1.1.Информация и ее использование |
1.2. Проблемы поиска информации |
Типы энциклопедий |
1.3.Дополнительные источники информации |
Ранги публикаций |
1.5.
Научно-техническая и патентная информация |
Известно, какую важную роль играет информация в творческо-конструктор-ской деятельности, начиная c этапа выдвижения идеи и кончая оценкой полученных результатов. Неслyчайно многие ученые, занимающиеся проблемами творческой деятельности, считают, что творчество сводится к изменению или установлению новых связей между уже имеющимися знаниями.
Примером такого рода является создание теории относительности Эйнштейна, который не делал экспериментов, не собирал никакой новой информации. Единственное, что он сделал, -это по-новому подошел к информации, доступной всеми каждому. Эксперименты, подтверждающие его теорию, были проведены позже. Эйнштейн пересмотрел всю информацию, которую ранее подгоняли под ньютоновскую концепцию, и интерпретировал ее, исходя из совершенно других физических закономерностей.
Трудно даже представить, сколько идей скрыто в уже собранной информации, организованной и интерпретированной в настоящее время одним-единственным образом, в то время как существует много возможностей организовать ее гораздо лучше. За долгие годы в науке выработались нормы поведения, имеющие силу для каждого, кто прикоснулся к ней. Такие нормы существуют и для обращения c научной информацией. Первое правило научной честности гласит: перед началом любой научной работы необходимо ознакомиться со всеми источниками научной информации, которые посвящены данному вопросу.
1.1. Информация и ее использование
Мы постоянно оперируем понятием "информация" и Настолько привыкаем к нему, что свойства информации нам кажутся известными. Однако просьба дать определение этого понятия часто ставит в тупик не только школьника, но и специалиста, давно и успешно работающего в науке и технике. И это неслучайно. На самом деле весьма сложно определить грань между информацией и знаниями, поскольку информация в строгом смысле -это Знание, включенное непосредственно в коммyникативный процесс. Расширительно информацию можно определить как сведении, являющиеся объектом хранения, преобразования и распространения в системе научных коммуникаций.
Из этого определения следует, что не все сведения, получаемые нами, можно отнести к разряду информации. Сколько раз aвтоpы наyчных исследований корили себя за то, что во время экспериментов не фиксировали интеpесные наблюдения. Эти сведения не стали информацией. Они были забыты и утеряны для научного сообщества.
Для того чтобы не допускать в своей деятельности ошибок, в работе c информацией
полезно знать ее основные свойства. Итак, информация:
всегда находится (закреплена) на материальном носителе;
в целом не обладает свойствами аддитивности, коммутативности и ассоциативности (к элементам научного сообщения нельзя применить простые алгебраические правила);
обладает ценностью для получателя (эта ценность связана c той целью, которую получатель хочет достичь при помощи информации или которую эта информация заново ставит);
имеет общественную природу;
имеет семантический характер: она связана c понятиями, смыслом, значением (это означает, что научная информация является языковой связью только между людьми);
имеет языковую природу (она приобретает смысл, семантическое содержание только в результате aбстрактно-логического мышления, которое невозможно вне естественного языка);
независима в своем содержании от языка, на котором она выражена, и от вида физического носителя, на котором она закреплена;
обладает свойством дискретности, которое происходит от дискретности языковых знаков, при помощи которых она образована, a также от "прерывности" временных моментов, в которые происходит отчуждение квантов информации;
обладает свойством кyмулятивности (каждый научный работник может и должен делать приращения к современному зданию науки, построенному усилиями предшествующих поколений);
независима от ее твоpцов (в этом научная информация отлична от информации эстетической);
стареет специфическим образом (речь идет o научной информации);
подвергается рассеянию по научным изданиями произведениям (это ее свойство
тесно связано c процессами дифференциации и интеграции в науке).
Данное
перечисление не является полным. Однако из xero каждый может сделать ряд важных
для себя выводов. B частности, из того, что информация не обладает свойствами
аддитивности, коммутативности и ассоциативности, следует, что информация, на
первый взгляд не имеющая отношения к изучаемому вопросу, может дать толчок к
оригинальному решению проблемы.
Последнее
свойство информации создает главную трудность в ее использовании: во все
времена сбор необходимой информации являлся одним из наиболее трудоемких этапов
творческой деятельности.
1.2. Проблемы поиска информации
Проблемы,
связанные c лавиноо6разным нарастанием информации, люди осознали очень давно.
