2.4. Роль габитуса в культурном развитии современной семьи


            Слово «габитус» (от лат habitus) означает «внешность», «внешний облик». По визуальной природе можно выделить два типа знаков габитуса: одни обусловлены размерно-типологическими особенностями тела (рост, конституция, величина различных частей тела), другие — особенностями зрительно наблюдаемых параметров внешности.

Картинка
           Знаки габитуса играют определенную роль в повседневном общении у всех народов. Историческая изменчивость значения того или иного элемента физического облика людей отражена в понятии красоты. Физический облик оценивается людьми с позиции эталона красоты своего времени, тело определенной пропорции и полноты становится знаком этого представления. Даже первобытные люди придавали телу необходимые трансформации, как убедительно показано в трудах антропологов конца прошлого века. В период эпохи Возрождения в Европе самым важным атрибутом красоты являлся высокий лоб. Чтобы он казался выше, не только женщины, но и мужчины выщипывали брови и высоко выбривали лоб, чтобы зрительно соответствовать данному типу.
           Особенности восприятия внешнего облика человека.
           Механизмом восприятия внешнего вида является эмпатия.
           Эмпатия — это способ понимания без осмысления, когда эмоциональное восприятие позиции другого человека приводит к соответствующим собственным действиям. Если в ситуации первого впечатления стереотипизация оправдана необходимостью быстрой ориентировки по социальным направлениям, то в ситуациях межличностного общения стереотипизация может приводить только к ошибочному пониманию, создавая лишь видимость понимания. Эмпатия — это механизм социальной перцепции, который включается в межличностное общение, где возможно пренебрежение социальными характеристиками за счет психологических. В межличностном общении стереотипы либо блокируют понимание, либо переводят общение на межгрупповой уровень.

Картинка
           В процессе психологических исследований формирования первого впечатления были выявлены типовые схемы, по которым строится образ другого человека. Наиболее часто в семье применяется схема восприятия, которая «запускается» в случае неравенства партнеров в той или иной сфере — социальной (различный социальный статус), интеллектуальной, неравенство позиций в группе (групповой статус) и т.п. Ошибки неравенства проявляются и том, что люди склонны переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них. При встрече с человеком, превосходящим по какому-то важному для пас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем в случае равенства с ним. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то недооцениваем его. Очень важно, что превосходство фиксируется по какомулибо одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим. Такого рода ошибки восприятия на
           зываются фактором «превосходства». Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с общей эстетической выразительностью человека (т.е. с тем, нравится внешне человек или нет). Если человек нравится внешне, то одновременно возрастает опасность считать его более добрым, умным, интересным, т.е. переоценить многие его психологические характеристики. Фактор «привлекательности» заключается в следующем: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он кажется во всех отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.
           Следующая схема, без сомнения, хорошо известна. Люди, которые нас любят (хорошо к нам относятся), кажутся нам значительно лучше тех, кто пас ненавидит. Это проявление действия' фактора «отношения к нам», который приводит к изменению оценки качеств людей в зависимости от знака этого отношения. Положительное отношение порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыванию (или невниманию) отрицательных, и наоборот, явное отрицательное отношение вызывает устойчивую тенденцию не замечать положительных сторон партнера.
           Существуют два основных источника информации для формирования впечатления:

  1. одежда, как внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки различия, макияж, оформление волос, драгоценности; в определенных случаях рассматривается даже такая опосредованная «одежда», как машина, кресло, оформление кабинета и т.д.;
  2. манера поведения человека.

           Элементы одежды свидетельствуют о принадлежности человека к той или иной социальной группе или о его ориентации на какую-то группу. Они служат знаками групповой принадлежности и для самого «носителя» одежды, и для окружающих его людей. Например, в Средние века церковь диктовала ширину и длину платьев, длину носка обуви, количество и характер украшений для каждого сословия. Это закреплялось специальными эдиктами, которые касались всего — карет, количества лошадей в упряжке, даже количества окон дома, которые могут выходить на улицу.
