Изба
                                       Новоселье 
                                  

Но и по окончании строительства дом еще не обретает своей мифологической завершенности. Ведь люди еще не жили в нем. По поверьям, бытовавшим среди русских крестьян, дом всегда строился не без участия черта или иной нечисти. Черт потребует выкупа, жертвы за свою помощь. Обычно тот, кто первым войдет в новый дом, и попадается черту. Поэтому к новому жилью не пускали детей - нечистый любил их заманивать. При совершении обрядов перехода в новый дом в двери впускали сначала животного (кошку, петуха), а за­тем входили сами по старшинству. Тем самым старики как бы обрекали себя на смерть. Сквозь смутные очертания этого обряда ("влазины") проглядывает древнейшая традиция человеческой жертвы, причем жертвы добровольной.

Переносили в новый дом из старого жилища огонь, угли, сор - символы человеческого жилья, его теплоты и устроенности. Кроме того, совершался особый ритуал, чтобы уговорить домового переехать вместе с людьми в новый дом, иначе им грозили беды и расстройство хозяйства. Переселение происходило с выносом икон, освященных в церкви веток вербы, с четверговой свечой, святой водой и священными книгами. Все переносимые вещи складывались в красном углу. Затем хозяева "оживляли" новую печь и, когда огонь запылает, садились за общим столом для совместной трапезы. Так дом превращался в родное жилище, однако, становясь таковым полностью только после совершения одного из обрядов жизненного цикла - родинного, свадебного или похоронного.

Внутреннее пространство крестьянского жилища так же было наполнено многочисленными символами. Дом должен впускать и выпускать, иметь двери. Если он не открывается, то это уже не дом, а гроб. Но двери - это связь с внешним миром, который часто враждебен. Поэтому особое значение придается замкам, запорам. Существовала целая система символических способов очищения, защиты входа в дом: скрещивание дверей, косяков, порогов, вешание подков, ножей, кос, крапивы. Двери представлялись как граница двух миров. Недаром порог связывался с культом предков.

Поэтому запрещалось стоять, сидеть, есть на пороге, здороваться через него. Порог связывался с дорогой, чужим миром и смертью. Та же роль отводилась и окну. В окно выносили первого в доме покойника или умерших некрещеными младенцев. По кончине человека на окно ставили воду, чтобы уходящая через него душа обмылась. При поминовении усопших в окно вывешивали полотенце, по которому в дом приходили души "дедов". Запрещалось гадить в открытое окно, ибо под окном всегда находится ангел-хранитель. Поэтому выражение "стоять под окном" означало быть святым (нищим). "В окно подать - Богу подать", - говорит пословица. Окно было и местом замужней женщины: "сидеть под окном" означало быть женой, женщиной, хозяйкой.