Аналогия - сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях. В математике по аналогии доказывается, например, подобие треугольников, углов, в физике строение атома представлено по аналогии со строением Солнечной системы, в технике многие объекты построены по аналогии с биологическими объектами.
Ассоциации - это образы, возникающие в сознании человека в ответ на какое-то воздействие, например в ответ на слово.
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА— термин для обозначения чрезмерной выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющей крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
АЛГОРИТМ - Точное предписание, определяющее процесс достижения цели, ведущий от исходного состояния к искомому результату.
АССОЦИАЦИЯ - возникающая
в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями,
представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что
появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого.
В ассоциативной психологии выделены типы ассоциации, различающиеся путями их
образования: одни авторы (Д. Юм, Дж. Ст. Милль) это делали по сходству (голубое
- синее), контрасту (черное - белое), по смежности в пространстве и во времени
(случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные
ассоциации (Д. Юм): яркая вспышка света - болевое ощущение; другие (Д. Гартли,
Дж. Милль) сводили все ассоциации к ассоциациям по смежности в пространстве
и времени, поскольку отрицали активность субъекта в процессе образования ассоциации.
Кроме данных первичных законов образования ассоциации Т. Брауном были обнаружены
« вторичные» законы, т. е. факторы, способствующие возникновению конкретной
ассоциации из множества возможных в данный момент: сила впечатлений, объединяющихся
в ассоциации, их новизна, способности или/и патологические особенности индивида
и т. п. Впоследствии А. Бэн выделил « творческие ассоциации», образование которых
объясняется «спонтанной активностью ума», а не сочетанием полученных в опыте
представлений, что противоречит исходным принципам ассоциативной психологии.
АРИЗ - инструмент анализа и поиска решений нетиповых задач. Этот метод, разработанный писателем-фантастом Г.С. Альт-шуллером, занимает значительное место в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). АРИЗ ориентирует на эффективное решение задач с наименьшими издержками, минимальную переделку исходной технической системы и экономически оправданные затраты при внедрении найденного технического решения.
БАТАРЕЯ ТЕСТОВ - группа тестовых заданий (субтестов), направленных на измерение различных сторон сложной психической функции или качества и объединенных в один тест.
БАРЬЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - психическое состояние, появляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий. В социальном поведении БП представлены барьерами коммуникативными (барьерами общения), проявляющимися в отсутствии эмпатий, в жесткости межличностных социальных установок и пр., а также барьерами смысловыми.
БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ - непонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же действие, слово, фраза трактуется ими по-разному.
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА - состояние условий и организации труда, при которых отсутствует возможность воздействия человека опасных и вредных производственных факторов.
БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС - наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира ил изменения внутренней среды организма. В чистом виде БР не существует. Общепринятой классификации не имеет. Среди важнейших рефлексов этого типа выделяют пищевой, половой, оборонительный, ориентировочный и др.
БЕСЕДА — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.
БИОКОММУНИКАЦИЯ - связи между особями одного или разных видов, устанавливаемые путем приема производимых ими сигналов.
БИОКРИМИНАЛОГИЯ - одно из направлений зарубежной криминологии, объясняющее преступность биологическими факторами, например врожденной склонностью некоторых лиц к совершению преступления.
БИОЛОГИЗМ - направление зарубежной психологии сводящее существо социальных отношений и социальных факторов к биологическим явлениям и процессам; основан на переносе законов биологии (борьба за существование, естественный отбор и т.д.)
БИОЛОКАЦИЯ - способность животных определять положение какого-либо объекта или свое положение в пространстве.
БИОПСИХИЗМ - теория в естествознании, согласно которой психика приписывалась всему живому, включая растения.
БИОРИТМЫ - циклические (суточные, сезонные) колебания интенсивности тех или иных биологических процессов и явлений, дающие организму человека возможность приспосабливаться к циклическим изменениям окружающей среды.
БИОТИП ЧЕЛОВЕКА - одна из разновидностей типологии человека, выделяемая по нейрогуморальному основанию и базирующая на основе реагирования симпатико-адреналиновой системы (САС) человека на воздействие среды, что внешне проявляется в определенных особенностях поведения. Выделяют три биотипа человека: 1) А-тип (адреналиновый);
2) НА-тип (нор-адреналиновый); 3) А+НА -тип (смешанный).
БИОЭНЕРГЕТИКА - создатель ее А.Лоуэн. Согласно ему основная цель психотерапии - возвращение человека к его «первичной природе» - к состоянию искреннего удовольствия, свободы телодвижений, раскрепощению тела, включению его в жизнь. Главная проблема заключается в том, что человек при социализации уходит от своих первичных потребностей - как бы отказывается от них. «Возвращение к телу» осуществляется посредством специальных упражнений, основанных на напряжении и расслаблении определенных мышечных групп, а также на вербальных способах высвобождения задержанных эмоций.
БИХЕВИОРИЗМ - крупное психологическое направление ХХ в. Бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. К поведению относят все внешне наблюдаемые реакции организма (в т. ч. отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным глазом либо с помощью специальных приборов. Единицей анализа поведения, т. о., объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R). В области методологии предлагает метод объективного наблюдения и эксперимента, в которых исследуется связь S - R, с цепью предсказания поведения субъекта и «управления» им.
Все реакции Уотсон делит на наследственные ( их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные ( привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т. п.). Развитие поведения заключается в приобретении новью реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с другими, условными (обусловливание), и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, напр., эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца всего два безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать этот стимул с другим (напр., покатом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания). Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом, и образуются сложные системы реакций (привычки, память).
Другое основание классификации реакций - степень их «скрытости», т. е. доступности для простого наблюдения - внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы) - или же для «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных приборов - внутренние реакции (речевое мышление рассматривается, напр., как речь при скрытых мускульных движениях: к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения, в организме как реакция на определенные стимулы). При этом бихевиоризм не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с точки зрения бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, - с другой. До 60-х гг. XX в. Б. и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций американской психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы терапии (бихевиоральная терапия), социально-психотогические концепции ( А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Келли и др.), методы обучения (программированное обучение), психологию рекламы и т. п. Вместе с тем явный механицизм бихевиоризма, игнорирование социально-исторической обусловленности человеческого сознания и поведения, отождествление управления поведением личности с манипулированием ею вызвали критику в иных психологических концепциях, в частности в деятепъностном подходе, в гуманистической и когнитарной психологии и др.
БОДОРСТВОВАНИЕ — поведенческое проявление активности нервной системы или функционального состояния человека человека в условиях реализации им той или иной деятельности.
БОЛЕЗНЬ - по З.Фрейду, часто практическое суммарное понятие, обозначающее порог суммации предрасположения и переживания, вследствие чего многие люди переходят из ряда здоровых в разряд нервно больных, и наоборот.
БОЛЬ - психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существования или целостности. Исключительно велико клиническое значение боли как симптома нарушения нормального течения физиологических процессов, ибо ряд патологических процессов организма дает о себе знать в болевых ощущениях еще до появления внешних симптомов заболевания.
БОЯЗНЬ - состояние ожидания опасности и подготовки к ней.
БРЕД (явление бредовое) - образующаяся вследствие болезни совокупность разнообразных представлений, идей, суждений и умозаключений, не соответствующих действительности, в которых человека невозможно разуверить. Выступает симптомом многих психических заболеваний, при этом его содержание может быть самым разнообразным.
