организация проектной деятельности школьников
этапы выполнения проекта
информационно - метадическое обеспечение
§6. Морфологический анализ

§6. Использование проектов для развития творческих способностей учащихся

6.1. Проектирование как творческая задача

B современной психологии выделяют различные виды творчества. Кроме общепризнанных, таких как научное, Техническое, литературное, музыкальное, появилось творчество игровое, учебное, бытовое, военное, управленческое, профессиональное, ситуативное и т.д. Каждое из указанных видов творчества имеет свои особенности, но в основе каждого из них лежит творческая деятельность, что дает возможность ввести обобщенное определение понятия "творчество", под которым в дальнейшем будем понимать совокупность приемов, методов, действий по анализу и синтезу новых продуктов материального и духовного мира.

Так как данное учебное пособие предназначено для будущих и уже работающих учителей технологии и трудового обучения, то ниже мы будем рассматривать только те виды творчества, которые непосредственно связаны с предметной областью "Технология".

Важным отличием творческой деятельности является то, что решения поставленных задач ищутся в условиях неоднозначности исходной информации и критериев оценки конечного результата. В силу этого многие исследователи творческой деятельности относят процесс поиска новых решений к бессознательным процессам, считая их глубоко индивидуальными. Тем не менее разработано большое число специальных методов для решения творческих задач. Можно смело утверждать, что большинство из них может освоить любой человек, в том числе и школьник. Большие возможности для развития творческих способностей школьников заложены в экспериментальной программе новой образовательной области "Технология".

Про человека, склонного к постановке оригинальных задач и Поиску новых решений, говорят, что он творческая личность. Одной из главных отличительных черт творческой личности является самостоятельный выбор целей своей деятельности, которому предшествует процесс осознания потребностей конкретной технической системы, отдельной личности, профессионального коллектива или даже общества в целом.

При обучении творческой деятельности важно пробудить интерес учащихся к предмету. Следует показать, какие п р е и м у щ е с т в а получает человек, овладевший творческим подходом к решению стоящих перед ним задач. Перечислим некоторые из них:

Этот перечень может быть расширен с учетом особенностей конкретной социальной' или профессиональной группы людей, а также применительно к конкретному человеку и обстоятельствам.

K настоящему времени ни у кого из педагогов не осталось сомнений в том, что творческие способности школьников нужно развивать. B образовательной области "Технология" для развития творческих способностей учащихся предлагается использовать систему проектов.

Творчество и проектно-конструкторская деятельность всегда были тесно связаны между собой. Действительно, все, что Нас окружает, является результатом творческой деятельности людей, будь то орудия труда, жилища, предметы быта, машины, произведения искусства.

При этом чаще всего творчество проявляется именно в процессе проектирования при создании ранее не существовавших материальных или идеальных объектов. Творческим результатом может быть и новый способ деятельности, т. е. новая совокупность, новая комбинация приемов и методов деятельности, обеспечивающих ее результат, при этом приемы могут быть тоже новыми, но могут быть и известными.

Необходимость творческой деятельности возникает у человека в ситуациях нового вида. Ситуация нового вида - это ситуация, в которой живому существу приходится осуществлять целенаправленною деятельность в условиях, не позволяющих или ограничивающих использование имеющегося у него опыта. Осознаваемая (в отличие от животных) ситуация нового вида может быть названа творческой ситуацией.

Другими словами: т в о р ч е с к а я с и т у а ц и я -это ситуация, в которой человек осознает необходимость осуществления целенаправленной деятельности в условиях, не позволяющих или ограничивающих использование имеющегося у него опыта.

Исходя из определения A. Н.Леонтьева, что задача -это цель, осознанная в реальной ситуации, C.А. Новоселов дaл определение понятия "творческая задача", как цели, осознанной в ситуации нового вида, т. е. в условиях, не позволяющих или ограничивающих использование субъектом деятельности имеющегося y него опыта. Отсюда можно сделать вывод, что учебное проектирование по своей сути всегда является решением творческой задачи.

Задачей обучения Учащихся творческой деятельности, в процессе которой и осуществляется развитие их творческих способностей, является преобразование yче6но-творческой деятельности обучаемых в их объективное творчество. Решение этой задачи во многом зависит от того, удастся ли педагогу направить развитие деятельности учащихся от процесса достижения цели (искусственно поставленной педагогом в искусственно созданной им же ситуации нового вида) к процессу самостоятельного усмотрения учащимися ситуаций нового вида и к самостоятельному осознанию ими в этих ситуациях общественно значимых целей Деятельности. Другими словами, наиболее важным моментом обучения творчеству является взаимодействие педагога и учащихся. Это взаимодействие направлено на развитие способности обучаемых к усмотрению творческих задач, на формирование умений видеть и формулировать творческую задачу.

