Слово «габитус» (от лат habitus) означает «внешность», «внешний облик». По визуальной природе можно выделить два типа знаков габитуса: одни обусловлены размерно-типологическими особенностями тела (рост, конституция, величина различных частей тела), другие — особенностями зрительно наблюдаемых параметров внешности.
          Знаки габитуса играют определенную роль в повседневном общении у всех народов. Историческая изменчивость значения того или иного элемента физического облика людей отражена в понятии красоты. Физический облик оценивается людьми с позиции эталона красоты своего времени, тело определенной пропорции и полноты становится знаком этого представления. Даже первобытные люди придавали телу необходимые трансформации, как убедительно показано в трудах антропологов конца прошлого века. В период эпохи Возрождения в Европе самым важным атрибутом красоты являлся высокий лоб. Чтобы он казался выше, не только женщины, но и мужчины выщипывали брови и высоко выбривали лоб, чтобы зрительно соответствовать данному типу.
          Особенности восприятия внешнего облика человека.
          Механизмом восприятия внешнего вида является эмпатия.
          Эмпатия — это способ понимания без осмысления, когда эмоциональное восприятие позиции другого человека приводит к соответствующим собственным действиям. Если в ситуации первого впечатления стереотипизация оправдана необходимостью быстрой ориентировки по социальным направлениям, то в ситуациях межличностного общения стереотипизация может приводить только к ошибочному пониманию, создавая лишь видимость понимания. Эмпатия — это механизм социальной перцепции, который включается в межличностное общение, где возможно пренебрежение социальными характеристиками за счет психологических. В межличностном общении стереотипы либо блокируют понимание, либо переводят общение на межгрупповой уровень.
          В процессе психологических исследований формирования первого впечатления были выявлены типовые схемы, по которым строится образ другого человека. Наиболее часто в семье применяется схема восприятия, которая «запускается» в случае неравенства партнеров в той или иной сфере — социальной (различный социальный статус), интеллектуальной, неравенство позиций в группе (групповой статус) и т.п. Ошибки неравенства проявляются и том, что люди склонны переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них. При встрече с человеком, превосходящим по какому-то важному для пас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем в случае равенства с ним. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то недооцениваем его. Очень важно, что превосходство фиксируется по какомулибо одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим. Такого рода ошибки восприятия на
          зываются фактором «превосходства». Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с общей эстетической выразительностью человека (т.е. с тем, нравится внешне человек или нет). Если человек нравится внешне, то одновременно возрастает опасность считать его более добрым, умным, интересным, т.е. переоценить многие его психологические характеристики. Фактор «привлекательности» заключается в следующем: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он кажется во всех отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.
          Следующая схема, без сомнения, хорошо известна. Люди, которые нас любят (хорошо к нам относятся), кажутся нам значительно лучше тех, кто пас ненавидит. Это проявление действия' фактора «отношения к нам», который приводит к изменению оценки качеств людей в зависимости от знака этого отношения. Положительное отношение порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыванию (или невниманию) отрицательных, и наоборот, явное отрицательное отношение вызывает устойчивую тенденцию не замечать положительных сторон партнера.
          Существуют два основных источника информации для формирования впечатления:
          Элементы одежды свидетельствуют о принадлежности человека к той или иной социальной группе или о его ориентации на какую-то группу. Они служат знаками групповой принадлежности и для самого «носителя» одежды, и для окружающих его людей. Например, в Средние века церковь диктовала ширину и длину платьев, длину носка обуви, количество и характер украшений для каждого сословия. Это закреплялось специальными эдиктами, которые касались всего — карет, количества лошадей в упряжке, даже количества окон дома, которые могут выходить на улицу.
          Что же в одежде свидетельствует о превосходстве? В первую очередь цена - чем она выше, тем выше статус. Цену мы «вычисляем», оценивая качество одежды, связанное с ценой. Зная частоту встречаемости данной
          модели (дефицитность) и ее соотношение с модой (модность), мы тоже можем судить о цене одежды.
          С социальным статусом, кроме цепы, тесно связан выбор силуэта одежды. Многие называют одежду людей высокого социального положения «строгой», «официальной». Исследования, проведенные на основе выборки испытуемых, показывают, что «высокостатусным» считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а «низкостатусным» — приближающийся к шару. И все эти особенности неосознанно фиксируются и влияют на оценку статуса.
          Третьим фактором в одежде, который всегда отмечается как признак статуса, является ее цвет.
