Детская комната


           Организация жизни детей в доме — очень важная задача семьи. В зависимости от обстоятельств семья должна выделить для ребенка детскую комнату или только детский уголок в спальне либо в общей комнате. В любом случае это пространство должно быть персональным, «своим» для ребенка. Мир семьи - это мир любви и уважения к новому ее члену.

Картинка
           Детское место должно отвечать общим требованиям — быть светлым, с достаточным временем инсоляции, хорошо проветриваемым. Частные требования к детскому интерьеру определяются психологическими особенностями детей, которые зависят от их возраста и являются специфичными для каждой возрастной группы.
           Выделяют следующие возрастные группы: младенчество (от рождения до одного года); дошкольное или раннее детство (1 - 3 года); дошкольная возрастная группа (3 - 6 лет); младший школьный возраст (6 - 10 лет); подростковый возраст (10 - 15 лет); далее взрослые дети.
           Психологи установили, что каждая возрастная группа отличается своим характером отношений между взрослыми и детьми и что каждому возрасту соответствует своя ведущая деятельность. Так, в младенческом возрасте ведущей деятельностью является эмоциональное общение со взрослыми. В раннем детстве ведущей является предметная деятельность. В дошкольном возрасте особое внимание уделяется игре как ведущей деятельности. В соответствии с этим изменяется набор мебели для оборудования интерьера детской комнаты или уголка.
           Набор мебели для новорожденного включает кроватку, пеленальный стол или доску, ванночку для купания (ее можно ставить в ванной комнате), кресло для кормящей матери, стол-шкаф (комод) для хранения детского белья, возможно кровать для матери.
           Стол-шкаф (комод) имеет размеры в плане 60x120, высоту — 70, цоколь — 10 см. Если нет специального пеленального стола, то на крышку стола-шкафа укладывают пеленальную доску размером 90x60 см с бортиками высотой 10—15 см.
           К концу первого года пеленальный столик заменяет манеж. Некоторые модели манежей представляют собой каркас из трубчатых пластмассовых элементов, на которые натянута эластичная сетка. Необходим также утепленный ковер или какое-либо другое тканевое покрытие на пол, поскольку это место достаточно длительного пребывания ребенка в первый год его жизни.
           Особую важность приобретает положение кровати новорожденного в комнате. Она должна размещаться достаточно близко к окну, обеспечивая тем самым облучение солнечными лучами, и в то же время не вплотную к окну, а на расстоянии не менее 70 см от радиаторов отопления.
           Важны конструкция и дизайн кровати. Она должна иметь прозрачные стенки (чаще всего решетчатые), чтобы лежащий в ней ребенок мог видеть комнату и находящихся в ней людей. Положение кровати соответственно должно быть таким, чтобы была обеспечена видимость большей части комнаты.
           Для дошкольника (3—6 лет) необходимо выделить отдельную комнату. Детский уголок в другой комнате должен быть оборудован так, чтобы он гармонировал с общей частью комнаты.
           Для детской комнаты или уголка нужна мебель упрощенной формы. В то же время детскую не следует загромождать мебелью, оставляя место для игр.
           В состав мебели для дошкольника входит кровать (на раннем этапе с высокими перилами), которая может раздвигаться в длину по мере роста ребенка. Кроме того, необходим столик со стульчиком для рисования и игр.
           Возможен шкафчик с откидной доской для рисования, невысокая стоячая полка для игрушек и книг. Внизу стоячей полки можно сделать выдвижной ящик для игрушек.
           В отдельной комнате можно использовать наборы детской мебели, в которые входят различные по назначению предметы: шкафчики, емкости для игрушек, сиденья, столы, собираемые в различных сочетаниях.
           Интересен прием использования так называемых «ящичных моду¬лей» для размещения книг, игрушек и других предметов.
           В детскую комнату подойдут диванные подушки геометрической формы — квадратные, круглые, в виде кольца, квадратные с дыркой, треугольные, конусообразные, в виде валиков и т.д. Ребенок может на них валяться, с их помощью устраивать баталии, или они могут стать просто детским конструктором.
           Детский уголок или комната для детей школьного возраста призвана обеспечивать следующие виды деятельности; работу (в том числе школьные занятия), игры, увлечения, уборку, отдых, различные физические упражнения.
           Уголок школьника должен включать место для приготовления уроков, для хранения учебников, тетрадей и других школьных принадлежностей. К мебели, предлагаемой для детей предыдущей возрастной группы, могут быть добавлены ряд специфичных мебельных узлов: мольберт для живописи, комплект мебели и оборудования для шитья и вязания, ткацкий станочек, музыкальные инструменты. В этом возрасте часто требуется стол-верстак и т.д.
           Рабочий стол школьника должен быть таким, чтобы на нем было удобно писать, разложив тетрадь, книги и другие школьные принадлежности.
           Стол для игр и занятий должен быть прямоугольным, так как, занимаясь за круглым столом, дети прижимают грудную клетку к столу, а локти находятся на весу, что утомительно и влияет на осанку. Стол и стул должны быть просты и прочны, а самое главное, должны соответствовать анатомическим данным подростка.