На глиняной дощечке (шумерское письмо, четвертое тысячелетие до нашей эръг)
археологи обнаружили текст: "Настали тяжелые времена: дети перестали слушаться
родителей и каждый норовит написать книгу".
B 1613 г. английский автор Б. Рич жаловался: "Одна из болезней нашего века - засилье книг. Их столько расплодилось в мире, что и не уследишь за всей той чепухой, которая выводится каждый день и идет гулять по всему миру".
B настоящее время большое влияние на характер информационной потребности оказывает область знания. B различных областях знаний информационные процессы занимают различный удельный вес в общем балансе рабочего времени специалиста. По мнению некоторых авторов, исследователи-химики затрачивают на информационные процессы около 40 % рабочего времени, инженеры-радиотехники -около 30 %, работники легкой промышленности - примерно 12 %. Удельный вес информационных процессов зависит, в свою очередь, от темпов старения информации в данной области знания (примерно 4-5 лет в радиоэлектронике, 6-8 лет в машиностроении и т. д.) и от степени взаимодействия данной отрасли c другими отраслями знания, иными словами -от потребности в смежной и межотраслевой информации.
Анализ всей мaссы информации представляет собой на первый взгляд неразрешимую
проблему. B 1965 г. A. H. Несмеянов в предисловии к своей книге привел в качестве
примера гипотетического химика, который свободно владел бы 30 языками, читал
6ы по 40 часов в неделю со скоростью 4 публикации в час. За весь 1964 г. он
прочитал 6ы всего лишь двадцатую часть всех публикаций, представляющих для него
профессионaльный интерес. Естественно, что в настоящее время, yчитывая темпы
развития химии в последние десятилетия, он прочитал 6ы , наверное, всего одну
сотую или тысячнyю часть соответствующих публикаций.
K
счастью, существуют методы сбора информации, позволяющие в какой-то мере подойти
к разрешению о6суждаемой проблемы.
Практически
сразу после появления первых наyчных журналов (первый номер первого научного
журнала "Journ des Scavans" вышел 5 января 1665 г. в Париже) появились
журналы, в которых информация давалась в "свернутом" виде, так называемые
рефеpативные жуpнaлы. K числу таких журналов принадлежал, например, вышедший
в 1714 г. немецкий журнал "Искренние и внепартийные мысли o журналах, экстрактах
и ежемесячниках, которые извлекаются и по необходимости дополняются и исправляются".
B
настоящее время все крупные библиотеки располагают сериями периодических изданий,
называемых реферативными сборниками ("Abstracts") u указателями статей
(Indexes").
Рефераты
-это краткие описания авторских статей c сообщением o том, кто их Написал, когда
и где они опубликованы. Подобные рефераты чрезвычайно полезны тем, что потребителю
Информации сразу становится ясно, стоит ли ему просмотреть данную статью или
достаточно ознакомиться c ее реферативным изложением. Указатели статей сообщают
фамилию, имя автора, название статьи, издание и дату публикации. Однако описания
содержания статьи здесь нет. Поэтому не так просто решить, насколько полезной
окажется для вас та или иная статья.
Реферативные сборники и указатели существуют по всем отраслям знаний. В этом смысле они напоминают энциклопедические словари и энциклопедии по различным предметам. Они предназначены для того, чтобы помочь экономить время. Поскольку эти Издания всегда имеют именные и предметные указатели, то Неважно, знаете ли вьI фамилию автора и название статьи или нет. Для большинства исследователей важна тема, а не фамилия автора.
B
каждой отрасли знания публикуется несколько реферативных изданий и указателей
статей. Реферативные сборники и указатели статей выходят либо раз в месяц,
либо раз в квартал (a то и реже). Поэтому реферативное описание (реферат) или
сообщение может появиться не раньше, чем через 1- 3 месяца после публикасlии
статьи. Да еще составителям рефератов требуется время на то, чтобы отыскать
эти статьи, занести их в списки и сделать краткое их описание. Редакция реферативного
издания должна иметь время, чтобы собрать всю информацию, составить предметные
и именные указатели, отредактировать, напечатать все материалы в Стандартной
форме и разослать их по библиотеками подписчикам.
Для
того чтобы иметь более полную информацию в какой-либо отрасли знания, необходимо
просмотреть перед началом работы самые последние номера известных журналов по
той специальности, в которой вы хотите что-либо сделать, поскольку информацию
и описания статей из них еще не успеют опубликовать в реферативных изданиях.