Учебное проектирование является в настоящее время единственным методом обучения, в котором перед учащимся напрямую ставятся задачи поиска нерешенных проблем в окружающем мире и формулировки требований к объекту проектирования. Использование проектов в учебном процессе позволяет, в принципе, реализовать индивидуальный подход в обучении, сделать обучение личностно значимым. Вместе c тем применение проектов на уроках технологии в общеобразовательной школе сопряжено с серьезными проблемами и требует от учителя высокого мастерства и самоотдачи. Несмотря на наличие в настоящее время большого количества работ, посвященных использованию проектов в образовательной области "Технология", проектная деятельность применяется в школах недостаточно эффективно. Во многом использование проектов в образовательных учреждениях сдерживается отсутствием хорошей уче6но-методической литературы. Часто авторы yче6но-методических пособий не дают практических рекомендаций, a ограничиваются лишь общими рассуждениями o достоинствах метода проектов. Кроме того, во многих случаях смешиваются понятия "метод проектов" и "проектная деятельность". Чтобы разобраться в этих вопросах, обратимся к истории появления метода проектов.

6.2. Организация проектно-конструкторской деятельности школьников

Как уже отмечалось, в экспериментальной программе образовательной области "Технология" на выполнение проектов отводится 4-я четверть. Хотя это время удобно для выполнения проектов, преследующих цели закрепления ранее изученного материала, такое планирование проектной деятельности имеет ряд недостатков. При появлении непредвиденных трудностей при выполнении проектов школьники не смогут завершить проекты после окончании четверти. Учащиеся, выполнившие лучшие проекты, не смогут принять участия в конкурсах и олимпиадах, поскольку они проводятся, как правило, в конце З-й четверти.

Поэтому более перспективным представляется проведение проектов в рамках конкретных разделов образовательной области "Технология", например, в течение одной, двух или трех четвертей. При этом целью проектирования становится не закрепление ранее полученных знаний, a получение новых знаний и умений, что требует от педагога высокой квалификации и тщательной подготовки к обучению в процессе проектной деятельности школьников.

Заметим, что выполнение проектов строго в часы обязательных занятий не способствует получению учащимися опыта творческой деятельности. Творчество требует "погружения" в решаемую проблему, непрерывности творческого процесса. Творческие решения и вдохновение не приходят строго по расписанию. Для получения учащимися опыта творческой деятельности необходима принципиально другая форма организации занятий. B качестве одной из таких форм можно рекомендовать проведение в учебном заведении "н е д е л и проектов" с привлечением всех учителей школы, как это имеет место во многих школах Германии. Другой формой активизации творческой деятельности учащихся могли 6ы стать постоянно действующие творческие лаборатории, кружки и факультативы, предоставляющие школьникам необходимые условия для работы над проектами вне учебного времени.

Другим недостатком существующего программного обеспечения образовательной области "Технология" является отсутствие в программах разделов, связанных с освоением методов творческой деятельности и алгоритма проектирования. Поэтому для подготовки школьников к творческой деятельности и развития их творческих способностей учителю необходимо при изучении всех разделов находить возможности для выполнения специальных у п р а ж н е н и й, связанных с изучаемой темой, с целью освоения методов творческого поиска решений учебных задач.

Для освоения школьниками алгоритма проектирования можно также рекомендовать выполнение так называемых "репродуктивныx п р о е к т о в", во время которых основная работа проводится под руководством преподавателя и лишь при выполнении отдельных этапов школьникам предоставляется относительная свобода действий.

Независимо от типа учебного проекта и в соответствии с алгоритмом проектной деятельности, этапы выполнения проекта можно представить в виде такой последовательности действий.

Поисковый этап.
1. Поиски анализ проблемы.
2. Выбор темы проекта.
3. Планирование проектной деятельности по этапам.
4. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.

Конструкторский этап.
1.Поиск оптимального решения задачи проекта.
1.1. Исследование вариантов конструкции c учетом требований дизайна.
1.2. Выбор технологии изготовления.
1.3. Экономическая оценка.
1.4. Экологическая экспертиза.
2. Защита предлагаемого решения.
2.1. Обоснование предлагаемого решения.
2.2. Обоснование разработанной конструкции (модели, рецепта и Т. п.).
3. Составление конструкторской документации.