          И. Гете в «Годах странствий Вильгельма Мейстера» рассказывал, как странник расспрашивает школьного надзирателя о причинах такого раз¬личия в одежде воспитанников. «Разгадка туг вот в чем, — отвечал надзиратель, — для нас это средство узнать характер каждого мальчика... Из нашего запаса тканей и отделок воспитанники имеют право выбрать любой цвет, а также любой фасон и покрой из ограниченного их числа. За этим выбором мы пристально следим, так как любой цвет позволяет судить о складе чувств, а покрой — об образе жизни человека...»
          О том, что в этом наблюдении действительно кроются определенные закономерности, свидетельствует, в частности, тест М. Люшера. Этот швейцарский психолог предложил цветовой тест, суть которого заключается в том, что испытуемому предлагается из набора разноцветных карточек выбрать цвета, наиболее правящиеся, и ранжировать их, а затем проделать то же самое с теми, которые не нравятся. Исследования показали, что таким образом можно выявить некоторые особенности личности.
          Дети, выбирающие из палитры карандашей красный, легко возбудимы, любят шумные подвижные игры. Красный цвет— символ любви и силы. И, видимо, не случайно в 1337 г. во Франции был издан указ, запрещавший простолюдинам носить красную одежду. Этой привилегией пользовались только короли, кардиналы и сенаторы.
          Дети, выбирающие желтый цвет, отличаются тем, что нередко уходят в мир своих фантазий. Повзрослев, они могут при определенных обстоятельствах стать мечтателями, плохо приспосабливаются к жизни.
          Выбирающим зеленый цвет обычно свойственны самоуверенность, настойчивость. Такие люди стремятся к обеспеченности.
          Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики. Педиатры заметили, что хронически больные дети, находясь в удовлетворительном
          состоянии, выполняют рисунки в сине-голубых тонах и в оранжевой гамме —в период обострения болезни.
          Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состоянии в той или иной экстремальной ситуации.
          Хотя склонность следовать моде очень сильна в людях, по по тому, как человек одевается, можно судить, в какой степени он подвержен психической заражаемости, давлению группы и насколько самостоятелен в самооценке. Одни одеваются как можно незаметнее, стараются ни чем не обращать на себя внимание, другие предпочитают носить яркие, броские, экстравагантные наряды, третьи умеренны в следовании за модой.
          Культурная спецификация одежды
          Роль одежды велика в формировании первого впечатления о личных качествах и социальном положении человека. По одежде можно сделать выводы о поле, возрасте, социальной принадлежности, профессии, мере обеспеченности, вкусе, особенностях характера, темперамента и других чертах личности. Интерпретация одежды как невербального знака связана с оценкой человека.
          Наиболее древней классификацией одежды является разделение ее по признаку пола на две группы: мужская и женская. Традиционно мужские виды одежды акцентируют плечевой пояс фигуры, а характерным для женской одежды является подчеркивание линии талии, ширины бедер и акцептирование груди. Возрастные особенности человека выражаются в одежде через степень подачи признаков пола, выраженность эротических зон (например, мера открытия колен и груди у женщин).
          Детская одежда подразделяется на одежду для новорожденных, детей ясельного возраста, дошкольников, младших школьников, подростков и старших школьников. Подгруппы соответствуют общепринятому разделению возрастных категорий.
          По назначению изделия выделяют три основных класса одежды: бытовая, спортивная, производственная.
          Класс бытовой одежды наиболее многочисленный, его подразделяют на подклассы: 1)бельевые изделия; 2) костюмно-платьевыс; 3) верх¬няя одежда; 4) корсетные изделия; 5) головные уборы; 6) перчатки и рукавиды.
          Класс спортивной одежды подразделяют на подклассы по видам спорта, а далее на конкретные виды изделий. Так, выделяют одежду для занятий футболом, баскетболом, волейболом, хоккеем, фигурным катанием, плаванием, фехтованием, конным спортом, боксом. Наполнение класса «спортивная одежда» соответствует количеству известных видов спорта.
          Класс производственной одежды в зависимости от выполняемых функций разделяют на три подкласса: специальную, ведомственную и технологическую одежду. Производственная одежда выполняет не только защитную функцию, по и символическую (оранжевый цвет — дорожные работники). Спецодежда включает все существующие виды одежды (от головного убора, нательного белья до рукавиц и обуви).
          Самым ярким примером одежды данного класса можно считать форму военнослужащих, которая делится на группы но родам войск (сухопутные, морские, военно-воздушные) и на подгруппы: парадная, повседневная, полевая (зимний и летний варианты), которые различаются по покрою, цвету, знакам отличия (шевроны, эмблемы, погоны, звездочки, аксельбанты, аббревиатуры). Основные виды военной одежды: пальто, плащ, плащнакидка, китель, брюки, обувь, фуражка, шапка-ушанка и др.
          Особенности костюма и его элементы как специфичной знаковой системы