ВАЛИДНОСТЬ - адекватность и действенность теста - важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме.
Веполь - это модель минимальной работоспособной технической системы, состоящей из двух веществ и поля. В природе нет веществ или элементов, которые не находились бы в какой-либо взаимосвязи с другими веществами или элементами.
ВОЛЯ — способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Многообразие всех ситуаций, требующих срочной волевой регуляции (преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованием подчинения социальным нормам и имеющимся у человека желаниям и т.д.), можно свести к трем реальностям, в основе которых лежит необходимость восполнения дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации; выбора мотивов, целей, видов действия при их конфликте; произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.
ВООБРАЖЕНИЕ – познавательная активность человека как субъекта, приводящая либо к непреднамеренному возникновению, либо к преднамеренному построению в сознании отображений (представлений, схем и иных образов- моделей) тех объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления невоспринимаемого мира или мира, не существующего вообще, - сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.)
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ– (лат. hallucinatio – бред, видение) – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.
ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ - фантастические
нереальные образы, возникающие у человека, восприятие объектов, которые в
данный момент не воздействуют на органы чувств.
Генераторы идей — выдвигает различные идеи. В ней желательно иметь людей, склонных к абстрагированию, с бурной фантазией.
Главные принципы ФСА - в
любом деле есть скрытые резервы для экономии; деталь машины легче усовершенствовать,
чем машину; излишние расходы на производство продукции следует предотвращать
на стадии проектно-конструкторских разработок.
При поиске резервов для улучшения конструкции изделия предпочтение отдается
доступности ресурсов и материалов, их распространенности, легкости применения,
простоте технического решения и технологии выполнения. Поясним сказанное примерами.
ДАВЛЕНИЕ - отличается от потребности лишь своей направленностью: если потребность динамическая сила, исходящая от организма, то Д - сила, действующая на организм.
ДВИЖЕНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ - импульсивные или рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без
контроля сознания. Могут носить адаптивный характер, как моргание, отдергивание руки при воздействии болевого раздражителя, и неадаптивный, как хаотичные движения в ситуациях помрачения сознания.
ДЕДУКЦИЯ - 1) процесс логического вывода, т. е. перехода от посылок к заключениям в соответствии с правилами логики; 2) конкретный вывод; 3) родовое наименование общей теории построения правильных умозаключений; 4) вид умозаключения, в котором осуществляется переход от общего к частному. В последнем значении дедуктивный вывод не может быть более общим, чем посылки (утверждения), приводящие к нему. Посылками могут быть аксиомы, постулаты, принципы.
ДЕЙСТВИЕ — единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
ДЕФОРМАЦИИ ОБЩЕНИЯ- это такого рода изменения (нарушения, затруднения, искажения) в общении, которые снижают его эффективность, продуктивность или ведут к разрушениям: самого общения (контакта, координации, взаимопонимания, отношений), здоровья партнеров, их достоинства или душевного благополучия, материальных ценностей и т.п. Восприниматься деформации могут по-разному в зависимости от их вида: мы поругались, чувствую, что надо мной насмехаются, ощущение, что мы чужие, между нами вражда, нам не удается понять друг друга, обнаруживаю, что одурачен и многие другие.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – активность человека, направленная на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Психологически определяется требующей удовлетворения потребностью, направляется соответствующим ей мотивом – предметом данной потребности.
ДИАЛОГ — поперечный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух или более людей.
"Диверсионный" метод - который помогает обнаружить скрытые задачи.
ЖАЖДА ВЛАСТИ - стремление доминировать и руководить другими людьми.
ЖЕЛАНИЕ — отражающие потребность переживание, перешедшее в дейтственную мысль о возможности чего-либо
обладать или что-либо осуществить.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ - наиболее широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти.
ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ – это совокупность небезразличных для человека связей с миром, в которых находят свое отражение как объективная зависимость человека от окружающей действительности, так и его потребности и устремления.
ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – это разнообразный набор психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга людей. Мы ежедневно пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Кроме слова "житейская" можно говорить также "повседневная психология" или "обыденная психология". Житейская (обыденная) психология входит в состав обыденного сознания.
ЗАБЫВАНИЕ – процесс, характеризующийся
постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного
или воспринятого материала.
ЗАВИСТЬ—проявление мотивации достижения, при
которой чьи-то реальные или воображаемые преимущества в
приобретении социальных благ - материальных ценностей, успеха, статуса, личных
качеств и т.п. - воспринимаются субъектом как угроза ценности своего Я и сопровождаются
аффективными переживаниями.
ЗАДАТКИ– природные предпосылки к развитию способностей (их биологический фундамент). Могут быть врожденными или приобретенными. Следует отличать от непроявленных способностей. Различие в том, что задатки есть те биологические особенности, свойства или качества человека, которые затем включаются в ту или иную способность в качестве ее компонентов. Одна и та же биологическая особенность может входить в состав различных способностей, и только в составе таковой оказывается в роли ее задатков.
ЗАДАЧА—данная в определенных условиях (например: в проблемной ситуации) цель деятельности которая должна быть достигнута преобразование этих условий согласно определенной процедуре. З. включает в себя требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующиеся в вопросе.
ЗАМЕЩЕНИЕ—защитный механизм, имеющий две различные формы проявления. В психоанализе выделены защита путем замещения потребности.
ЗАПОМИНАНИЕ— один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации.
ЗАПРЕТ - установление, предписывающее отказ в удовлетворении влечения.
ЗАРАЖЕНИЕ—процесс передачи жмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему.
ЗАЩИТА ПСИХИЧЕСКАЯ - совокупность бессознательных психических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от опасных негативных и деструктивных действий внутрипсихических и внешних импульсов. Особые формы бессознательной психической активности, позволяющие хотя бы временно облегчить конфликт и снять напряжение, а в конкретных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерб представлениям о самом себе как о соответствующем некому идеалу.
ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функция З.П. - ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний.
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ — термин для обозначения бессознательных приемов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм.
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ—совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира.
ЗНАК— предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Наука о знаках—семиотика, возникшая во второй половине XIX—начале ХХ в
ЗНАЧЕНИЕ— обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действий , социальных ролях, нормах и ценностях.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно(актуальный уровень) и под руководством взрослого.
ЗРЕЛОСТЬ (ВЗРОСЛОСТЬ) - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.
Изобретение -
форма деятельности в условных ситуациях,
направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в
социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах
науки и культуры. В игре как в особом виде общественной практики воспроизводятся
норм человеческой жизни и деятельности,
подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной
действительности, а также
интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Изобретательство - творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) создаются новые принципы действия и способы воплощения этих принципов конструкциях инженерных объектов. Изложим кратко основные идеи и рекомендации ТРИЗ.
Инверсия - сделай наоборот.
КОНСТРУКТИВНОСТЬ
ОБЩЕНИЯ – характеристика общения,
которая указывает, что оно обеспечивает партнерам удовлетворение их потребности
в общении, способствует эффективному и продуктивному решению ими совместных
задач, обеспечивает достижение индивидуальных целей, оберегает их индивидуальную
неповторимость. Понятие конструктивности (созидательности) общения позволяет
указать направление, в котором люди движутся по мере повышения своей компетентности
в общении, личностного роста, формирования социальной зрелости.
