Нижний Тагил был богат мастерами. Кустари покупали листы мягкого и ковкого кровельного железа и делали из них ковши, шкатулки, столики, подносы, покрывая их лаковой живописью. Складывались целые династии, ревниво хранившие секреты своего промысла.
          Как же создавались нижнетагильские подносы в те далекие времена? Прежде всего, за дело брался коваль. Он выкраивал ножницами круглые, прямоугольные или гитарообразные куски кровельного железа, затем подбирал шесть заготовок так, чтобы каждая последующая была меньше предыдущей, укреплял на чугунной желобильне. Пятифунтовым молотом мастер-отковщик бил по заготовкам до тех пор, пока железо не принимало формы подносов. После этого он загибал края, выделывал крыловидные или прорезные края и ручки. Перед лакировкой мастер шпаклевал и шлифовал поднос, затем покрывал олифой и ставил в жаркую печь. Эта процедура повторялась несколько раз.
          После лакировки поверхность изделия приобретала глубину, начинала таинственно поблескивать. Фон подносов тагильские мастера готовили самых разных тонов. В одном случае они символизировали зеленую траву-мураву, в другом — пламенную вечернюю зарю, в третьем — теплую летнюю ночь. Иногда фон раскрашивали под «черепашку» или под «малахит». После сушки поднос еще раз тщательно шлифовали и только после этого он попадал в руки живописцев — «писак».
          Демидовы создали при нижнетагильском заводе художественную школу и присылали туда из Петербурга картины, гравюры, мраморные скульптуры в качестве наглядных пособий, приглашали для преподавания художников, окончивших Петербургскую академию художеств. Это наложило определенный отпечаток на стиль нижнетагильской росписи. От этого времени остались подносы, расписанные сюжетами на мифологические темы и похожие на лаковые картины. Их формы как бы вторили декоративным панно в дворянских особняках: овальные, круглые, гитаровидные, раковиновидные.
          Но и в быту простых людей горнозаводского округа тагильские подносы пользовались спросом. Большие подносы заменяли скатерти и расписывались букетиками и веточками, разбросанными по красному, синему, зеленому и реже черному фону. Иногда поле подноса делилось на цветовые сегменты с особой росписью в каждом из них. Были и треугольные подносы для угловых столиков, и закусочные, и детские. Благодаря хрустальному лаку подносный промысел в Нижнем Тагиле процветал. Тагильские подносы увозили па продажу па Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, а оттуда в центральные губернии России, в Среднюю Азию и Персию...
          Так роспись подносов мало-помалу стала массовым производством, и это привело к развитию предпринимательства. Уже во второй половине XIX в. уральские подносы стали делать из тонкого, «жидкого» железа, вводить трафареты, живопись заменять налепными гравюрами. Сократилось количество мастеров — «писак», и закрылась живо¬писная школа. В то время, когда в Нижнем Тагиле промысел постепенно стал угасать, в Жостове под Москвой вместо подносов из «битой бумаги», как тогда называли папьемаше, также начали изготовлять подносы из металлического листа. Но дело здесь отличалось от тагильского и росписью, и способом лаковой обработки. Для московских мастеров уральский принцип лакового дела так и остался тайной за семью печатями.
          Когда в 20—30-х гг. XX в. попытались восстановить уже исчезающий уральский промысел, учениц стали посылать в Жостово, где они переняли многослойную технику живописи. Так и перешел опыт выделки металлических подносов с Урала в Жостово, а жостовская роспись — в Нижний Тагил.
          Назад