Термины
Синектика, Синекторы, качества синекторов,
ассоциация, аналогия, прямая аналогия,
личная аналогия (эмпатия), символическая аналогия,
фантастическая аналогия, ПКД, ПКП
Практическая работа
1. Конкурс «Генераторы идей».
• Класс разделяется на группы по 4—5 человек. Каждая группа в течение 5 минут должна придумать и записать наибольшее число символических аналогий (метафор) для одного из предметов (доска, часы, книга, карта, окно).
• Каждая группа в течение 5—7 минут должна найти и записать наибольшее число примеров использования в технике аналогии.
2. Задача «Балласт».
В условиях Сибири железнодорожная насыпь укладывается на грунт с вечной мерзлотой, который оттаивает летом сверху на 40—50 см. Во время осенних дождей насыпь полностью пропитывается влагой. В европейской части страны, где нет вечной мерзлоты, большая часть влаги из насыпи уходит в грунт, в насыпи остается лишь незначительная часть влаги. В Сибири же влаге уходить некуда, и она остается в насыпи. Зимой, с наступлением морозов, влага замерзает, расширяется в объеме и вспучивает железнодорожное полотно. Нарушается нормальное функционирование железной дороги. Как быть?
Ответ найдите с помощью приема «личная аналогия» (представьте себя фунтом насыпи).
3. Дано несколько предметов: карандаш, утюг, стул, электрическая плитка, кафель. Составьте список функций, которые эти предметы выполняют. Против каждой функции в составленном списке впишите предметы (аналоги), выполняющие такие же функции. Например (см. таблицу):
Предмет
|
Функция |
Аналог |
Волчок |
Вращение |
Гироскоп |
Бамбук |
Обеспечивать упругость и прочность за счет пористого строения |
Композитные материалы |
Парус |
Перемещать предметы за счет внешнего воздействия среды |
Турбинная лопатка |
4. Рассмотрите объекты (лист белой бумаги, розетка, стакан, аудиокассета) с точки зрения представителей разных профессий. Например, стакан глазами водолаза.