лекция
термины
рабочая тетрадь
практическая работа
презентация
§4. Метод обратной мозговой атаки

§4. Метод обратной мозговой атаки

Вопросы:

 

1.  В чем суть метода контрольных вопросов? 

             

2.  В чем заключается эффективность данного метода?

 

3. Как можно применить в сочетании метод контрольных вопросов и метод мозгового штурма?

 

Задачи:

 

1. Задача «Скрытые свойства объекта».                

Какими скрытыми и явными свойствами обладает бумага? Составить список свойств, проанализировать на предмет полноты и оригинальности.

 

Пример: скрытые и явные свойства обычной спички.

Явные свойства — создание пламени, температуры, наличие геометрических размеров. Скрытые свойства — плавучесть, ядовитость, изменение цвета и веса при горении.

 

2. Задача «Юный аналитик».

 

Дана ситуация и нереальная идея, поданная на этапе генерации.

 

Ситуация. Для приготовления бумаги нужна деревянная щепа. Чтобы ее приготовить, берут дерево, отделяют нижнюю часть ствола и с этой части на специальных станках снимают кору. Древесину потом измельчают. Конечно, экономнее было бы использовать для приготовления ще­пы не нижнюю часть ствола, а верхнюю, где сучья и ветки. Но сучья и ветки — кривые, неровные, а машины, которые могли бы сдирать с них кору, пока не существует. Необходимо предложить новый, универсальный принцип очистки коры от древесины.

 

Идея. Предложено воздействовать на микроорганизмы, живущие между корой и древесиной, реагентами, вызывающими их усиленный рост. Увеличение объема микроорганизмов позволит отделить кору от древесины изнутри.

 

Необходимо проанализировать предложенную идею и найти в ней рациональную основу.

 

На эти и другие вопросы можно ответить в рабочей тетради.