Оценивая жизнь той или иной семьи, мы нередко задаемся вопросом: почему в одинаковых по составу семьях с примерно равным уровнем доходов одни живут богато и счастливо, а другие — нет? В большинстве случаев основная причина этого кроется в умении управлять домом, экономно распоряжаться его ресурсами.
          По-другому это называется вести дом, или домоведением (домоправлением).
          Обязанность ведения дома, как правило, лежит на главе дома (главе семьи). Бесконечные споры о том, кто должен быть главой семьи: муж, жена или другой член семьи, должны, на наш взгляд, заканчиваться при ответе на следующий вопрос: это тот, кто умеет вести дом наилучшим образом. Под умением вести дом понимается: при имеющихся ресурсах и доходах обеспечить наибольший достаток и счастье в доме. Поэтому при таком подходе на второй план уходят пол, возраст, физическая сила, зычный голос и размер вклада в доход семьи. Главными становятся личные качества и управленческие знания члена семьи. При таком подходе главой дома может быть любой другой человек, которому доверяют другие обитатели дома. Из такого подхода следует также, что глава дома в принципе является понятием переменным, т.е. с течением некоторого времени может произойти смена главы дома.
          По вопросу управления домом существует устойчивое заблуждение. Трудно найти человека, который считает, что он не может эффективно руководить собственным домом, своей семьей. Не менее трудно найти человека, считающего, что у него недостаточно для этого знаний и навыков. Общеизвестно, что эффективно руководить государственной организацией, предприятием, учреждением можно только после изучения основ менеджмента. А так как дом, семья, даже немногочисленная, являются сложной для управления организацией, чем подразделения государственных учреждений и предприятий, то обучение квалифицированному управлению является крайне необходимым.
          Сложность управления домом особенно возросла на современном этапе развития России, в результате социальных, политических и экономических реформ. Значительно повысилась роль каждого человека не только в политической, но и в экономической жизни общества. Глубокие рыночные преобразования, предоставление свободы, самостоятельности гражданам пробудили в них инициативу, творчество, смекалку, желание самостоятельно производить различные товары и оказывать услуги в домашних условиях, организовывать своп семейные предприятия, как в городе, так и в деревне.
          Произошел перелом в психологии людей, которые за длительное время плановой экономики привыкли к тому, что добывать средства к существованию можно только наемным трудом, устроившись на работу на какое-либо предприятие. В настоящее время все больше и больше инициативных, предприимчивых, трудолюбивых людей начинают понимать, что добывать средства для очень приличной жизни можно, образно говоря, не выходя за пределы собственного дома в сфере семейного бизнеса.
          Резко изменилась структура и содержание процессов, происходящих в современной семье. Наряду с традиционными видами деятельности: ведение домашнего хозяйства и обеспечение жизнедеятельности дома, ведение приусадебного хозяйства, домашнее воспитание и образование, продовольственное и материально-техническое обеспечение дома, укрепление здоровья и физическое развитие членов семьи, социально-культурная и досуговая деятельность и т.д., появились новые, такие как: ведение собственного бизнеса, индивидуально-семейная торговля, использование ценных бумаг и осуществление вкладов под проценты.
          Как традиционные, так и новые функции дома тесно взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии и образуют сложный комплекс.
          Эффективное функционирование такого комплекса возможно только па основе компетентного управления им. При этом управление современным домом, как уже говорилось выше, является не менее сложной задачей, чем управление государственным предприятием, так как здесь не все¬гда применимы методы, используемые в классическом менеджменте. Так, в семье производственные отношения при производстве товаров и оказании услуг в сфере семейного бизнеса тесно переплетены с родственными, любовными отношениями и отношениями обязательности перед родителями, детьми и старшими. Мало применимы здесь известные теории мотивации. Поэтому можно говорить, что управлению современным домом, домашнему менеджменту необходимо учиться.
          Управление домом, домашний менеджмент, домоведение, домоправление — это вид деятельности по управлению функционированием совокупностью сил и средств дома для удовлетворения индивидуальных потребностей его обитателей и индивидуумов социума. Обучение этому виду деятельности призвано вооружить будущих глав домов знаниями по управлению современным домом, квалифицированному осуществлению функций управления семейным бизнесом, домашним, приусадебным и фермерским хозяйством, домашним воспитанием и образованием, семейным досугом.
          Домоведение — это, по существу, управленческая деятельность, а не деятельность по непосредственному выполнению работ по дому: стирка, приготовление пищи, уборка жилья.
          Наряду с определением домоведения необходимо конкретизировать такой термин, как «дом».
          Дом — это сложная социальная система, включающая трудовые, материальные, финансовые и информационные ресурсы, а также инженерно-техническую, социально-бытовую, институционную и психообщественную инфраструктуру.
          В основе определения дома лежит понятие сложной системы.
          В состав трудовых ресурсов входят члены семьи, их родственники, друзья тех и других, проживающие постоянно или временно на одной территории, постоянные или временные наемные работники, прислуга, рабочие и служащие семейных предприятий.
          В состав материальных ресурсов входят: машины, оборудование, сырье, материалы и готовые изделия предприятий семейного бизнеса, бытовые машины, оргтехника.
          Финансовые ресурсы включают: деньги, ценные бумаги, различные обязательства.
          В состав информационных ресурсов входят инструкции, методики, описания, технологии.
          Инфраструктура домоведепия — это совокупность зданий, сооружений, технологических и технических систем оборудования, расположен¬ных на территории дома. Инженерно-техническая инфраструктура — это земля, системы водотеплоснабжения и канализации, системы вентиляции и кондиционирования, источники электроэнергии и т.д.
          Социально-бытовая инфраструктура — это совокупность объектов жилищного, культурно-бытового, образовательного, воспитательного и досугового назначения: городская квартира, загородный дом, хозяйственные постройки, бытовая радиоэлектронная аппаратура, технические средства обучения, спортивные снаряды и т.д.
          Институционная инфраструктура - это совокупность научно-исследовательских, образовательных, финансовых, культурно-досуговых подразделений или должностей в доме: юристы, психологи, гувернеры, имиджмейкеры и т.д.
          Психообщественная инфраструктура — это совокупность устоявшихся родственных и дружеских отношений, принципов, традиций, устоев, культурных и духовных ценностей обитателей дома.
          Как следует из вышеприведенных толкований и определения, домоведение можно отнести к сервисным управленческим наукам. Причем домоведение - это органическое сочетание менеджмента и социального управления, которое можно объединить под общим названием: социаль¬ный менеджмент.