Конспект урока технологии в 9-м классе при изучении раздела "Проектная деятельность".
Практическая работа: изготовление закладки для книг в технике аппликации соломкой.
1. Цели обучения:
Образования:
сформировать общий алгоритм творческой продуктивной деятельности учащихся;
- научить пользоваться приемом “звездочка обдумывания” на первом этапе проектирования (поисково-конструкторском);
- научить изготовлению изделий прикладной направленности (закладка для книг) в технике художественной аппликации соломкой с - последующей защитой мини-проекта.
Воспитания:
научить работать в творческих группах для воспитания коммуникативных качеств личности, основанных на принципах НОТ;
продолжать воспитывать гордость у учащихся за отечественную культуру, достижения предков.
Развития:
- развивать логическое мышление;
- умение соотносить новую информацию с ранее усвоенной;
- понимание ремесел, народных промыслов как явление русской культуры.
Форма проведения урока – деловая игра.
Средства аудио-видеотехники и ТСО: видеоплейер, видеофильм “Народные промыслы”; графопроектор “Лектор” с пленками: “Строение стебля злака”, “Алгоритм выполнения проекта”, “Звездочка обдумывания”.
Наглядные: “Полезный словарь” экономических терминов: тендер, реклама, маркетинг и общеупотребляемых слов: аппликация, орнамент, композиция, традиция; “Карта народных промыслов Подмосковья”, фотомонтаж “Технология работы с соломкой”, картины в технике аппликации соломкой, образцы закладок, изделия народных промыслов (Гжель, Жостово, и др.), практические работы проектов учащихся разных классов (кукла в русском народном костюме, кукла-масленица, муляж русского каравая с солонкой на вышитом полотенце, оплетенные бисером деревянные яйца), эмблемы народных промыслов и русских традиций.
3.Раздаточный материал.
3.1. Коробки с инструментами и приспособлениями на мастерскую (3 шт): карандаши ТМ-М, ножницы, палочки для клея, фломастеры.
3.2. Конверт № 1 (3 шт.): заготовки бархатной бумаги и цветного картона для закладок, клей ПВА, бумага для эскиза, подкладные картонки для работы с клеем, соломка, готовые детали из соломки, калька.
3.3. Конверт № 2 (3 шт.): материалы для проведения конкурса руководителей творческих мастерских, критерии оценки работы учащихся на уроке, задания творческим мастерским.
Ход урока
I. Организационный момент
1.1. Приветствие учителем учащихся.
1.2. Сообщение темы и цели урока (написаны на доске).
Тема:
“Закрепление алгоритма проектной деятельности. Защита мини-проекта.”
Цели:
- сформировать общий алгоритм проектной деятельности;
- изучить технологию художественной обработки соломки и сделать закладку для книг в этой технике;
- защитить творческий мини-проект.
1.3. Положительная мотивация учащихся на познавательную деятельность.
Зная ваш творческий потенциал, я обещаю, что сегодня на уроке вам будет, как всегда, интересно, потому что впереди вас ожидает урок-игра и каждому представится возможность проявить своё творчество и знания.
II. Начало формирования знаний и умений по определению характерных особенностей народных промыслов, народных традиций.
2.1. Вступительное слово учителя.
Предварительно мы разделились на 3 творческие мастерские: “Русские узоры”, “Русский сувенир” и “Русские традиции” по изготовлению предметов декоративной направленности (закладок для книг). Каждая мастерская выбрала руководителя, получила конверт с заданием и другой необходимой информацией. Руководитель организует работу внутри своей мастерской , по ходу урока заполняет карточку учета устных ответов и практической работы членов своего коллектива.
Критерии оценки практической работы “Изготовление закладки в технике аппликация Соломкой” и устных ответов членов творческих мастерских (3 шт.)
2.2. Конкурс руководителей творческих мастерских
Итак, начинаем работу с конкурса руководителей творческих мастерских. Цель конкурса: выиграть право на тендер названия мастерской.
Объяснение слова “тендер” выносится учителем в “Полезный словарь”
Руководители берут в конверте условия конкурса, подходят к столу, где находятся изделия народных промыслов и предметы, характерные для русских народных традиций. Готовятся к ответу 7 минут.
Задания для руководителей творческих мастерских
I мастерская. Ф.И. руководителя - ...
Цель: выиграть тендер на право называться мастерской “Русский сувенир”.
Задание:
выберите 3 сувенира разных народных промыслов;
охарактеризуйте эти промыслы (название, места расположения, характер промысла: посуда, игрушка или другое);
прикрепите на карту “Народные промыслы России” изображение сувенира.
II мастерская. Ф.И. руководителя - ...
Цель: выиграть тендер на право называться мастерской “Русские народные традиции”.
Задание:
выберите 3 характерных предмета для русских народных традиций (образов);
кратко охарактеризуйте их.
III мастерская. Ф.И. руководителя - ...
Цель: выиграть тендер на право называться мастерской “Русские узоры”
Задание:
выберите 3 эмблемы с характерными узорами для русских народных промыслов. Назовите эти промыслы;
кратко охарактеризуйте узор соответствующий промыслу (материал сувенира, цветовые и композиционные особенности).
Фронтальный опрос остальных членов творческих мастерских.
Вопросы:
Объяснить значение слова “традиция”.
Что такое “орнамент”, и какое понятие в ткачестве перекликается с ним? (Раппорт)
Как формировались центры народных промыслов на Руси?
“Композиция” - это...
Продолжить пословицы и поговорки о труде:
“Дело мастера ... (боится)”
“Рукам работа, душе -... (праздник)”
“Золотые руки, не знают ... (скуки)”
Оценка конкурса: “5” баллов соответствует краткому и точному ответу (5 мин) 3. Подведение итогов конкурса и фронтального опроса
Продолжение формирования знаний и умений по определению характерных особенностей народных промыслов, народных традиций
3.1. Просмотр фрагментов видеофильма с целью расширения знаний учащихся о народных промыслах: “Тайна птицы Сирин”, (10 мин).