           Рационально оборудованный уголок школьника способствует сосредоточенным занятиям, вырабатывает привычку поддерживать порядок.
           Специалисты считают, что школьник за год проводит в сидячем положении почти 1200 часов, поэтому, чтобы у ребенка не появилась сутулость, не было искривления позвоночника, нужно, чтобы высота стола и стула соответствовали его росту.
           В детской комнате могут быть размещены малогабаритные стационарные спортивные снаряды для детей младшего школьного возраста - шведская стенка, турник, который может крепиться к дверной коробке, бегущая дорожка и другие тренажеры.
           Клетка с птицами, аквариум оживят детский уголок. Детские вещи можно хранить в общем шкафу, но в детской комнате должен быть для ребенка персональный шкаф. Штанга для плечиков должна быть на такой высоте, чтобы ребенок мог самостоятельно вешать и снимать одежду. По мере роста ее нужно переставлять по высоте, полки и ящики — в шкафу выдвижные, а самый нижний — выкатной на роликах. Отсеки шкафа строго разграничиваются — для одежды, книг, игрушек и отличаются глубиной и размерами.
           Если в семье двое детей, рекомендуется складывающаяся мебель, например кровати, убирающиеся на день (одна из них днем задвигается под другую). Могут быть использованы откидные кровати, встроенные в плоский пристенный шкаф, что не всегда удобно. Можно использовать двухъярусные кровати, при этом верхняя кровать, например, располагается над нижней. Иногда верхний ярус лишь частично располагается над нижним. В этом случае пространство под верхней кроватью используется под шкафы, ящики для игрушек; или просто как место для игр. Для безопасности в кровати верхнего яруса надстраиваются высокие бортики — перила, при оборудовании детской обычными кроватями в одном уровне между ними можно поставить низкие шкафы для постельного белья или разместить кровати под углом друг к другу.
           При наличии в семье разнополых детей их спальные места предпочтительно располагать в разных комнатах, а для занятий и игр они используют одну комнату или уголок. Большую комнату можно перегородить стенкой, составленной из секционной мебели, и таким образом разделить ее на два помещения. Одна часть шкафов и полок повернута в одну комнату, другая — во вторую.
           При оборудовании подростковой комнаты следует принимать во внимание характерные факторы этого возраста — физическое здоровье, неприхотливость, динамизм, спартанский дух, приверженность к свободе и неприятие того, что стесняет движения.
           Подвижный образ жизни детей требует выделения максимально свободного пространства. Для этой цели очень подходит трансформируемая мебель.
           В набор мебели для детей среднего и старшего возраста обычно входит кровать или диван-кровать, комбинированный шкаф для платья и белья, книг, рабочий стол или секретер.
           Наиболее подходящими для подростков являются кровати постоянного типа — обычные и двухъярусные, их ставят одну над другой параллельно или под прямым углом. На верхнюю кровать можно подняться по лестнице — приставной или стационарной. Существенно позволяет высвободить пространство расположение спальных мест на антресолях.
           Оборудование комнаты для взрослых детей составляет кровать или кровати, шкаф-гардероб, письменный стол, полка с книгами, музыкальный центр, видеомагнитофон с кассетами, компьютер и т.д.
           Комната юноши – настенные полочки с книгами, телефонным аппаратом; различные функциональные и декоративные светильники; шкаф для белья и одежды; письменный стол; кровать или диван-кровать, кресла.
           Сюда добавляются перекладина или шведская стенка, боксерская груша, велотренажер, бегущая дорожка, силовые тренажеры и др.
           Комната девушки — шкаф-гардероб, туалетный столик и большое зеркало, кровать, письменный стол, навесные полки и др. Мебель предпочтительно на высоких ножках или навесная для удобства уборки.
           Туалетный столик может быть следующих размеров: 90x40 или 120x70 см; высота от пола до верха крышки — 75 см. Кроме маленького зеркала на столе, необходимо большое, во весь рост. Его вешают на стене или на дверце шкафа. Верх зеркала должен располагаться на высоте 160—120 см, а низ — 40—65 см от пола.
           Для взрослых детей (к примеру, студентов) в оборудование комнаты может добавляться мольберт, станок с чертежной доской или кульман.
           В комнатах для взрослых детей может быть предусмотрено резервное место для дополнительного спального места - для друзей или приезжих гостей.
           Даже в небольшой комнате можно рационально разместить спальные места для двух-трех детей путем различной компоновки шкафов и спальных мест на разных уровнях.
           Часто в доме или квартире имеются помещения, непригодные для проживания, например темные комнаты или чердаки, которые при соответствующем оборудовании могут быть использованы для организации детской игровой комнаты.
           При недостаточно большой площади детского уголка или комнаты выполнение всей функциональной программы, обеспечивающей условия для протекания всех видов деятельности, решается за счет мпоговариантного использования имеющейся площади и за счет применения различных методов трансформации мебели и оборудования. В одном случае это может быть вариант многофункционального использования одного и того же мебельного комплекта. В другом случае возможно совмещение элементов мебели в двух-трехъярусные комплекты для экономии площади. Разработка того или иного метода трансформации зависит от возраста детей.
           Назад