Конструирование – разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей всех деталей и отдельных частей машины.
Конструкция — наглядно представленная система способов соединения и взаимодействия частей изделия, а также материал, из которого эти части должны быть изготовлены.
Q - систему (систему типа "изделие" ) - элементами которой являются детали и узлы изделия (например, в легкой промышленности это детали одежды, обуви и т. п.)
Символическая аналогия - символическая аналогия. Требуется в парадоксальной, метафорической форме определить объект (понятие), высветив его суть. Определение должно состоять из двух слов (обычно это прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другом, т.е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное.
Личная аналогия (эмпатия) - синектор представляет себя техническим объектом (например, самолетом, луноходом) и пытается осознать, как бы он действовал в данных обстоятельствах. Так актеры "погружаются" в образ своего героя, живут его чувствами, мыслями, ощущениями.
ЛЖИВОСТЬ - индивидуально-психологическая особенность, выражающаяся в сознательном искажении действительного положения вещей, в стремлении создать неправильное представление о фактах и событиях. Л. Противоречит общечеловеческим требованиям, вытекающим из потребности иметь правильное представление об обществе, о поступках окружающих, о жизненных обстоятельствах.
ЛИБИДО - половое влечение, стремление к половой близости. Выраженность и направленность либидо определяются уровнем полового созревания, наследственностью, диэнцефальным отделом мозга, железами внутренней секреции, индивидуальным опытом.
ЛИДЕР— член группы, чей авторитет, власть или полномочия безоговорочно признаются остальными членами группы, готовыми следовать за ним.
ЛИДЕРСТВО– отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - элемент структуры личности в теории К. Юнга. Л.Б. состоит из подавленных воспоминаний, забытых переживаний или материала, который не оказался в свое время достаточно ярким, чтобы быть пережитым в сознании.
ЛИЧНОСТНЫЙ КОНСТРУКТ - категория мышления, посредствам которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт. Для формирования конструкта необходимы по крайней мере три элемента - два из них должны восприниматься как сходные, а третий - отличный от этих двух.
ЛИЧНОСТЬ – специфически человеческая система психических регуляторов активности человека, такая устойчивая функциональная система в психике, благодаря которой человек становится инициативным, целеустремленным, убежденным деятелем, способным не только приспосабливаться к среде обитания, но и улучшать ее. Основным признаком того, что человек приобрел качества личности, является его способность совершать поступки – выбор между взаимоисключающими возможностями, взвешивать множество важных моментов, связанных как со своей жизнью, так и с жизнью других людей, брать ответственность на себя за последствия своих поступков.
ЛОГОС - термин древнегреческой философии, которым обозначают Космический разум, Смысл, Слово, Закон, Речь, основу мира, его порядок и гармонию. У З.Фрейда - символ человеческого разума.
ЛОГОТЕРАПИЯ - одно из направлений психотерапии, ориентированное на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, что дает хороший лечебный эффект.
ЛОКУС КОНТРОЛЯ - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности: 1) внешним силам - экстернальный, внешний Л.К.;2) собственным способностям и усилиям - интервальный, внутренний Л.К. Л.К. - устойчивое свойство индивида, формируемое в ходе его социализации. Для определения Л.К. создан специальный вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между ним и другими личностными характеристиками.
Малая группа
– небольшая по численности совокупность
людей, включающая от 3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые
личные контакты друг с другом. Характеризуется специфическим переживанием членов
группы своей принадлежности к ней, чувством «мы».
Метод фокальных объектов (МФО)
относится к ассоциативным методам поиска решений. Слово фокальный означает,
что объект находится в фокусе вашего внимания.
Суть метода состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов
переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные
сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию мышления.
Межличностные отношения – это устойчивые на некотором промежутке времени характеристики общения, сложившиеся в общении двух или более людей. В устойчивые отношения переходит то, что было первоначально найдено как схемы взаимодействия, а затем превращено в часто повторяющийся сценарий. Примеры отношений: вражда, соревнование, любовь, дружба, приятельские, или деловые отношения... Сложившиеся отношения, такие как «жертва – агрессор», «ухажер – разборчивая барышня», «придирчивый начальник – медлительный подчиненный» и т.п. продолжаются неопределенно долго, пока участники не придут к необходимости их смены.
Межличностный контакт – характеристика межличностного общения, обозначающая степень объединения партнеров в одно социальное целое (два, три или больше человека).
Меланхолик - тип человека, характеризующийся меланхолическим темпераментом (слабостью, низким уровнем психической активности, неуравновешенностью, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, болезненным реагированием на трудности, склонностью к переживаниям, некоторой замкнутостью, глубокими и устойчивыми эмоциями при слабом их внешнем выражении).
Метод - способ организации деятельности, обосновывающий нормативные приемы осуществления научного исследования. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта. Сюда относятся и самые общие принципы, лежащие основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом - понятие М. распространяется на различные области практики.
Метод контрольных вопросов - Суть метода состоит в использовании при поиске решений творческих задач списка специально подготовленных вопросов. Изобретатель, отвечая на вопросы, анализирует свою задачу.
Мозговая атака или мозговой штурм - Писатель Г. Кружков так пишет о методе МА: «Если у ученых дело окончательно зашло в тупик, собирают компанию умных людей и начинают... играть в «чепуху», т.е. начинают вслух выдвигать разные идеи, какие кому в голову взбредут, — даже самые фантастичные. Например, нужно построить небывалых размеров купол над стадионом. Один говорит: «Насыпать гору, покрыть ее асфальтом, а потом гору выскрести из-под асфальта». Второй: «Вырыть яму и вывернуть ее наизнанку». Третий: «Поймать миллион пауков и заставить их сплести купол из паутины». Четвертый: «Натянуть огромное полотнище, а потом намочить и заморозить» и т.д. А магнитофон крутится и заносит всю эту чепуху на пленку. Потом ученые эту пленку внимательно прослушивают. Среди вороха бредовых идей очень часто оказывается именно та неожиданная, но верная идея, которую раньше никак не могли найти».
Морфологический (типологический) анализ - в 1942 г. швейцарский астроном Ф. Цвикки предложил метод поиска решений технических задач (морфологический - касающийся внешнего вида или строения, т.е. формы). С помощью этого метода за короткое время ему удалось получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении, чем он очень удивил ведущих специалистов и руководителей своей фирмы.
Мониторинг - наблюдение, оценка и прогноз развития процессов или состояния системы (например, систематический контроль и оценка результатов деятельности школы, систематическое изучение общественного мнения).
Моноспекция - объединяющий термин для обозначения интроспекции и экстраспекции в определенном смысле - как наблюдения за внешними событиями, их регистрация, которая в то же время есть регистрация собственных ощущений наблюдателя, - и как наблюдения за собственными внутренними психическими состояниями.
Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.
Мотивация—динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.
Моторика - двигательная активность
Моторный - двигательный.
Мысль - основная единица, «молекула» мышления. В мыслях выражается процесс понимания мира, других людей и самого себя. В основе мысли лежит отражение таких фундаментальных признаков явлений, как их сходство и смежность во времени и пространстве и т.п.
Мышление – множество психических процессов, действий, состояний, направленных на решение различных задач (практических и теоретических) и обеспечивающих это решение (нахождение ответа). Мобилизация мышления как функциональной системы осуществляется отчасти сознательно, отчасти благодаря привычкам, навыкам и иным автоматизма, сформированным нервной системой в ходе предшествующего развития, воспитания, образования, самообразования человека.