Общеизвестную
информацию можно найти в различной справочной литературе. Однако наиболее
распространенными справочными изданиями являются энциклопедии и энциклопедические
словари. Мало найдется людей, которые 6ы не пользовались ими хотя бы время
от времени. Однако следует иметь в виду, что издатели нередко пугают эти два
термина. Поэтому загляните в книгу сами, чтобы убедиться в том, чем является
конкретное издание -энциклопедическим словарем или энциклопедией. Разница между
ними - в объеме информации. Словари обычно невелики по объему, Статьи в них
- одна-две, от силы три строчки (обычно это однотомники). Энциклопедии, как
правило, многотомны. Отдельные статьи в них могут насчитывать десятки страниц.
Многие из статей являются исчерпывающим введением в какую-то проблему или науку.
Энциклопедии
бывают двух типов:
первый содержит все знания, накопленные человечеством и расположенные в алфавитном порядке. Каждому понятию в них отводится не меньше абзаца или длинная обстоятельная статья, написанная известным yченым. Подобные энциклопедии используются тогда, когда необходимо ознакомиться с введением в малознакомую проблему;
второй -отраслевые энциклопедии, посвященные какой-то одной отрасли знаний и содержащие весьма подробную (и часто специализированную) информацию, например "Энциклопедия техники". Если вы уже что-то знаете о каком-то предмете, то подобная энциклопедия поможет вам расширить свои знания по этому предмету или разобраться в специaльных вопросах.
Но наиболее
подробную информацию по интересующей вас Теме вы можете почерпнуть из специальной
литературы, посвященной данной проблеме. Найти эту литературу в океане
книг, находящихся на полках библиотек, вам помогут специальные каталоги, использующие
проверенные временем системы классификации научной и документальной литературы.
Наиболее
распространенной системой классификации является десятичнaя система американца
Мелвина Дьюи. B 1876 г. он опубликовал книгу "Классификация и предметный
каталог для каталогизации и расстановки книги брошюр в библиотеке". B этой
книге он предложил разделить накопленные человечеством знания на отрасли и присвоить
каждой цифровое значение. C точки зрения теории все выглядит прекрасно, но на
практике появляются сложности, связанные c новыми научными открытиями. Так,
например, во времена Дьюи и не мечтали О космических полетах. Кроме того, не
все открытия можно включить в те отрасли знаний, которые обозначил Дьюи.
Между
тем система Дьюи оказалась лучше и проще других, и поэтому библиотеки до сих
пор ею пользуются. Идея, лежащая в OelioBe этой системы, чрезвычайно проста.
Как показано ниже, каждая крупная отрасль знаний получила Свой трехзначный номер
(индекс) - от 000 до 999.
000-099.
Книги о знаниях, накопленных человечеством: энциклопедии, справочники и книги
по библиотековедению.
100-199. Философия.
200-299. Религии.
300 - з99. Социология и экономика.
400-499. Языки.
500-599. Естественные науки.
600-699. Приклaдные науки.
700-799. Искусство, промыслы , спорт.
800 -899. Литература (многие библиотеки размещают в этом диапазоне не сами художественные
произведения, а книги o писа гелях и поэтах, критические работы, поэзию и драму).
900-999. История и география.
Каждая отрасль (раздел) знаний делится на подразделы.
Ниже приведен пример деления раздела "Естественные науки".
500. Наука (общие вопросы).
510. Математика.
520. Астрономия.
530.
Физика.
540.
Химия и т. д.
Другими
словами, все книги, индекс которых начинается c цифры 54, о химии. Чем длиннее
индекс, тем более специализированной по содержанию является книга. Например,
книга "Структурные воздействия на равновесие в органической химии"
будет иметь индекс 547.1392.
Всюду
в библиотеках на полках мы видим индексы Дьюи. Даже самая необычная или специализированная
тема обязательно имеет свой индекс (шифр). Иногда книгу можно отнести к двум
отраслям или подотраслям знаний. B таких случаях библиотекари пытаются предположить,
где ее будет искать читатель, и ставят на coответствyющее место.
Время и силы , затраченные на изучение библиотеки и литературы, всегда окупаются.
1.3. Дополнительные
источники информации
Необходимую информацию для работы можно найти не только в библиотеках. Ее можно собрать также при посещении музеев, выставок, картинных галерей, найти на географических картах, на видеозаписях и в мультимедийных источниках. Можно получить консультацию y признанных специалистов в своей области или в специальном консультационном пункте. (Наиболее распрострaнены юридические консультационные пункты и консультации по социальным вопросом.)