Технологический этап.
1. Подготовка технологической документации.
2. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования.
3. Отработка навыков выполнения запланированных технологических операций.
4. Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества.

Аналитический этап.
1. Оценка качества выполнения проекта.
2. Анализ результатов выполнения проекта.
3. Изучение возможностей использования результатов проектирования.
4. Выбор способа презентации выполненной работы.
5. Подготовка и проведение презентации выполненной работы.
6. Оценка презентации.

B отличие от многих авторов, мы считаем целесообразным проведение защиты проекта на этапе конструирования и презентации на завершающем этапе проектирования. Презентация может проводиться в виде выставки творческих работ учащихся, соревнования моделей, показа мод. Такой подход к организации проектной деятельности позволит своевременно выявить и устранить ошибки в выполнении проекта и, соответственно, повысить качество проектов, обеспечить защиту проекта в малых группах при одновременном продолжении работы остальных учащихся над своими проектами, что позволит более эффективно использовать учебное время, отведенное на проектирование.

Успех учебного проектирования школьников и их обучения методам решения творческих задач во многом зависит от уровня методического и материального обеспечения учебного процесса.

Информационно-методическое обеспечение включает в себя:

B мастерской полезно оформить "Уголок проектов", содержащий материалы, постоянно или часто используемые учащимися в ходе учебного проектирования.

Приступая к проектной деятельности, отдельные школьники могут испытывать трудности в выборе темы проекта. В этом случае учитель должен предложить этим учащимся воспользоваться "банком проектов", который представляет собой список отвечающих целям технологической подготовки учащихся заданий, сгруппированных c учетом возрастных особенностей учащихся. По каждому из разделов "банка проектов" может быть оформлен Специальный альбом примерных проектов c рисунками, чертежами, схемами, словесными описаниями. "Банк проектов" может входить в состав "Уголка проектов" и периодически пополняться новыми разработками.

Выполнение проектов невозможно без соответствующей м а т е р и а л ь н о й базы: технологического оборудования, инструментов, исходных материалов, набор которых должен быть более разнообразным, чем при традиционных методах обучения. желательно продумать и последовательно Осуществить художественное оформление мастерской, где будет организовано учебное проектирование, с привлечением к этому самих школьников.

Важным элементом является организация п е д а г о г и ч е с к о г о взаимодействия учителей и учащихся, учителей с Родителями, педагогов между собой. Способность к педагогическому взаимодействию характеризует умение учителя оказывать влияние на других людей в процессе совместной деятельности. Желаемые результаты этого влияния проектируются учителем в Соответствии c педагогическими целями. От способности педагога выстроить систему взаимоотношений, организовать эффективное взаимодействие в процессе совместной деятельности c детьми и взрослыми зависит успешность достижения целей выполнения проекта.

B содержание деятельности педагога на всех этапах учебного проектирования входит также о ц е н к а р е з у л ь т а т о в учебного проектирования и заключительная диагностика развития школьников. Материальными результатами выполненных учащимися проектов являются: реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие); оформленная документация по проекту (дневник проектирования или проектная папка).

Результатом деятельности школьника является также освоение им алгоритма учебного проектирования и методов творческой деятельности, приобретенные в ходе выполнения проекта знания, умения и навыки.

Учителю необходимо оценивать деятельность учащегося на каждом занятии и результаты каждого этапа работы над проектом. Итоговая оценка за проект выставляется c учетом промежуточных оценок, качества выполненного проекта, степени освоения учащимся алгоритма проектирования, самооценки школьников и (по возможности) оценки компетентных специалистов. Оценивание является способом общения педагога и школьника и должно оказывать положительное воздействие на ребенка. Оценка дает представление учащимся об уровне их личных достижений и указывает на действия, необходимые для дальнейшего развития.

Завершающей точкой проектирования должна стать п р е з е н т а ц и я проектов. На этой стадии нет необходимости в выявлении недостатков того или иного проектов, Ее цель -показ достижений учащихся, одобрение результатов их деятельности со стороны родителей, одноклассников и друзей, демонстрация практической значимости выполненной работы.
Презентация проектов должна превратиться в праздник творчества, стимулировать учащихся к работе над новыми проектами, выдвижению новых творческих идей.

 

наверх