Метод маленьких человечков (ММЧ) -
заключается в создании воображаемой ситуации,
когда в технической системе действуют маленькие человечки. На первом этапе нужно
нарисовать модель (схему) задачи с участием плохих маленьких человечков (качество
рисунков не имеет значения). На втором этапе работы дополняем схему командой
хороших маленьких человечков, которая противостоит плохим.
Новшество
может быть признано изобретением,
если оно не является:
научной теорией и математическим методом;
методом организации и управления хозяйством;
условным обозначением, расписанием, правилом;
методом выполнения умственных операций;
алгоритмом и программой для вычислительных машин;
проектом и схемой планировки сооружений, зданий, территорий;
решением, касающимся только внешнего вида изделий, направленным на удовлетворение
эстетических потребностей;
технологией интегральных микросхем;
сортом растений или породой животных;
решением, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Неврастения - невроз, проявляющийся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению, в снижении работоспособности, неустойчивом настроении. Повышенная возбудимость сочетается с быстрой утомляемостью, эффект "взрыва" эмоций возникает в ответ на незначительные раздражители. Сопровождается расстройствами сна и функций вегетативной нервной системы.
Невроз - функциональные нервно-психические нарушения. Возникают на базе межличностных конфликтов, тревог, нерешенных и неразрешимых проблем, других психотрав-мирующих воздействий. Включают в себя личностные проявления и соматические расстройства. Сопровождаются болезненно-тягостными переживаниями неудачи, недостижимости жизненных целей, потери. Преобладают эмоциональные расстройства, сохраняется способность управлять собой. Выделяют три основные формы н.: истерию, неврастению и невроз навязчивых состояний.
Невротизм — психическое состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, снижением самооценки, самоуважения, вегетативными расстройствами (не отождествлять с неврозом, так как невротизм может быть свойствен здоровому человеку).
Невротичность - свойство личности, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.
Негативизм - немотивированное демонстративное стремление человека к противодействию любым, в том числе и разумным, советам, мнениям, требованиям. Обусловлен потребностью личности в самоутверждении, в защите своего "я". Наиболее выражены реакции негативизма у детей в периоды возрастных кризисов.
Недоверие - сомнение в правдивости, подозрительность , мрачное предчувствие по отношению к людям и миру в целом.
Независимая переменная - применительно к эксперименту - переменная, изменяемая экспериментатором с целью определения ее воздействия или влиянии на другую переменную. Переменная, рассматриваемая в качестве «причины» в причинно-следственных связях.
Независимость - альтернатива конформности и негативизму - самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции. Не исключает солидарности с группой, но не в силу давления, а на основе сознательного согласия с ней.
Нейрон - нервная клетка со всеми ее отростками - основная структурная единица системы нервной. Состоит из тела, ветвящихся отростков - дендритов и длинного отростка - аксона, а также концевых аппаратов - синапсов. Основная функция нейрона - возбуждение, распространяемое по аксону в идее кратковременных электрических сигналов - нервных импульсов.
Нейропсихология - отрасль науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины и физиологии. Изучает мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений голоного мозга. Рассматривает соотношение мозга и психики.
Нейротизм - в теории Айзенка один из экстремумов диапазона нейротизма - стабильность, характеризующийся тенденцией к тревоге, частой смене настроения и депрессии.
Ненависть - стойкое активное отрицательное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащее его потребностям, убеждениям или ценностям. Способна вызвать не только оценку своего предмета, но и активную деятельность, направленную против него.
Необихевиоризм - направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. ХХ в. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно которому предмет психологии - объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных как факторов, служащих опосредующим звеном между взаимдейстием стимулов и ответными мышечными движениями. Сторонники необихевиоризма считали, сто содержание понятия переменных промежуточных, обозначавшее «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения, можно выявить экспериментально по признакам, определяемым посредстом операции исследователя.
Неопсихоанализ - 1) Направление в психологии, психоанализе и психотерапии.
2) Иногда это понятие используют для общего обозначения различных новых течений в психоанализе, преимущественно ориентированных на исследование терапевтических аспектов.
Неофрейдизм - направление в современной философии, социологии, психологи и психоанализе, развившееся из фрейдизма, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и вести его основные положения в социальный контекст. Лидеры неофрейдизма подвергли критике некоторые фундаментальные подходы и утверждения Фрейда, делая акцент на роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Разнообразные концепции неофрейдизма способствовали распространению ориентации психоаналитических и внедрению комплекса психоаналитических теорий и общественной жизни.
Номотетический подход - эмпирический подход изучению личности, стремящийся установить общие законы функционирования человека.
Нонконформизм - стремление во что бы то ни стало противостоять мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Синоним понятия негативизма, антоним конформности.
Норма групповая - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально действующей общностью; важнейшее средство регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Нравственность - регулирующая функция человеческого поведения. По Фрейду , сущность ее сводится к ограничению влечений.
Обезличивание - восприятие другого человека как представителя некой категории людей, а не как конкретного индивида.
Суть метода обратной Мозговой Атаки: поиск недостатков - ключ к совершенству. То есть цель метода заключается в выявлении всевозможных недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.
Обуславливание - образование рефлексов условных
Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают: 1) Обучаемость общую - способность усвоения любого материала. 2) Обучаемость специальную - способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности.
Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков.
Обучение проблемное - организованный преподавателем способ активного взаимодействия учащегося с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Общение - 1) Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
2) Осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.
Общение фатическое - бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения.
Обыденное сознание – совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат.
Объект - фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с нею субъекта.
Объект-либидо - по Фрейду, либидо, обращенное на объект, привязанное к сексуальным объектам. Будучи отнятым от объектов, снова превращается в Я-либидо.
Объективность - 1) Действительное, независимое от воли и сознания человека существование мира, предметов, их свойств и отношений; принадлежность к объективной реальности.
2) Соответствие объективное действительности, беспристрастность, непредвзятость;
3) Исходное положение о том, что поведение человека является главным образом результатом действия внешних, поддающихся измерению факторов.
Объективный - существующий сам по себе, независимо от любых интерпретаций наблюдателя.
Одаренность - совокупность задатков и способностей, обуславливающая особую успешность деятельности личности в определенной сфере.
Одиночество — один из психогенных факторов, заключающийся в отсутствии физического (изоляция от других) или глубоко интимного, доверительного общения личности с другими людьми и вызывающий острые психические состояния (тревожность, напряженность, скука, опустошенность, депрессия и др.), резкую актуализацию потребности в общении, персонификацию предметов, психические расстройства, галлюцинации и т.д.
Ожидание - в теории Роттера - вера человека в то, что то или иное подкрепление будет иметь место в зависимости от специфического поведения в специфической ситуации.
Озарение - внезапное, мгновенно возникающее и невыводимое из прошлого опыта новое понимание, постижение существенных отношений, задач, проблем и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.
Оккультизм - общее название учений, признающих существование особых духовных сил в человеке и в космосе, недоступных для простого человеческого опыта, но доступных для "посвященных", прошедших особую инициацию и специальную психическую тренировку.
Олигофрения - различные формы врожденного или приобретенного в раннем детстве психического недоразвития.
