Предметы быта
Лари и сундуки: мебель прошлого или будущего?
В Словаре Даля "сундук" определяется как слово, имеющее татарские корни и означает "укладка, вольный ящик". Даль пишет также, что русские мастера изготавливали сундуки так, чтобы они помещались один в другой, как матрешки. "Сундуки и короба - коренная русская утварь" - пишет он.
Ларь, в отличие от сундука - европеец. И, хоть по сути, ларь и сундук практически ничем не отличаются: и тот и другой - это емкость в виде ящика с крышкой для хранения вещей, национальные особенности у них все же имеются. Российские сундуки носили более утилитарный характер, их использовали для хранения и перевозки вещей. Особое внимание уделялось прочности, а не украшению. Когда сундук использовался в качестве мебели (кровати, лавки), его старались покрыть холстом или домотканым ковриком.
Ларь отличается от сундука повышенным вниманием к декору. Так лари, или, вернее, обломки ларей найденные в захоронениях Египетских фараонов, были отделаны перламутровыми инкрустациями и бирюзой.
А в Древнем Риме лари-кассоне, их еще называли флорентийские лари, были самой распространенной мебелью в доме. Их украшали резьбой и росписью. Такие известные итальянские живописцы, как Ботичелли не считали зазорным для себя покрывать живописью стенки домашних ларей. Итальянские лари-"кассапанки" имели спинки и подлокотники и являлись уже прообразом дивана.
Ларь был основной мебелью еще в античной Греции, но греки, придавали бытовой роскоши мало значения, исповедуя культ физического здоровья и красоты. В отличие от общественных зданий, греки украшали свои дома значительно меньше.
В средневековой Европе лари и сундуки тоже были основной мебелью как в замках рыцарей, так и в домах горожан. Они служили столами, скамьями и кроватями. Первые лари здесь выдалбливали из целого куска дерева, значительно позже стали делать из отдельных панелей, скрепляя их гвоздями, а для большей прочности обивали ларь снаружи полосами железа. Средневековые деревянные лари и сундуки практически не украшались, может быть только небольшими накладками из бронзы: в разоренной междоусобными войнами Европе было не до роскоши.
Утвердившийся в замках готический стиль оказал влияние и на внешний вид сундука: теперь его переднюю панель покрывают геральдические резные барельефы, изображения зверей и сцены рыцарской охоты. Именно тогда ларь стал образовывать новые разновидности мебели. Часто их ставили друг на друга - так возник прообраз шкафа, а глубокие сундуки, дотянуться до дна которых было сложной проблемой обзавелись выдвижными нижними ящиками - это уже появился комод.
Развитие ларя шло в двух направлениях: в сторону увеличения, как переход к шкафу, и в сторону уменьшения - маленькие ларцы выполняли функции кошелька, незаменимы были для хранения драгоценностей, письменных принадлежностей, а в дороге были просто самой необходимой вещью. Еще уменьшаясь, ларь стал шкатулкой, которая не только предназначалась для хранения ценных мелочей, но и для украшения дома.
Деревянные дорожные ларцы вскоре для удобства перевозки стали делать плоскими и называть чемоданами. А сделанные из мягких материалов - кожи и ткани, ларцы переродились в саквояжи и кофры.