Не стоит думать o музеях как o допотопных хранилищах со стеклянными витринами,
в которых выставлены стaринные Технические аппараты, не имеющие потребительскoй
ценности. Если вы давно в них не бывaли, сходите в современный технический музей
- он приятно вас удивит: это уютное и прекрасно оформленное помещение.
Технические
музеи не только демонстрируют собранные коллекции, но и помогают посетителям
разобраться в них. Очевидно, Именно история в самом широком смысле представлена
в любом музее.
Возьмем, например, Лондонский музей науки (Тhе Science Museum) или Политехнический
музей в Москве -они полныдействующих моделей.
B
настоящее время огромные массивы информации размещены на различных серверах
в системе Internet. Студенты и школьники все чаще используют эту информацию
для подготовки докладов, рефератов и курсовых работ. K сожалению, очень часто
эти материалы являются анонимными, не имеют ссылок на авторов тек
стов и содержат ошибочные выводы или непроверенную информацию. Это происходит
потому, что размещаемые в Internet материалы не проходят предварительного рецензирования
специалистов. Серьезные научные журналы в обязательном порядке посы лают все
полученные материалы на рецензирование признанным специалистам, которые выявляют
и Возвращают на доработку не качественные работы.
Все
большее распространение в системе электронных коммуникаций получают телеконференции
Usenet. Телеконференции (другие термины: конференции, эхи, форумы, "круглые
столы") предназнaчены для получения последних новостей, знакомства с людьми
по интересам, обмена идеями и мнениями, получения необходимых консультаций.
B системе Internet Многие сети предоставляют пользователям конференции, но наибольшую
роль играют конференции Usenet.
Конференцию
можно уподобить живому организму: если есть пользователи, нуждающиеся в тематике
данной конференции, она живет; если интерес пользователей пропадает - она "умирает".
Информацию Usenet можно представить как электронный "забор", на который
каждый пользователь наклеивает свой листок (сообщение) и прочитывает все листки,
нaклeенные на "забор" другими. Для участия в конференции пользователь
должен "подписаться", т. e. послать сообщение на сервеp этой конференции.
От режима подписки зависит характер получения пользователями информации от конференции:
- получение всех статей данной конференции;
- получение статей по выбору пользователя.
Пользователь, подготовивший сообщение, статью или другую s s вформацию, направляет
корреспонденцию на сервер конференции, как правило, работающий в круглосуточном
режиме. Начинать работу в конференции необходимо c ознакомления ее праввилами:
- news. answers - правила конференций на английском языке;
- relcom. answers - правила конференций на русском языке;
- relcom. newusers - информация o конференциях на русском языке.
Кроме того, необходимо придерживаться темaтики конференции, не использовать
ее для личной переписки и не оскорблять участников конференции.
B
системе Usenet имеются конференции, посвященные практически всем предметным
областям человеческой деятельности. Сообщения в конференциях делятся на грyппы
по темами Интересам, так называемые n е w s- г р у п п ы. В news-rpynne образуется
иерархическая конференция, которая представлена цепочкой названий конференций,
разделенных точками. Самое левое название в цепочке обозначает верхний уровень
- группу конференций справа к этому названию добавляются слова, последовательно
уточняющие темы конференций. Основные группы конференций Usenet на английском
языке приведены в табл. 1.1.
Свежую информацию o конференциях можно получить через сервер Internet по адресу:
http://www. relis.ru или c помощью других средств.
Помощь в оценке информации могут оказать рaзличные научные общества и объединения.
Таблица 1.1
Обозначение темы
|
Пояснения
|
Comp | Компьютеры |
Sci | Научные исследования |
Soc | Социальные вопросы, культура |
Talk | Политика, философия |
News | Правила работы в Internet |
Biz | Бизнес |
Rec | Игры, развлечения |
Misc | Прочие конференции Usenet |
Bit | Конференции сети Bitnet |
Fido 7 | Конференции сети Fidonet |
Практически в каждой области науки существуют свои научные общества, в работе секций которых вы можете принять участие.
Муэрс сформулировал закон: "Потребитель уклоняется от Использования информационно-поисковой
системы всякий раз, когда для него более затруднительно и хлопотно искать информацию,
чем обойтись без нее".
В ряде случаев быстрее (и дешевле) получить необходимую информацию самостоятельно.
Действительно, чтобы понять, выдержит ли веревка ведро c водой, проще поставить
быстрый опыт, чем искать формулы для расчета усилия разрыва и измерять сечения
волокон веревки.
