Народный костюм
                              Символика русской одежды
                                  
узор на свадебной паневе

На свадебных «молодецких» паневах, на вышитых рукавах женских рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается один и тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно изображается небольшая точка.

Так как квадрат есть частный случай ромба, то назовем эту композицию «ромбо-точечной». Обычно эта композиция не заслоняется другими элементами. Поставленные на угол ромбы или единичны, или идут полосой в один ряд, соприкасаясь лишь углами. Иногда встречается сплошной тканый узор, состоящий только из таких фигур, но тогда между ромбами оставляют просветы, благодаря чему зритель всегда воспринимает основной элемент этого узора — фигуру из четырех сомкнутых ромбов с точками.

По материалам Брянской обл. (села Вщиж, Токарево, Дядьковичи, Спинка, Овстуг и др.) удалось проследить, что ромбо-точечная композиция вышивалась только на свадебной паневе, которую невеста готовила себе к венцу и носила ее в первый год замужества. Народная одежда с архаичным узором(квадрат с четырьмя точками)На детских или «старушецких» паневах,отличающихся бедностью орнаментации, ромбо-точечная композиция никогда не вышивалась. По отношению к женским рубахам мы видим точно такое же возрастное ограничение: крупные ромбо-точечные узоры украшали предплечья только на рубахах молодых женщин и не встречались ни на детских, ни на старушечьих.

Географическое распространение ромбо-точечной композиции в украшении женских одежд, поясов и головных уборов очень широко. Мы видим ее на всем русском Севере (Архангельск, Вологда), у западных и южных великорусов (Смоленск, Рязань, Брянск), у украинцев (Киев, Чернигов, Карпаты), у белорусов, а за пределами восточнославянских земель — у карел, марийцев, удмуртов, комизырян, эстонцев, немцев и у западных славян.архаичный узор в русских деревянных изделияхи средневнковной церковной росписи Кроме вышивок и тканей, ромбо-точечная композиция встречена в этнографическом материале на прялках. Прялки, как известно, часто являлись свадебным подарком жениха невесте. Рембо-точечный знак на прялке символизировал землю, пашню, расположенную между полдневным и «ночным», подземным солнцем.

Важнейший материал для реконструкции одежды Древней Руси дают уникальные находки целых ее форм.

Детали украшения одежды (составлена М.А. Сабуровой).



1 - подол. Шаргород; 2 - пояс. Новгород; 3 - опястье рукава. Новгород; 4 - нагрудник (реконструкция). Пушкино, Московской обл.; 5 -нагрудник (реконструкция). Яшкнно 1 Ивановской обл.; 6 - стоячий воротник. Смоленск; 7 - украшение ворота. Караш, Ярославской губ.: 8-9 - воротник стоячий. Суздаль; 10 - петлицы от кафтана. Рязань; И - кайма. Гродно; 12 - кайма-"дорога". Владимир; 13 - кайма-"дорога". Шаргород; 14-15 - воротник стоячий. Суздаль; 16 - застежка с петельками. Суздаль; 17 - воротник-карэ. Суздаль; 18 - воротник стоячий. Еалахна, Нижегородской губ.; 19 - воротник стоячий. Набутово, Киевской губ.; 20 - детали украшения одежды. Суздаль; 21 - воротник стоячий. Суздаль; 22 - детали воротника трапециевидной формы. Суздаль.