Онеройд - расстройство сознания, характеризующееся причудливой смесью фрагментов отражения реального мира и обильно всплывающих в сознании ярких фантастических представлений подобно тому, как бывает во сне; характерно для шизофрении и других острых психозов.
Оно - одна из компонент структуры личности в теории Фрейда - особая психологическая инстанция, целиком бессознательные желания и влечения.
Онтогенез - процесс индивидуального развития человека. Понятие "онтогенез" в психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка, которые происходят в условиях воспитания и обучения.
Оперативная память - вид памяти, предназначенный для хранения информации в течение времени, необходимого для решения задачи, для выполнения некого действия.
Ориентировочная реакция - реакция организма на новый стимул, проявляющаяся в общей его активности, сосредоточении внимания, мобилизации сил и ресурсов.
Операция - единица деятельности; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной - внешней или мысленной - ситуации.
Опрос анкетный - метод социально -психологического исследования с помощью анкет. В социальных науках проводится для выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемого.
Опросник - методики, разрабатывающие вопросы, на которые клиенту надлежит ответить, или же утверждения, с которыми он должен согласиться или не согласиться. Различают такие типы опросника: отрытые, закрытые, анкетные, личностные.
Оптимизм - мироощущение, проникнутое жизнерадостностью, бодростью, верой в будущее, в успех, склонность во всем видеть хорошие, светлые стороны.
Оральная стадия - первая стадия психосексуального развития, на которой основным источником интереса и удовольствия является рот.
Особенность возрастная - в психологии специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Характеристика их основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных возрастных этапах онтогенеза. Особенности возрастные образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики индивида.
Осознание – психический процесс перевода психического содержания из бессознательного в актуальную знаковую форму, которая позволяет сообщить это содержание другим людям. Осознать, значит уже сообщить себе, описать для себя своей опыт, чувство, потребность, влечение и т.п. Сознавать – значит отдавать себе отчет в чем-то. Субъективно воспринимается как отчетливое и контролируемое отображение той или иной ситуации, переживания и пр.
Остракизм - психологии изгнание, гонение из группы, коллектива.
Отбор естественный - концепция Дарвина, согласно которой особи, наименее приспособленные для выживания в данных условиях, вымирают или истребляются и тем самым устраняются, уступая место приспособленным, передающим затем свои признаки потомству.
Отбор профессиональный - разновидность отбора психологического. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые ведутся в нормативно заданных опасных условиях, требующих повышенной ответственности, здоровья, работоспособности и точности исполнения заданий, устойчивости эмоционально-волевой регуляции.
Отношение - к людям и деятельности - субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии - в общем виде - взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами, так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями, свойствами.
Отношение межличностное - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимного влияния людей в ходе совместной деятельности и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Отражение - всеобщее свойство материи, состоящее в способности объектов воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.
Оценка - измерение индивидуальных различий, связанных с характерными личностными особенностями.
Ощущение – субъективное отражение свойств объективного мира, возникающее при воздействии раздражителей на рецепторы органов восприятия.
Правила АРИЗ—
1. АРИЗ - инструмент мышления, а не заменитель
мышления. Не спешите, тщательно обдумывайте формулировку каждого шага, обязательно
записывайте все соображения, возникшие по ходу решения задачи.
2. АРИЗ - инструмент для решения нестандартных задач. Проверьте: может быть,
ваша задача решается уже знакомыми методами.
3. В АРИЗе источником психологической инерции служит привычная техническая терминология,
которая мешает представить задачу в идеальном (нематериальном) виде. Поэтому
при постановке задачи нужно указывать не то, что нужно сделать, а тот нежелательный
эффект, который необходимо устранить. На других шагах (этапах) АРИЗа могут быть
использованы приемы, устраняющие психологическую инерцию: операторы РВС, метод
маленьких человечков и вепольный анализ.
Вы познакомились с основными методами решения творческих (преимущественно технических)
задач. Однако, чтобы применить тот или иной метод, нужно знать, какой конечный
результат вам нужно получить.
Все рассмотренные методы можно разделить на неалгоритмические (мозговая атака,
различные списки контрольных вопросов, синектика, методы фокальных объектов,
морфологический анализ и др.) и алгоритмический (АРИЗ). Все неалгоритмические
методы творчества направлены на резкое увеличение числа вариантов решения, а
в АРИЗе целенаправленно отбираются не любые, а одно или несколько сильных решений.
Патент - специальный охранный документ, свидетельство об авторстве изобретения, подтверждающее право исключительного пользования новшеством.
Патентный поиск
- поиск патентной документации. Он помогает изобретателю ответить на следующие
вопросы:
не повторяет ли изобретение уже сделанное;
были ли ранее аналогичные решения, патенты на них действуют или утратили силу;
когда, кем и какой документ (авторское свидетельство, патент, заявка и т.д.)
закреплен за тем или иным техническим решением;
каковы достижения в той или иной области техники.
Проекция - один из защитных механизмов, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков, приписывая их другим людям без достаточного на то основания.
Проектирование – разработка и обоснование проекта машины, отвлеченного от вещественной формы. Проектирование предшествует конструированию и представляет собой поиск научно обоснованных, технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений.
Прямая аналогия - рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения.
Рациональное предложение- новое и полезное для конкретного предприятия, организации, учреждения или отрасли народного хозяйства страны техническое решение, предусматривающее изменение конструкции изделия, технологии производства, применяемой техники или материала.
P-система - (систему типа "процесс"), элементами которой являются производственные операции. Это может быть либо технологический процесс, либо производственный поток.
Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.
Самоактуализация — (по А. Маслоу) процесс развития человеком своих потенциальных способностей; предполагает
для этого сонастройку со своей внутренней природой, честность и принятие ответственности за свои действия, достижение целостности личности через обнаружение и снятие своих „защит", искажающих восприятие как собственной личности, так и образов внешнего мира.
Составление заявки -процесс, требующий специальных патентоведческих знаний, поэтому составлять ее должен квалифицированный патентовед или патентный поверенный.
Сангвиник - человек сангвинического темперамента, характеризующийся активностью, энергичностью, работоспособностью, подвижностью, быстротой реакций, уравновешенностью, стремлением к частой смене впечатлений, общительностью
Синектика - в середине
50-х гг. Уильямом Гордоном (США) был предложен новый метод поиска творческих
решений - синектика. В переводе с греческого это слово означает "совмещение
разнородных элементов".
В основу синектики положен мозговой штурм. Но для синек-тики формируют постоянные
группы людей (оптимальный состав - 5-7 человек) различных специальностей с обязательным
предварительным обучением. Синектор после подготовки вполне может носить звание
"профессиональный генератор новых идей".
Синектика - это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий. Типы аналогий и действия синектора представим схематически.
Список контрольных вопросов Л. Осборна.
-
1. Какое новое применение технического объекта можно предложить? Возможны ли
новые способы применения? Как модифицировать известные способы применения?
2. Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения,
сокращения? Что напоминает данный технический объект? Вызывает ли аналогия новую
идею? Имелись ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать?
Что можно копировать? Какой технический объект нужно опережать?
3. Какие модификации технического объекта возможны? Приемлема ли модификация
путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения назначения (функции),
движения, цвета, запаха, формы, очертаний можно применить? Другие возможные
изменения?
4. Что можно увеличить в техническом объекте? Что можно присоединить? Возможно
ли увеличение срока службы, воздействия? Имеет ли смысл увеличить частоту, размеры,
прочность, повысить качество? Можно ли присоединить новый градиент, продублировать?