           Что же в одежде свидетельствует о превосходстве? В первую очередь цена - чем она выше, тем выше статус. Цену мы «вычисляем», оценивая качество одежды, связанное с ценой. Зная частоту встречаемости данной
           модели (дефицитность) и ее соотношение с модой (модность), мы тоже можем судить о цене одежды.
           С социальным статусом, кроме цепы, тесно связан выбор силуэта одежды. Многие называют одежду людей высокого социального положения «строгой», «официальной». Исследования, проведенные на основе выборки испытуемых, показывают, что «высокостатусным» считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а «низкостатусным» — приближающийся к шару. И все эти особенности неосознанно фиксируются и влияют на оценку статуса.
           Третьим фактором в одежде, который всегда отмечается как признак статуса, является ее цвет.
           И. Гете в «Годах странствий Вильгельма Мейстера» рассказывал, как странник расспрашивает школьного надзирателя о причинах такого раз¬личия в одежде воспитанников. «Разгадка туг вот в чем, — отвечал надзиратель, — для нас это средство узнать характер каждого мальчика... Из нашего запаса тканей и отделок воспитанники имеют право выбрать любой цвет, а также любой фасон и покрой из ограниченного их числа. За этим выбором мы пристально следим, так как любой цвет позволяет судить о складе чувств, а покрой — об образе жизни человека...»
           О том, что в этом наблюдении действительно кроются определенные закономерности, свидетельствует, в частности, тест М. Люшера. Этот швейцарский психолог предложил цветовой тест, суть которого заключается в том, что испытуемому предлагается из набора разноцветных карточек выбрать цвета, наиболее правящиеся, и ранжировать их, а затем проделать то же самое с теми, которые не нравятся. Исследования показали, что таким образом можно выявить некоторые особенности личности.
           Дети, выбирающие из палитры карандашей красный, легко возбудимы, любят шумные подвижные игры. Красный цвет— символ любви и силы. И, видимо, не случайно в 1337 г. во Франции был издан указ, запрещавший простолюдинам носить красную одежду. Этой привилегией пользовались только короли, кардиналы и сенаторы.
           Дети, выбирающие желтый цвет, отличаются тем, что нередко уходят в мир своих фантазий. Повзрослев, они могут при определенных обстоятельствах стать мечтателями, плохо приспосабливаются к жизни.
           Выбирающим зеленый цвет обычно свойственны самоуверенность, настойчивость. Такие люди стремятся к обеспеченности.
           Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики. Педиатры заметили, что хронически больные дети, находясь в удовлетворительном
           состоянии, выполняют рисунки в сине-голубых тонах и в оранжевой гамме —в период обострения болезни.
           Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состоянии в той или иной экстремальной ситуации.
           Хотя склонность следовать моде очень сильна в людях, по по тому, как человек одевается, можно судить, в какой степени он подвержен психической заражаемости, давлению группы и насколько самостоятелен в самооценке. Одни одеваются как можно незаметнее, стараются ни чем не обращать на себя внимание, другие предпочитают носить яркие, броские, экстравагантные наряды, третьи умеренны в следовании за модой.
           Культурная спецификация одежды
           Роль одежды велика в формировании первого впечатления о личных качествах и социальном положении человека. По одежде можно сделать выводы о поле, возрасте, социальной принадлежности, профессии, мере обеспеченности, вкусе, особенностях характера, темперамента и других чертах личности. Интерпретация одежды как невербального знака связана с оценкой человека.
           Наиболее древней классификацией одежды является разделение ее по признаку пола на две группы: мужская и женская. Традиционно мужские виды одежды акцентируют плечевой пояс фигуры, а характерным для женской одежды является подчеркивание линии талии, ширины бедер и акцептирование груди. Возрастные особенности человека выражаются в одежде через степень подачи признаков пола, выраженность эротических зон (например, мера открытия колен и груди у женщин).
           Детская одежда подразделяется на одежду для новорожденных, детей ясельного возраста, дошкольников, младших школьников, подростков и старших школьников. Подгруппы соответствуют общепринятому разделению возрастных категорий.
           По назначению изделия выделяют три основных класса одежды: бытовая, спортивная, производственная.
