Изба Выбор места для дома![]()
Дом первоначально предстает как алтарь для жертвоприношения. Когда достигнуто согласие между домом и миром, настает время священнодействия, время жертвы. Изначально жертва была человеческой. Это видно из того, что одинаковые слова употреблялись для названия частей жилища: лоб, лицо, окно (око), усы, устье (уста), чело, ноги, зад. Это употребление отразилось и в обрядах, и в декоративном искусстве.
На Руси человеческая жертва была уже замещена на жертву животную, чаще использовали в качестве жертвы петуха.
В первый день строительства плотники обычно делали только один венец, после чего обязательно следовало обильное угощение - "окладное", во время которого плотники приговаривали: "Хозяину доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет". Положение первого венца всегда начиналось с красного угла. Этот момент считался самым опасным, ибо временно нарушался порядок уже организованного пространства и важно было, чтобы новый дом вошел в него, не нарушив привычного закона и правил его освоения. Венец сразу же делил пространство на домашнее и не домашнее, внутреннее и внешнее, свое и чужое. Теперь человек, оказавшись по ту или иную сторону, различно оценивал мир. Внутреннее, домашнее пространство приобретало теперь для него большую ценность, чем внешний мир, не домашний. Все действия, направленные внутрь постройки, оценивались как положительные (например, щепки собирались и складывались в центре сруба).
Венец, по смыслу слова, не только что-то наверху, но и что-то вокруг. Возможно, в этом слове сохранилась древняя память о первоначально круглом жилище человека. Кроме того, четырехугольная форма венца имела связь с четырьмя сторонами света, с четырьмя временами года и т. п., то есть также хранила в себе память об устройстве всего мира в целом. К тому же квадрат означал и мужское начало, в отличие от круга - начала женского. Видимо, этим объясняется то, что к строительству дома допускались только мужчины. Квадрат был и символом плодородного поля. Четырехчастное строение мира приурочивалось в балтийской и славянской мифологии к богу Перуну. Возведение стен также начиналось с красного угла. Окна и двери обычно прорубались уже в готовом срубе. Двери рубились одностворчатые, четырехугольные.
Вход и окна старались располагать на юг или восток, но их положение зависело и от планировки поселения.
Большое значение придавалось матице - бревну, служащему основанием потолка. Матица появляется в русских крестьянских жилищах лишь в конце XVI - начале XVII века, поскольку до этого потолков в крестьянских избах не было. Подъем матицы осуществлялся следующим образом. Хозяин ставил в красный угол зеленую веточку березы, а затем кто-нибудь из плотников, половчее и полегче на ногу, взбирался по красному углу наверх. Он обходил самое верхнее бревно сруба - "черепной венец" - и рассеивал по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяин в это время молился. Затем плотник переступал на матицу и шел по ней. К середине матицы привязывалась лычком овчинная шуба, в карманах которой были соль, хлеб, вино и завернутый горшок с кашей. Плотник добирался до середины, перерубал лычко, шубу ловили внизу, а все, что было в ней, съедали.
Завершалось строительство дома установлением крыши. Само слово "крыша" в русском языке появилось сравнительно недавно. Впервые оно зафиксировано в "Словаре Академии Российской" 1792 года как простонародное слово. Более древним является слово "крышка", известное с XVII века. Древнее всех, однако, слова "кровля", "кров", "покров".
Покрытие дома - это его завершение. Часто слова "крыша", "кров" означают дом вообще. В фольклоре чужой дом или нежилой дом изображается как жилище без крыши: "Небом покрыто, полем огорожено". Завершением кровли был конек или князек. Дом как бы вырастал из тела жертвы - коня. Дом без конька - не дом.
Материал для строительства
Место для строительства
Время для строительства