Возможны ли мультипликации рабочих органов, позиций или других элементов? Целесообразно
ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего объекта?
Пояснение: градиент (в пер. с лат. - "шагающий, ищущий") - показатель
какого-то качества (свойства), обладающего возможностью возрастания или убывания,
изменения.
5. Что можно в техническом объекте уменьшить или заменить? Можно ли что-нибудь
уплотнив, сжать, сгустить, сконденсировать, применить способ миниатюризации,
укоротить, сузить, отделить, раздробить, приумножить?
6. Что в техническом объекте можно заменить? Что и сколько можно замещать в
нем: использовать другой ингредиент, другой материал, другой процесс, другой
источник энергии, другое расположение, другие цвет, звук, освещение?
7. Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты допустимо
заменить? Можно ли изменить модель, разбивку, разметку, планировку, последовательность
операций? Можно ли поменять причину и эффект, изменить скорость или темп, режим?
8. Что можно в техническом объекте сделать наоборот? Нельзя ли поменять местами
противоположно размещенные элементы
или повернуть их задом наперед, низом вверх? Нельзя ли поменять полярность,
перевернуть зажимы?
9. Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны? Можно ли
создать смесь, сплав, новый ассортимент, состав? Можно ли комбинировать секции,
узлы, блоки, агрегаты, цепи? Можно ли комбинировать признаки, идеи?
Сплоченность групповая — один из показателей групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов; как правило, выражает: 1) уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях (чем больше членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность); 2) степень привлекательности (полезности) группы для ее членов (чем больше тех людей, для которых субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сплоченность). К числу основных факторов групповой сплоченности чаще всего относят: сходство базовых ценностных ориентации членов группы, ясность и определенность групповой цели, демократический стиль лидерства, кооперативную взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности, относительно небольшой объем группы, ее престиж.
Список вопросов Т. Эйлоарта
- (английский изобретатель), который представляет
собой программу его работы (последовательность решаемых задач, задания самому
себе). Приведем этот список вопросов.
1. Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить
их.
2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные
задачи и аналогичные задачи. Выделить главные.
3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.
4. Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие
аналогии.
5. Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие
модели (они точнее выражают идею, чем аналогии).
6. Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело,
пену, пасту и др.; тепло, магнитную энергию, свет, силу удара и т. п.; различные
длины волн, поверхностные свойства и пр.; переходные состояния - замерзание,
конденсацию, переход через точку Кюри и т. п.; эффекты Джоуля - Томсона, Фарадея
и др.
7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
8. Узнать мнение некоторых совершенно не осведомленных в данном деле людей.
9. Устроить групповое обсуждение, выслушивая все и воспринимая каждую идею без
критики.
10. Попробовать "национальные" решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее
немецкое, расточительное американское, сложное китайское и др.
11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть,
играть в теннис - все с ней!
12. Бродить среди стимулирующей обстановки (свалка лома, технические музеи,
магазины дешевых вещей), просматривать журналы, комиксы.
13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т. п. разных
решений проблемы или ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.
14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.
15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее и медленнее),
размеров, вязкости и т. п.
16. В воображении "залезть" внутрь механизма.
17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изымают определенное
звено из цепи и, таким образом, создают нечто совершенно иное, уводя в сторону
от нужного решения.
18. Чья это проблема? Почему его?
19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы
имели место?
20. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?
21. Определить общепринятые ограничительные условия и причины их установления.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности.
Творчество - психический
процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры.
Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных
ценностей. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений,
благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью,
уникальностью.
Техническое творчество
предполагает получение новых результатов в области техники в виде технических
идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах..
Темперамент – (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности, работоспособности и др.
Теории личности - различные системы внутренне согласованных концепций, созданные исследователями для объяснения многообразия и сложности целостного индивидуума, функционирующего в реальном мире.
T-систему (техническую систему), элементами которой являются детали и узлы технического объекта (технологического оборудования устройства, машины и т. п.);
Тест – стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психологического качества. В разделах "Готовые рефераты" и "Готовые курсовые" есть работы на эту тему.
Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий.
Трудолюбие - черта характера, состоящая в положительном отношении к процессу трудовой деятельности. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане предполагает отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться.
Убеждение - 1) Осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать согласно своим ценностным
ориентациям. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную совокупность взглядов, совокупность убеждений, выступает как мировоззрение.
2) Используемый в коммуникации метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному
критическому суждению. Основу метода убеждения составляет отбор, логическое упорядочение факторов и выводов
согласно единой функциональной задаче. Метод убеждений - основной в научной полемике и в педагогике.
Убежденность - особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций и выступающее регулятором ее сознания и поведения. Выражается в субъективном отношении личности к своим поступкам и убеждениям, связанном с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми она руководствуется.
Угасание - процесс постепенного ослабления и исчезновения условных реакций, которые больше не подкрепляются.
Угроза - 1) Осознание человеком того, что его конструктная система находится на грани решительных изменений. 2) Любое переживание, которое воспринимается как не согласующееся с Я-структурой человека.
Фантастическая
аналогия - нужно представить
изменяемый объект таким, каким мы хотели бы его видеть в идеальном случае, без
учета существующих ограничений и возможностей (наличия источников энергии, необходимых
условий, физических законов и т.п.). После формулировки фантастической аналогии
необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия
и попробовать обойти эту помеху.
Фантазия - предложи нечто неосуществимое.
Фанатизм - 1)
Страстная преданность своим убеждениям, соединенная с крайней нетерпимостью
к чужим взглядам и стремлениям.
2) Феномен групповой психологии. Для фанатиков, находящих поддержку во взаимном
признании, характерны повышенная эмоциональность, некритическое отношение к
любой информации подтверждающей их взгляды, неприятие критики, даже доброжелательной.
Фантазия - 1) Синоним
воображения
2) Продукт воображения. Фантазия изменяет облик действительности, отраженной
в сознании; для нее характерна транспозиция элементов реальности. Фантазия позволяет
найти новую точку зрения на уже известные факты и поэтому обладает огромной
художественной и научно-познавательной ценностью.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА)
- это метод системного исследования объекта
(изделия, явления, процесса), направленный на снижение затрат при его проектировании,
производстве и эксплуатации без потери качества и полезности продукции (изделия)
для потребителя. ФСА - метод экономии и бережливости.
Характер (греч. charakter – печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей человека,
складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для него способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства. В характере находят свое выражение типичные для данного человека способы постановки и решения жизненных задач, используемых в стандартных ситуациях.
Ход решения синектической задачи:
1. Синекторы уточняют и формулируют проблему
как она дана (П КД). Особенностью этого этапа является то, что никто, кроме
руководителя, не посвяшается в конкретные условия задачи. Считается, что преждевременное
конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не дает уйти от
привычного хода мышления.
2. Синекторы формулируют проблему, как ее понимают (ПКП). Рассматривают возможности
превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. По существу,
на этом этапе проблема дробится на подпроблемы.
3. Ведется генерация (выдвижение и накопление) идей. Начинаются экскурсы в самые
разные области техники, природы, психологии для выявления того, как аналогичные
проблемы решаются в этих далеких от данной задачи областях. При этом используются
все виды аналогий.
