Методика
                                      Сценарии уроков
                        
Этнографический урок "Родимая сторонушка"

I. Цель урока: Развивать в подростке интерес к своим родовым корням, используя беседу с людьми старшего и пожилого возраста об их прошлом, об одежде, которую они носили. Развивать интерес к историческому костюму, народному костюму.

Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, к родному краю, уважение к старшим.

Учить грамотному диалогу, правильному общению. Учить излагать свои мысли (рассказ о проделанной работе перед сверстниками).

II. Задачи:

Организовать обсуждение стиля одежды, обратив внимание на связь времен.

Научить учащихся познавать новое в области исторического костюма, через конкретный рассказ реально существовавших людей. Выполнить творческую работу – зарисовки учащимися одежды, представленной на уроке.

III. План урока:

Организационный момент.
Сообщение темы занятия.

Краткое повторение пройденного материала по теме: “Нижегородский народный костюм”.

Результаты поисков одежды и утвари Нижегородской губернии: рассказ учащихся, рассказ учителя.

Практическая часть: зарисовки учащимися одежды родного края.

Обобщение всего услышанного материала на уроке.

IV. Методы и приемы обучения. Беседа, рассказ учителя.
Наглядные методы: иллюстрации, демонстрация.
а) Демонстрация коллекции одежды и вещей, найденных на территории Нижегородской губернии.
б) Иллюстрации из альбомов и книг по народному костюму.
в) Показ зарисовок учащихся. Практические методы работы: зарисовки, учебный кроссворд.

V. Предварительное задание:

Расспросить старших и пожилых людей о вещах, с которыми они жили, и одежде, которую носили. Задание учащимся дается за месяц до проведения занятия.

VI. Методическое обеспечение урока:

Коллекция подлинных вещей (конец XIX в. – начало XX в.), найденных на территории Нижегородской области (фотографии прилагаются на 5 листах).

Коллекция служит наглядным пособием к теме урока. Дает возможность лучше сориентировать учащихся во времени, о котором идет речь. Развивает интерес к историческому, народному костюму, к своим родовым корням и прошлому Родины.

Иллюстрации из альбомов, книг.

– Ф.М. Пармон “Композиция костюма” изд. Легкпромбытиздат г. Москва 1997 год рисунок 226, 225 ,227, 228, цветные вкладыши книги.

– А.О. Карелин “Творческое наследие” Волго–Вятское книжное издательство г. Нижний Новгород1990 год. Стр. 24, 25; стр. 161.

– Альбом “Для памяти потомству своему… ”. Народный бытовой портрет в России из Собрания Государственного Исторического музея. Издательство “Галактика Арт” г. Москва 1993 г. стр. 110, 252.

Иллюстрации книг дают более полное представление о народном костюме, одежде Нижегородской губернии. Позволяют сделать сравнительную характеристику одежды местности, в которой мы проживаем, и одежды других областей России.

Зарисовки учащихся по теме “Народный костюм”.

Зарисовки позволяют учащимся увидеть, как воспринимают народный костюм их сверстники. Служат наглядным пособием, для выполнения зарисовок на уроке.

Иоилева Мария
Женский костюм и мужской костюм.



























Красюк Ксения
Праздничный костюм Нижегородской губернии.


























4. Учебный кроссворд для закрепления материала.

По вертикали:

1) Какую одежду носили женщины в Нижегородской губернии? (7 букв).

По горизонтали:

1) Какое украшение на шее носили Нижегородские женщины из янтаря? (4 буквы)

2) Как называлась короткая одежда на бретелях, одеваемая поверх сарафана? (8 букв).

3) Чем украшалась одежда мужчин и женщин Нижегородской губернии? (7 букв).

4) Какую одежду носили мужчины и женщины? (6 букв).

К списку уроков
Далее

Закрыть