§7. Морфологические матрицы
Правила
составления многомерной матрицы
"Как
воздействовать на ученика, небрежно ведущего тетрадь". Можно, конечно,
поставить плохую оценку, но это мало улучшит дело. Поэтому поищем другой, более
эффективный способ борьбы с лентяем.
1. Формулируем
цель задачи: найти комплексный метод воздействия на ученика, плохо оформляющего
свою тетрадь (по математике).
2. Основными
способами воздействия (параметры матрицы) выберем: наказание, поощрение, обращение
к общественному мнению, выявление черт характера (можно продолжить).
Синтезируем
неожиданные варианты действий. Примеры: купить пирожков и сообщить в стенгазете
о появлении неординарной личности, купить пирожков, вывесить тетрадь на видное
место и сообщить о появлении нового гения и т.д. Таких вариантов, например,
может быть:
(4 + 3) х (4 х 5) = 140
Пересмотр на уроке всех 140 вариантов вряд ли возможен, поэтому выбор целесообразно
проводить, определив в каждой строке по одному, наиболее предпочтительному предложению.
Коллективным
обсуждением выбираем самое интересное сочетание параметров, например: "наградить"
килограммом соли, выпустить молнию (информационный листок) с информацией о появлении
чересчур самостоятельной личности.
Технические
задачи решаются путем построения морфологической матрицы по тем же шагам. Рассмотрим
пример создания транспортного средства - снегохода. Определяем параметры - морфологические
(типологические) признаки, от которых зависит решение проблемы, и составляем
их список:
А -
двигатель, Б - движитель, В - опора кабины, Г - управление, Д - обеспечение
заднего хода и т.д.
По каждому морфологическому признаку возможны варианты: А1 - двигатель внутреннего
сгорания, А2 - газовая турбина, A3 -электродвигатель, А4 - реактивный двигатель
и т.д.; Б1 - воздушный винт, Б2 - гусеницы, БЗ - лыжи, Б4 - снегомет и т.д.;
БТ -опора кабины на снег, В2 - опора кабины на двигатель, ВЗ - опора кабины
на движитель и т.д.
Сочетание
одного из возможных вариантов морфологического признака с элементом каждого
признака дает одно из возможных технических решений. На основе списка строим
матрицу:
А1,А2,АЗ, А4
Б1, Б2, БЗ, Б4
В1,В2, ВЗ
Эта
матрица является символической формой описания возможных решений. Каждый конкретный
вариант конструкции определяется набором элементов из разных строк. Например,
вариант А1, Б2, В2, Г2 будет снегоходом с двигателем внутреннего сгорания, на
гусеничном ходу, с опорой кабины на двигатель.
Число всех возможных вариантов равно произведению количества элементов в каждой
из строк. В нашем примере: N= 4 х 4 х 3.
После построения матрицы приступаем к определению функциональной ценности вариантов решений. Это трудоемкая задача. Анализ вариантов возможных решений позволяет выбрать из них наиболее рациональные, приемлемые в конкретных условиях.