4. Выявленные на этапе генерации идеи переводятся в ПКД и ПКП. На этом этапе
осуществляются критическая оценка идей, консультации со специалистами, эксперименты.
Холерик - человек холерического темперамента,
характеризующийся силой нервных процессов, высокой работоспособностью, повышенной
возбудимостью, резкостью движений и эмоциональной реактивностью, быстротой,
порывистостью, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам,
резким сменам настроения
Целеобразование - процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Бывает и
непроизвольным, и произвольным; характеризуется временной динамикой.
Цель - 1) Осознанный образ предвосхищаемого , желаемого результата, на достижение которого направлено действие
человека; заранее мыслимый результат сознательной деятельности. Здесь имеется в виду сознательный образ результата: он
удерживается в сознании все время, пока выполняется действие. Цель всегда сознательна.
2) Цель - психосоциальное качество, вытекающее из чувства инициативы, благодаря которому у ребенка постепенно возрастает способность к целенаправленному поведению.
Цензура - по З.Фрейду, функционально-образное представление сил и тенденций, фильтрующих бессознательный импульсы и препятствующие их проникновению в сознание. Роль цензуры могут играть различные вытесняющие тенденции, предсознательное и пр., проявляющиеся и действующие в зоне перехода от бессознательного к сознательному. Все, отклоненное цензурой, находится в состоянии вытеснения. Во время сна влияние цензуры ослабляется.
Ценность - понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественный идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.
Ценность подкрепления - термин, используемый Д.Роттером для отражения того, в какой степени человек предпочитает одно подкрепление другому, если возможность получить каждое равновероятна.
Ценность потребности - в теории Д. Роттера относительная желательность различных подкреплений, связанных с различными категориями потребностей.
Центральная диспозиция - по Г.Олпорту, характеристика, влияющая на поведение человека в разнообразных ситуациях; центральные черты представляют собой «строительные блоки» структуры индивидуума.
Цепная реакция идей - происходит во время сеанса МА, приводит к интеллектуальному взрыву (озарению).
Цикл ориентировка-выбор-исполнение - процесс, в котором человек рассматривает несколько конструктов, прежде чем решить, как интерпретировать непривычное или неясное событие.
Циклоид (по классификации Э. Кречмера) - тип личностей, представляющих собой в психическом плане "прямые несложные натуры, чувства которых в естественной и непритворной форме всплывают на поверхность и в общем каждому понятны".
Циклофрения - (сердце, душа, ум, рассудок) - то же, что и маниакально-депрессивный психоз.
Цинизм - бесстыдство, наглость, грубая откровенность; вызывающее, презрительное отношение к общепринятым нормам нравственности и морали.
Часы биологические - внутренние механизмы регуляции биологических ритмов организма, периодичность которых
различна и может варьироваться от нескольких минут до суток и даже одного года.
Человек - существо, воплощающее высшую степень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической
деятельности. Как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.
Человек: онтогенез - специфически человеческий путь онтогенеза: усвоение или присвоение общественно-исторического опыта. У животных он полностью отсутствует. Отсюда обучение и воспитание - это общественно выбранные способы передачи человеческого опыта, обеспечивающее «искусственное развитие ребенка».
Генеральный путь онтогенеза человека - присвоение искусственного, культурно созданного опыта, а не развертывание естественно заложенного. Этот путь и определяет социальную природу психики человека.
Человек: ориентирование - по Э.Фромму, формы и способы ориентации и проявления фундаментальных тенденций человека - некрофилии, нарциссизма и инцестуального влечения, которые в злокачественных проявлениях обнаруживают стремление к «схождению»
Человек: биотип - одна из разновидностей типологии человека, выделяемая по нейрогуморальному основанию и базирующаяся на особенностях реагирования симпатико-адреналиновой системы человека на воздействия среды, что внешне проявляется в определенных особенностях поведения.
Человек - оператор - человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем (моделей) и органов управления.
Человек: подход комплексный - систематическое изучение целостного индивидуально-психологического становления человека на всех этапах его жизненного пути.
Черта личностная - устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Их обязательный свойства: 1)степень выраженности у разных людей; 2)трансситуативность - проявляемость в любых ситуациях; 3) потенциальная измеримость - доступность измерению с помощью специально разработанных опросников и тестов. В экспериментальной психологии личности наиболее полно исследованы такие черты личностные, как экстраверсия-интроверсия, тревожность, ригидность, импульсивность.
Черта, сформированная окружающей средой - по Р. Кеттелу, исходная черта, которая формируется у человека по мере приобретения опыта взаимодействия с окружающей средой.
Черта темперамента - по Р. Кеттелу, конституциональная исходная черта, влияющая на эмоциональные характеристики поведения или на его стиль.
Честолюбие - стремление человека к успехам для повышения авторитета и признания со стороны окружающих
Чувствительность - 1) В психофизике величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Соответственно различают чувствительность абсолютную и дифференциальную (разностную).
2) В психологии дифференциальной и характерологии - повышенная готовность к аффективным реакциям.
3) Общая способность к ощущению - способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами. Проявляется в филогенезе, когда организмы начинают реагировать на факторы среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к имеющим прямое биологическое значение воздействиям.
Чувства – высшие, культурно обусловленные эмоции человека, отличающиеся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и (в особенности) ценностям, сформировавшимся в ходе развития человека как личности.
Чувство — особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность;
Чувство вины - одно из чувств психических, могущее быть понятым как разногласие между Я и Сверх-Я. По Фрейду, большая часть чувства вины бывает бессознательной и представляет собой топологическую разновидность страха, которая в более поздней2 стадии полностью совпадает со страхом перед Сверх-Я.
Чувство вины: предсуществование - по З.Фрейду, особое чувство вины, имеющее своим источником Эдипов комплекс. Оно существует до проступка или преступления, и в целях самореализации заставляет человека искать себе наказание. Иными словами, не чувство это возникло из проступка, но наоборот, проступок, обусловлен этим чувством. Это чувство - не следствие, но мотив преступления.
Чувство вины бессознательное - по З.Фрейду, неосознаваемое переживание некой виновности, играющее в большинстве неврозов решающую роль и создающее сильнейшее препятствие к выздоровлению.
Чувство вины моральное - по З.Фрейду, состояние, возникающее в результате напряжения между Я и Сверх-Я.
Чувство малоценности - одно из чувств психических; по З.Фреду, результат разногласия между Я и Сверх-Я. Характеризуется тем, что личность ощущает саму себя как нечто малоценное.
Чувство мышечное - комплекс ощущений, возникающих благодаря работе мышечной системы организма. Понятие введено И.Сеченовым, который трактовал его как особую форму познания пространственно-временных отношений окружающей среды, а не как отражение состояний самой мышечной системы.
Чувство неполноценности - устойчивая форма переживания человеком своей реальной или воображаемой ущербности, формирующаяся в случае, когда человек замечает, что нелюбим. Согласно З.Фрейду, имеет глубоки эротические корни и большей частью обусловлена отношением Я к своему Сверх-Я, напряжением между ними. Трудно отделимо от чувства вины.
Чувство юмора - в обычном словоупотреблении это способность подмечать в явлениях комические стороны, эмоционально откликаясь на них. Неразрывно связано с умением обнаруживать противоречия в окружении - например, замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке, чью-то кажущуюся значительность и не соответствующее ей поведение и пр. Однако по отношению к объекту юмора, как бы подвергаемому своеобразной эмоциональной критике, сохраняется дружелюбие.