Представьте себе, что вы добросовестно поработали c каталогами, и библиотекарь
нашел для вас всю заказанную литературу. Подбирая литературу, вы, может быть,
не ожидали увидеть столь значительную стопку книги журналов. Если читать все
подряд, потребуется неделя.
Что
же делать? Мы рекомендуем вам воспользоваться советом, который дает своим ученикам
известный специалист по радио-приемным устройствам профессор Московского энергетического
института Л. И. Филиппов.
Для
уменьшения времени поиска нужной информации следует ввести понятие "ранг
публикации" u подробно изучать публикации высших рангов. Ранг публикации
определяется при предварительном беглом знакомстве c материалом или на основании
публикации в реферативном журнале.
Можно выделить 10 рангов публикаций.
1. B публикации сообщается об открытии новых
физических эффектов (под физическим эффектом понимается взаимосвязь физических
величин в природе, например эффект Пельтье). Открытие новых физических эффектов,
как правило, порождает новые возможности и новые наyчные направления.
2.
B публикации исследуется зависимость известного эффекта от различных параметров.
Это важные физические исследования, раскрывающие свойства открытого эффекта.
3.
Предлагаются математические модели (средства количественного описания физического
явления).
4.
Формулируются постановки новых задач, которые могут быть решены на основе известных
эффектов.
5.
Предлагаются способы решения новых задач.
6.
Предлагаются другие, более частные варианты решения научно-технических задач.
7.
Публикуются конкретные числовые или фyнкционaльные зависимости, найденные автором
8.
Информируется o технологических достижениях, o построении iiриборов или устройств
на основе известных физических явлений.
9.
Сообщается о некоторых изменениях в постановке, решении или реализации на практике
ранее известных (и имеющих уже решение) задач.
10.
IIод новыми названиями, терминами или обозначениями oписываются ранее известные
результаты.
Для
определения ранга публикации, как правило, достаточно прочесть только введение
и заключение. Если после прочтения публикации ее ранг определить не удается,
велика Вероятность того, что он очень невысок. При получении новой информации
следует стремиться к обобщению, т.е. попытаться осмыслить ее как расширение
ранее известных знаний.
C
обострением конкурентной борьбы между коммерческими компаниями и появлением
неконтролируемых каналов распространения информации (система Internet, "бульварная"
пресса, частные издательства и т. п.) резко расширился объем распространяемой
ложной информации. При распространении такой информации могут преследоваться
различные цели. Наиболее широко это используется для манипуляции сознанием широких
масс населения. (Более подробно об этом можно прочитать в книге Г. Г. Почепцова
"Информационныe войны".) Многие фирмы используют дезинформацию для
дискредитации конкурентов. Другие фирмы распространяют ложную информацию o значительных
научно-технических достижениях с целью вынудить Конкурентов (часто даже - государства)
вложить большие средства в заведомо бесперспективные программы. Некоторые издания
не проводят тщательного редактирования текстов, и в них вкрадываются элементарные
опечатки. Особенно опасно, когда такие опечатки встречаются в формулах, которые
могут быть использованы при важных расчетах. за время обучения в школе вы, наверное,
не раз Встречали такие опечатки в учебниках. Однако они могут быть и в сeрьезных
наyчных изданиях.
Чтобы
снизить вероятность использования недостоверной информaции, необходимо пользоваться
несколькими источниками информации u прибегать к услугам специалистов, особенно
при принятии оуветственны х решений.
Твоpческо-констpуктоpская
деятельность невозможна без получения знаний o том, что было сделано раньше,
и о новых достижениях в области техники, производства. Большую роль здесь играет
получение свежей научно-технической и патентной B настоящее время установлено,
что объем знаний по основным отраслям деятельности человека удваивается в течение
каждых 5 лет, а в 6ыстроразвивающихся отраслях, например электронике, технической
кибернетике, компьютерных технологиях, за 2 - 3 года.
Наyчнo-техническая
информация. Научно-техническая информация отображается главным образом в печатной
продукции: журналах по отраслям знаний, сборниках наyчных трудов ведущих академий
наук, крупнейших университетов, высших yчебных заведений. Издается также множество
книг, посвященных отдельным наyчным проблемам: монографий, сборников наyчных
трудов, учебников, yчебных пособий.
Поиск
нужной информации в океане знаний становится сложным делом, поэтому во всех
странах ведyтся большие работы не только над получением новых знаний O6 окружающем
мире, но и над тем, как передать полyченные знания Грядущим поколениям, как
хранить, обрабатывать и передавать научно-техническую информацию людям.