           Класс бытовой одежды наиболее многочисленный, его подразделяют на подклассы: 1)бельевые изделия; 2) костюмно-платьевыс; 3) верх¬няя одежда; 4) корсетные изделия; 5) головные уборы; 6) перчатки и рукавиды.
           Класс спортивной одежды подразделяют на подклассы по видам спорта, а далее на конкретные виды изделий. Так, выделяют одежду для занятий футболом, баскетболом, волейболом, хоккеем, фигурным катанием, плаванием, фехтованием, конным спортом, боксом. Наполнение класса «спортивная одежда» соответствует количеству известных видов спорта.
           Класс производственной одежды в зависимости от выполняемых функций разделяют на три подкласса: специальную, ведомственную и технологическую одежду. Производственная одежда выполняет не только защитную функцию, по и символическую (оранжевый цвет — дорожные работники). Спецодежда включает все существующие виды одежды (от головного убора, нательного белья до рукавиц и обуви).
           Самым ярким примером одежды данного класса можно считать форму военнослужащих, которая делится на группы но родам войск (сухопутные, морские, военно-воздушные) и на подгруппы: парадная, повседневная, полевая (зимний и летний варианты), которые различаются по покрою, цвету, знакам отличия (шевроны, эмблемы, погоны, звездочки, аксельбанты, аббревиатуры). Основные виды военной одежды: пальто, плащ, плащнакидка, китель, брюки, обувь, фуражка, шапка-ушанка и др.
           Особенности костюма и его элементы как специфичной знаковой системы
  1. Визуальные знаки системы «костюм» имеют общественноисторическую природу, социальный генезис. В пользу этого тезиса свиде¬тельствует история костюма как социального и эстетического феномена. Уже исторически первая одежда — шкуры животных, служившая в первую очередь для защиты тела человека, в то же время символизировала определенные жизненные процессы, была ритуальным объектом человеческого общения. Позднее знаковость в одежде приобрел цвет. Так, в китайском народном костюме положение в обществе отражалось цветом и вышивкой хала¬та (желтый костюм с вышивкой —императоры, коричневый и белый — престарелые сановники, красный и синий - герои; костюм без вышивки голубой — студенты, белый — крестьяне, черный — бедняки). Знаковость в костюме имела целью не только выразить индивидуальные черты, принадлежность к той или иной группе общества, но и обозначить отдельные функции частей костюма или фигуры. Первоначально знаковость возникла как обозначение основных частей тела и их функций. Позже она стала проявляться в типе костюма, материалах, форме, цвете, расположении и характере деталей, манере ношения, украшениях. Например, знаком отличия приближенных царя в Ассиро Вавилонии была длина и ширина бахромы по краю одежды, а знаком свободного че¬ловека у греков - одежда белого цвета. В готический период знаком социальной принадлежности стала высота головного убора - до 1 м у знатных дам, 50—60 см — у простых горожанок. Достаточно четкие значения имеет цист одежды. Уже в период раннего Средневековья (IX-XII вв.) белый цвет символизировал чистоту, веру; черный — скорбь, верность; голубой — нежность. Белая одежда в европейской культуре до сих пор предпочтительна для особо торжественных случаев, а в азиатских странах белая одежда — выражение траура. В пользу тезиса о социальной и общественно-исторической обусловленности костюма как знакового элемента культуры свидетельствует и историческая изменчивость костюма той или иной эпохи.
  2. Семиотика костюма начинается с первой одежды новорожденного, которая несет в себе как минимум два знака: принадлежности к полуцветовое оформление, знак младенца — вид одежды (пеленки, одеяла, чепчики, распашонки). Семиотическое значение одежды как элемента социально-культурного пространства задается ребенку вначале принудительно. Приемлемость того или иного ее вида для конкретного индивида обусловливается взрослыми, которые одевают ребенка в соответствии со своими представлениями. Присвоение общественно выработанных значений одежды как невербального знака в коммуникации происходит достаточно медленно, явно опаздывая по сравнению с усвоением, например, системы жестовых знаков. Только в подростковом периоде наблюдается вполне осознанное создание своего внешнего облика, основанное на компетенции в принятой в ближайшей социальной микросреде семиотической системе «костюм».
