Вопросы:
1. В чем суть метода контрольных вопросов?
2. В чем заключается эффективность данного метода?
3. Как можно применить в сочетании метод контрольных вопросов и метод мозгового штурма?
Задачи:
1. Задача «Скрытые свойства объекта».
Какими скрытыми и явными свойствами обладает бумага? Составить список свойств, проанализировать на предмет полноты и оригинальности.
Пример: скрытые и явные свойства обычной спички.
Явные свойства — создание пламени, температуры, наличие геометрических размеров. Скрытые свойства — плавучесть, ядовитость, изменение цвета и веса при горении.
2. Задача «Юный аналитик».
Дана ситуация и нереальная идея, поданная на этапе генерации.
Ситуация. Для приготовления бумаги нужна деревянная щепа. Чтобы ее приготовить, берут дерево, отделяют нижнюю часть ствола и с этой части на специальных станках снимают кору. Древесину потом измельчают. Конечно, экономнее было бы использовать для приготовления щепы не нижнюю часть ствола, а верхнюю, где сучья и ветки. Но сучья и ветки — кривые, неровные, а машины, которые могли бы сдирать с них кору, пока не существует. Необходимо предложить новый, универсальный принцип очистки коры от древесины.
Идея. Предложено воздействовать на микроорганизмы, живущие между корой и древесиной, реагентами, вызывающими их усиленный рост. Увеличение объема микроорганизмов позволит отделить кору от древесины изнутри.
Необходимо проанализировать предложенную идею и найти в ней рациональную основу.
На эти и другие вопросы можно ответить в рабочей тетради.