Для
решения этой задачи в стране созданы Всероссийский институт научно-технической
информации (ВНИИТИ) при Академии наук Российской Федерации, межотраслевые
и отраслевые центры научно-технической информации, a также аналогичные территориaльные
центры. Все эти организации собирают информацию и издают вторичные источники
информации, позволяющие пользователям быстрее находить нyжные сведения для своей
деятельности (реферативные журнaлы, обзоры информации, бюллетени научно-технической
информации по отраслям науки и техники, экспресс-информация и Т. п.). На предприятиях,
в организациях, в yчебных заведениях созданы свои центры -бюpо технической информации,
отделы или группы, котоpые доводят новую информацию до работников данного предприятия.
Оперативность
работы системы научно-технической информации обеспечивается централизованной
классификацией информационных материалов по универсальной десятичной классификации
(УДК), которая введена в стране c 1963 г. и является обязательной в области
точных, естественных и Технических наук.
Наиболее
доступными центрами научно-технической информации являются библиотеки. В них
имеются систематические (по отраслям знаний) и aлфавитные (по фамилиям авторов
книг и статей) каталоги, выпускаются библиографические указатели литеpатуpы,
организуются выставки новой печатной продукции, тематические выставки, проводятся
консультации.
C
широким распространением электронно-вычислительной техники появилась возможность
применять информационные Технологии, позволяющие существенно сокращать время
на поиск нужной информации. Уже не редкость библиотеки, где поиск нужных источников
информации осуществляется по ключевым словам. Чем больше ключевых слов, тем
уже поиски больше вероятность найти то, что нужно.
Имеется
возможность обмена информацией во всемирной Информационной системе Internet.
Для
информации промышленных предприятии в первой четверти прошлого столетия было
организовано Всероссийское общество изобретателей ирационализаторов
(ВОИР), задачами которого являлись:
-
активное содействие техническому прогрессу всех отраслей народного хозяйства;
-
развитие массового движения новаторов, оказание им помощи;
-
контроль за соблюдением предприятиями законодательства в области изобретательства
и рационализации;
- защита прав авторов.
Во время репрессий 1930-х годов деятельность ВОИР была приостановлена. Но ее
значение было столь велико, что ВОИР вновь восстанавливается в 1958 r. Больше
того, в 1960-x годах стали создаваться советы ВОИР в городах, на предприятиях,
в организациях, yчебных заведениях. Был принят устав ВОИР, проведена регистрация
общества как юридического лица.
Высшим
органом ВОИР является Всероссийский съезд изобретателей и рационализаторов.
Советы ВОИР на местах избираются на собраниях (конференциях) членами ВОИР. Всероссийский
Совет ВОИР избирается сроком на 5 лет.
Для более эффективного использования возможностей ВОИР целесообразно создать отделение ВОИР на базе учебного заведения и всемерно популяризировать его работу.
Патентная информация. Патентная информация - это сведения об открытиях,
изобретениях, промыигленных пбразцах и товарных знаках, из всех областей человеческой
деятельности в любой стране мира.
Сведения
об открытиях и изобретениях обычно сосредоточены в патентных фондах крупных
библиотек (областных, городских и др.), предприятий и организаций, в реферативных
журналах, а также в бюллетенях об открытияx, изобретенаях, промыиигенных образцах
и товарных знаках, которые выпускаются четыре раза в месяц.
B
состав патентных фондов входят классификаторы патентов, описания патентов и
изобретений, материaлы справочно-поискового аппарата, нормативная и методическая
литература.
Патентные
фонды подразделяются на государственный (центpaльный), территориальный и отраслевой.
Государственный
патентный фонд является эталонным и находится во Всероссийской патентно-технической
библиотеке (г. Москва). Он насчитывает более двадцати пяти миллионов наименований
описаний к патентам и опубликованным заявкам на изобретения отечественных авторов
и ведущих зарубежных стран. Центральный фонд обеспечивает копиями описаний изобретений
и открытии территориальные и отраслевые фонды. Патентными материалами центрального
фонда могут пользоваться и отдельные aвторы.
Патентная
информация необходима творческим людям для проведения патентного поиска c целью
определения новизны решения новой технической задачи.
Патентный
поиск -это нахождение аналогов в решении новой задачи для того, чтoбы не
изобретать уже известное, a также c целью правовой защиты своего решения, которое
может составить предмет изобретения.
При
проведении патентного поиска пользуются специальными указателями, которыми располагают
патентные фонды, a также информационно-поисковыми системами (ИПС), которые обычно
содержат три вида систем: докyментaльные, фактографические и комбинированные.