  3. Костюм и его элементы являются знаками по характеру связи с обозначаемым объектом. Сталкиваясь с человеком, одетым в профессиональную форму, люди относят его к соответствующей категории, ожидают от него оп¬ределенного поведения в рамках профессиональной роли. Среди первых символических элементов в одежде Древнего Египта можно отметить широкий воротник-ожерелье (прикрывающий плечи и верхнюю часть груди), украшение, символизирующее солнце. Ожерелье было очень нарядным, украшалось золотом и разноцветной эмалью. В одежде проявляется исторический символизм. Так, цилиндр и фрак - символ делового мира XIX в. и определенного поведенческого этикета (джентльмен). Красная косынка и кожаная куртка в женском костюме - символика равноправия свободной женщины-товарища периода революционных преобразований России в начале XX в. Рыцарский костюм является не только боевой одеждой, но и элементом истории. Плащ, возникший как предмет одежды в период Ренессанса (Италия), в наши дни — символ учености и справедливости, официальная одежда для университетских церемоний в Европе, Америке и ряде вузов России, а также атрибут правосудия (мантия судьи).
  4. Можно различать несколько степеней осознанности информации, передаваемой одеждой. Нормы ношения костюма нередко вводились законодательно. В истории России тому немало примеров. Русские цари то запрещали заимствование иноземных образцов одежды (например, в XVII в. при Алексее Михайловиче), то активно вводили придворные туалеты в русском стиле (Екатерина II), предписывали носить «платье немецкое, сверху саксонское и французское, а исподне камзолы, штаны, сапоги, башмаки и шапки немецкие» (1707 г., указ Петра I). Нормы ношения костюма сохранились до XX в. в рамках официального этикета, который строго поддерживается на уровне дипломатических приемов. Существуют также клубы, правилами которых жестко регламентируется внешний вид их членов.
  5. Визуальные знаки системы «костюм» выступают репрезентантом не только отображенного, но и не отображенного в ней содержания, обладая, как каждый знак, значением и смыслом, несут информацию о личности человека, его отношении к себе, одежде, традициям страны. Одежда человека становится индикатором классовой принадлежности, семейного положения, профессиональной принадлежности, религиозности и общего художественного стиля эпохи. Мода всегда отражала уровень развития мировоззрения общества.
  6. Костюм реализует три основные функции общения: аффективно-коммуникативную, информационно-коммуникативную и регуляторно- коммупикативную. Каждый костюм в общении выполняет эти важные функции. Он говорит внимательному наблюдателю о характере, темпераменте, состоянии, настроении и отношении владельца (аффективно-коммуникативная функция). Костюм воздействует на других людей, вызывая у них те или иные реакции (регуляторно-коммуникативная функция), а милицейская форма позволяет при необходимости быстро обратиться за помощью (информационно-коммуникативная функция).
  7. Семиотическая система «костюм» взаимодействует с другими не вербальными знаковыми системами общения и языком. В истории одежды существовало две тенденции: первая, когда жесты, позы и другие невербальные кинетические знаки задавали форму одежды. Костюм подчеркивал динамику человеческого общения и соответствовал ей. Вторая тенденция противоположна. Либо тело диктовало формы костюма, либо косном задавал жесты и поведение человека, мешал ходьбе или, наоборот, вводил широкий шаг. Костюм задавал манеру ношения и движения человека в целом, пластику и даже жесты. Именно поэтому костюм несет в себе психологическую характеристику как внешнее проявление чего-то существенного. Например, греческие ораторы, выступая, как актеры, воздевали руки к небу, перебрасывали с плеча на плечо свободные концы одеяния, закутывались в драпировку. Движения их были неспешны и полны достоинства, так как сама форма драпированной одежды способствовала выработке у греков гордой осанки. Появление определенной одежды приводило к изменению кинетических систем общения. Взаимодействие невербальной и вербальной информации в одежде (надписи, призывы, эмблемы) представляет собой отдельную сферу изучения.
  8. Носителем информации в одежде являются материал, цвет, форма, конструктивные элементы, отделка, фурнитура и дополнительные визуальные знаки. Эти элементы в сочетании с украшениями, обувью, прической и манерой ношения создают специфичные невербальные тексты.