Шизоанализ - одно из направлений в философии и социологии, главным образом во Франции. Исходя из
нетрадиционного понимания шизофрении и шизофренического опыта как явлений и процессов особого мира индивидуальных и групповых человеческих желаний, теоретики шизоанализа исследуют ряд бессознательных феноменов,
определяющих и предопределяющих жизнь отдельных людей социальных групп. Особое внимание они уделяют разработке теории маргинальных групп.
Шизоид - пограничный тип личности между здоровым состоянием и психозом; отличается рядом характерологических особенностей: замкнутостью, серьезностью, холодностью и пр.
Шизофрения - болезненное состояние, для которого характерна потеря контакта с реальностью и возникновение противоречивых чувств и реакций, парадоксальных мыслей
Широта охвата, всесторонность - критерий, используемый для определения ценности теории. Адекватная теория должна охватывать и объяснять широкий круг разнообразных поведенческих феноменов.
Шкала - инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, которой отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда.
Шкала вершинных переживаний - шкала самоотчета, используемая для измерения тенденции к вершинным переживаниям.
Шкала оценок - методический прием, позволяющий распределять совокупность изучаемых объектов по степени выраженности общего для них свойства. Такое распределение основывается на субъективных оценках данного свойства, усредненных по группе экспертов. К основным процедурам шкалирования относятся: 1) парное сравнение объектов; 2) отнесение объектов к категориям.
Шкала установок - прием, позволяющий сравнивать индивидов по величине, интенсивности и устойчивости их отношения к изучаемому явлению.
Шкалирование - метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В социальных науках - антропологии, социологии, психологии и пр. - Шкалирование является одним из важнейших средств математического анализа изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых посредством наблюдения, изучения документов, анкетного опроса, экспериментов или тестирования.
Школьная психологическая служба - специализированное подразделение в системе народного образования, основная задача которого - обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и влечет необходимость психолого-педагогической коррекции
Шок - своеобразная реакция организма на воздействие чрезвычайных раздражителей, проявляющаяся тяжелыми расстройствами кровообращения, дыхания, обмена веществ, обусловленными резким нарушением нервной регуляции жизненных процессов.
Эволюция - процесс изменения, развития, во взглядах на механизм которого неодарвинисты не всегда едины. По мнению одних, эволюция - результат ряда последовательных мелких сдвигов от случайных мутаций в соответствии с сиюминутными потребностями. Другие считают, что эволюция имеет определенную внутреннюю тенденцию, которой следует развитие видов, подчиняющихся некоторым ориентирам, уже заложенным в генах. По мнению третьих, эволюция совершается скачками, начинаясь с крупных трансформаций, возникающих в каких-то избранных, узловых точках эволюционного пути, где происходит трансформация видов.
Этапы решения задачи с помощью
морфологического анализа ее параметров
1. Выделяем все значимые для каждого из вариантов решения задачи параметры.
2. Определяем шкалу значимости для каждого параметра (фактора).
3. Экспертно оцениваем в баллах значимость каждого фактора в пределах выбранной
шкалы.
4. Складываем экспертные оценки по всем параметрам и по сумме баллов определяем,
какой из вариантов предпочтительнее.
Эмпатия - считай себя частью совершенствуемого объекта и выясни при этом свои чувства, ощущения.
Эксперимент - в психологии один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения, в первую очередь, тем, что предполагает социальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными и регистрирующего сопутствующие изменения в поведения изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать - это значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных при строгом контроле переменных контролируемых.
Экспериментальная группа - применительно к эксперименту - субъекты, по отношению к которым осуществляется некоторое специальное воздействие посредством введения независимой переменной.
Экспериментальный метод - стратегия исследования, в рамках которой экспериментатор манипулирует одной или большим количеством независимых переменных под тщательным контролем, а также наблюдает за тем, как эти манипуляции воздействуют на другую переменную.
Эмоции (лат. emoveo – потрясаю, волную) – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.
Эмпатия (греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Различают: эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях.
Эмпирия - 1) человеческий
опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств; 2) наблюдение, осуществляемое
обычных естественных условиях, в отличие от эксперимента.
Юмор - добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях.
Юнгинианский анализ - анализ, имеющий отношение к или типичный для аналитической психологии К.Г.Юнга. Хотя
Юнг написал много работ по таким различным вопросам, как словесные ассоциации, телепатия, спиритизм, его имя связывают прежде всего с психоанализом, в котором он по сравнению с З.Фрейдом основное внимание уделял гипотетическому глубинному, наследственному коллективному бессознательному, с его универсальными идеями или образами, архетипами. Юнгинианский анализ представляет собой «глубинную» вариацию, он занимается богатой интерпретацией символов и широко использует сновидения.
Юность - период развития человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются по-разному; чаще всего выделяют раннюю юность - старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершается физическое созревание.
"Я" - сфера личности, характеризующаяся внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности.
Я-идеал - по З.Фрейду, одно из обозначений и функция сферы личности. Выступает как наследник Эдипова комплекса и выражение самых мощных движений Оно и судеб его либидо. Этот термин используется в психоанализе как синоним Сверх-Я. Однако некоторые комментаторы теории Фрейда считают, что следует различать: 1) Сверх-Я - как результат изначальных ранне-детских идентификаций с родителями; 2) Я-идеал как результат более поздних идентификаций с куда более широким кругом лиц.
Я-идеал представляет моральные общественные нормы. В течение жизни может неоднократно изменяться.
Я-идеальное - человек, каким, по мнению индивида, он сможет или должен стать (включая стремления, нравственные идеалы и ценности)
Я-концепция - динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность.
Я-либидо - по Фрейду, либидо, отнятое от объектов и вернувшееся к я. Подобно большому резервуару, из которого выливаются привязанности к объектам и в который они снова возвращаются. Иногда отождествляется с влечением к самосохранению. Будучи обращенным на сексуальный объект, превращается в объект-либидо.
Я-образ - образ или представление о я. То Я, которым, как предполагает человек, он является. Многие модели невроза, особенно модель К.Хорни, расстроены на часто наблюдаемых ситуациях, когда реальное Я человека довольно резко не соответствует его образу Я.
Я-отвергнутое - термин, использовавшийся У.Джеймсом для обозначения предпринятой попытки идентификации, модели, характеризующий человека, от которой он отказался. Часто употребляется во множественном числе, выражая предположение, что большинство людей в течение жизни имеют несколько таких Я.
Я-реальное - в системе К.Хорни - гипотетический резервуар психической энергии, которая может использоваться для ориентации человека на нормальную, неневротическую жизнь.
Я-сортировка - утверждения, которые испытуемый сортирует при описании себя как человека, которым он в данное время является.
Я-социальное - общий термин, используемый несколькими способами, все из которых отражают некоторый аспект взаимодействия личности: 1) те аспекты Я, которые в значительной степени определяются социальными ценностями и влиянием общества; 2) обычно разграничиваемые аспекты Я человека или его личности, которые легко воспринимаются другими людьми в социальных взаимодействиях; 3) те компоненты личности, которые индивид считает важными в социальных взаимодействиях; 4) общие характеристики я, которые, как считает индивид, воспринимаются другими.
Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык существует и реализуется через речь.