Тесты
на изучение креативности
(способности к творчеству)
Показатели
креативности, используемые в тестах:
а) продуктивность
(легкость или "беглость" генерирования идей, сюжетов, ассоциаций в
заданиях открытого типа, в которых можно давать множество различных ответов)
- измеряется общим числом сюжетов, идей разных категорий;
б) гибкость
- измеряется числом сюжетов, идей разных категорий, взглядов на проблему;
в) оригинальность - определяется числом редко встречающихся ответов; например,
критерием отнесения ответа к оригинальному может быть ответ, встречающийся не
более чем у двух участников в группе из 10 человек.
Незавершенные фигуры (тест Торренса)
Инструкция.
Дорисуйте
следующие фигуры до целой картинки, придумайте и напишите названия. Можно нарисовать
несколько картинок по каждой фигуре.
Решение необычных ситуаций (тест Торренса)
Придумайте
и предложите письменно решение необычных ситуаций.
1.
Что будет на Земле, если все люди станут легкими как пушинки?
2.
Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан.
Что вы будете делать?
3.
На Землю высадилось несколько тысяч инопланетян, в том числе рядом с вашим домом.
Что вы предпримете?
Сравните
оригинальность и объем всех ответов в классе.
Рассказ по картинке (тест Торренса)
Инструкция.
Для проведения
данного теста необходимо сформировать группу из нескольких человек. Каждый берет
себе по одной картинке и пробует рассказать о настоящем и будущем того предмета
или человека, которые на ней изображены (рис. 3).
Сравните оригинальность и объем рассказа, т.е. силу и продуктивность творческого воображения.
Рис.3
Методика "Четыре скрепки" (тест О.И. Моткова)
Инструкция.
Вам даны
4 скрепки (рис. 4). Попытайтесь, пожалуйста, составить из них различные фигуры,
сюжеты. На листе бумаги зарисуйте (условно) каждую фигуру и подпишите ее придуманным
вами названием. Общее время работы - 7 минут.
Определяются
такие качества ума, как продуктивность, гибкость (важно учитывать, что, например,
все составленные буквы относятся только к одному типу), оригинальность. Если
вам удалось составить более 20 сюжетов 10 различных типов, если среди них обнаружено
несколько оригинальных фигур, то можно считать, что у вас хорошее образное воображение.
Методика "Девять точек" (тест Я.А. Пономарева)
Провести,
не отрывая руки от листа, через все 9 точек 4 прямых отрезка (рис. 5). Не проводить
дважды по одной линии!
Все
записывают решения на своих листах бумаги и пытаются решить задачу, не советуясь
друг с другом. Через 7 минут можно прочитать подсказку.
Хороший
показатель интеллектуальной активности - если вы отказались от подсказок и не
берете задачу для решения на дом. Лучший показатель креативности - самостоятельное
решение этой задачи.
Тест-опросник Г. Дэвиса
1. Я
думаю, что я аккуратен(тна).
2. Мне интересно знать, что делается в других классах школы.
3. Я любил (а) посещать новые места вместе с родителями, а не один (одна).
4. Я люблю быть лучше всех в чем-либо.
5. Если у меня есть сладости, то редко делюсь ими с кем-то еще.
6. Я очень переживаю, если работа, которую делаю, не лучшая, не может быть мною
сделана наилучшим образом.
7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
8. В детстве я не был(а) заводилой среди сверстников.
9. Я иногда поступаю по-детски.
10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничто не может меня остановить.
11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один (одна).
12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошо.
13. Если даже я уверен(а), что прав(а), стараюсь менять свою точку зрения, если
со мной не соглашаются другие.
14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
15. Я часто скучаю.
16. Я достигну известности, когда вырасту.
17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
18. Я предпочитаю знакомые игры новым.
19. Я люблю обдумывать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
21. Я предпочитаю смотреть телевизор, а не изучать его устройство.