств и регулировании дистанции. Особое значение имеет обмен взглядами в ситуациях, связанных с постоянным и тесным обтершем между людьми: при воспитании детей, в процессе ухаживания, при установлении доверительных и интимных отношений.
           Глаза являются важным выразительным органом: человек с помощью глаз выражает свои эмоции и отношения (нежный взгляд, жестокий, пронизывающий, пустой, холодный, пылающий, восхищенный, леденящий кровь). Зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от положительного к отрицательному, и наоборот. Когда человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза, а сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сокращаться.
           Взгляд служит неоценимым средством невербальной коммуникации. Направленный на человека взгляд, длительность которого хоть на мгновение превышает время, допустимое с точки зрения объекта наблюдения, может привести к весьма резкой ответной реакции, вплоть до агрессии. При других обстоятельствах такой взгляд может быть воспринят как признак собственной сексуальной привлекательности.
           Контакт глаз — наиболее тонкий показатель взаимоотношений в семье. Фундаментальные функции взгляда визуального контакта играют огромную роль в процессе выстраивания отношений между членами семьи. Как известно, в течение первых месяцев жизни мать и ребенок проводят много времени, зрительно контактируя друг с другом. Ребенок начинает сосредоточиваться на материнском взгляде в возрасте пяти—семи недель. Дефицит контакта глаз, особенно его частоты и позитивных вариантов, в формировании отношений между членами семьи приводит к непониманию, к феномену «отчуждения». Если взгляд одного из членов семьи постоянно выражает злость и агрессию, это может препятствовать нормальному развитию визуальных контактов остальных членов семьи. Многие психологи одним из последствий этой проблемы называют комплекс «боязни смотреть в глаза другим людям».
           Существует ряд правил, связанных с организацией зрительного контакта между членами семьи.
           Длительность и частота взгляда является индикатором распределения ролей в семье. Члены семьи смотрят дольше и чаще на лидера. Если все члены семьи при общении смотрят дольше и чаще на одного, то это говорит о его явной лидерской позиции в семье. Говорящий и слушающий должны смотреть в глаза друг другу не более 10 с перед началом разговора и после произнесения смысловой фразы.
           Время визуального контакта: время, когда оба партнера смотрят друг на друга, должно быть меньше по сравнению с теми моментами взаимодействия, когда каждый из партнеров смотрит друг на друга по отдельности. Оптимальное время визуального контакта для создания доверительной и располагающей атмосферы должно составлять около 60—70 % всего времени общения. При межличностных отношениях следует избегать нулевого контакта и тотального контакта глаз (постоянного).
           Технология взгляда. Существует три основные технологии взгляда, основанные на направлении взгляда (на какую именно часть лица и тела направлен взгляд):
  1. деловой взгляд — треугольник: основание на уровне глаз, верхний угол на лбу;
  2. социальный взгляд — треугольник: основание на уровне глаз, верхний угол в центре нижней губы;
  3. интимный взгляд — треугольник: основание на уровне глаз, верхний угол через подбородок уходит ниже груди.

           В процессе внутрисемейного общения также следует обращать внимание на то, как каждый из членов семьи относится к прямому зрительному контакту и в каких объемах воспринимает его. Можно сознательно повысить визуальную контактность в семье, что вызовет положительные реакции со стороны членов семьи. Необходимо всегда помнить, что в сфере межличностных отношений в семье предпочтительнее открыто смотреть в глаза друг другу, чем уклоняться от контакта или перебегать взглядом с предмета на предмет - может быть воспринято как признак неискренности, стыда и негативизма.
           Умение понимать язык мимики и жестов наиболее значимо в культуре внутрисемейного общения. Невербальные средства коммуникации более всего приспособлены для передачи мыслей, эмоций, внутреннего состояния человека. При передаче и интерпретации жестов, движений осуществляется обратная связь, которая играет определяющую роль в целостности процесса взаимодействия в семье. Знание языка тела позволяет не только лучше понять чувства, эмоции и скрытые желания близкого человека, по и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное (увиденное), еще до того, как он выскажется по этому поводу.
           Изучение сферы невербальных коммуникаций позволяет понять технологию общения людей друг с другом на языке тела, а также приобрести отдельному человеку или всей семье навыки правильной передачи и интерпретации сигналов и жестов. Знания и умения в области невербального поведения оказывают благоприятное влияние на взаимоотношения членов семьи. По мере совершенствования своих навыков члены семьи получают от общения в семье больше удовлетворения, достигают максимально полного взаимопонимания и эффективного межличностного взаимодействия с близкими людьми.