Изба И еще...
Невольно напрашивается сравнение крестьянского дома с храмом, ибо храм есть образ мира, его "видимое посредство". Храм содержит в себе облик Бога и всего божественного и святого. Это место, куда ведут все пути и отношения, содержащие рождение и смерть, проклятие и благословение, терпение и победу. Судьбу человека и его предназначение. Благодаря ему все существующее становится тем, что оно есть на самом деле. И крестьянский дом сплетает в себе все эти значения и события. Он также служит посредником, проводником человека в мир иной. Души предков в нем рядом с живыми родственниками.
Дом постоянно напоминал о тех, кто в нем жил и умер, он был вещественным олицетворением связи "дедов" и детей, обеспечивал постоянное почитание усопших как основу благополучия земной жизни и будущего ее бессмертия.
Не было большего горя для крестьянина, чем бездетность, ибо так умирал род, гас очаг в доме и умирали все предки, живущие вокруг этого очага, ибо некому было о них позаботиться.
Не случайно и сегодня по внешнему облику дома (именно дома, а не тех "типовых коробок", которыми уставлены наши города и поселки городского типа) люди судят о его хозяине. И привлекают внимание не столько размеры сооружения, говорящие о материальном достатке, богатстве хозяина, сколько красота, гармоничность строения.