В 70-х гг. XX в. возник новый резной участок и на фабрике «Роспись». Появились первые небольшие панно с инкрустированными изображениями Городецкого коня, другие орнаментальные композиции в стиле этого искусства. Для магазина «Народные промыслы» в центре г. Горького был выполнен орнаментальный резной фриз, как бы опоясывающий пространство торгового салона. Первая попытка такого рода показала, что и в современном общественном интерьере традиционная поволжская резьба живет очень органично и придает ему черты пластической выразительности.
          Тверь издавна была центром производства резных точеных, долбленых изделий. Традиционной, хорошо известной продукцией тверских мастеров считается своеобразная токарная скульптура из дерева — отдельные фигурки и групповые миниатюрные композиции.
          В 1918 г. возникла артель в деревне Мутовки, в 1921 г. — в Кудрине, через десять лет, в 1931 г., в ближнем Кудрину Левкове (отделение Кудринской артели). Абрамцево-кудринская резьба с оригинальными растительными мотивами орнамента, своеобразием видов изделий, их цветовым решением и отделкой не утратила своей популярности и в наше время. Главным направлением творчества абрамцево-кудринских мастеров было и остается создание декоративно-утилитарных изделий для жилого и общественного интерьера. Это различных размеров и форм декоративные блюда и панно, вазы для осенних букетов из листьев и трав, хлебницы и вазы для конфет, орехов, оригинальной формы наборы для пирогов. Они давно и прочно вошли в повседневный быт москвичей и жителей других городов и сел нашей страны, стали национальными сувенирами.
          Широко распространенный способ художественной обработки дерева - роспись, т.е. работа кистью и красками. Резьба с подкраской, сочетание резных и расписных элементов в деревянных украшениях дома — характерный прием в искусстве обработки дерева многих краев и областей России.
          Народная роспись по дереву - искусство богатое и своеобразное, распространенное почти по всей территории нашей страны. Существует роспись Поволжья - Городца и Семенова, не менее знамениты сегодня вологодские и архангельские росписи, росписи тверской и новгородской земли, роспись Карелии, северодвинская и пермогорская роспись и роспись Великого Устюга и т.д.
          На протяжении десятилетий сложились две основные художественные системы изображения, согласно которым расписывали вещи домашнего обихода, мебель, орудия труда, конские дуги, тарантасы и сани, а порой и стены крестьянского дома, — графическая и свободная кистевая.
          Наиболее ранние памятники народной росписи относят обычно к графическим росписям, т.е. к таким, в основу которых положен линейный графический рисунок. Тонкой линией, наносимой пером или палочкой, мастер рисовал травный или цветочный узор, изображения людей, зверей и птиц. В русских народных росписях такие контуры изображения рисовались чаще всего черной краской. Затем наступал второй этап работы: мастер начинал раскрашивать свою композицию разными красками, заполняя пространство внутри контуров, нанесенных ранее. Обычно мистер пользовался несколькими, но не многими красками: красным суриком, желтым кроном, синим кобальтом, зеленой «ярью медянкой», белилами и сажей. В композициях эта роспись выглядит необычайно красочной, нарядной, очень богатой но цвету.
          Другим направлением в развитии народной росписи была на протяжении XVIII и XIX вв. и осталась до сих пор свободная кистевая роспись с главными центрами в Поволжье, Карелии, на Урале, в Приуралье, на Алтае и т.д. В отличие от росписей, в основе которых лежит рисунок, графический контур, эта роспись строилась на выразительности живописного мазка, цветового пятна, из умелого сочетания которых рождались орнаментальные и сюжетные изображения.
          Каждый из центров свободной кистевой росписи создал свою систему приемов, воспитал свою школу мастеров, искусство которых прославило их в прошлом и продолжает славить в наши дни.
          Назад