Методика
                                      Сценарии уроков
                        
Конспект урока технологии в 9-м классе при изучении раздела "Проектная деятельность".

Практическая работа: изготовление закладки для книг в технике аппликации соломкой.

1. Цели обучения:


Образования:

сформировать общий алгоритм творческой продуктивной деятельности учащихся;
- научить пользоваться приемом “звездочка обдумывания” на первом этапе проектирования (поисково-конструкторском);
- научить изготовлению изделий прикладной направленности (закладка для книг) в технике художественной аппликации соломкой с - последующей защитой мини-проекта.


Воспитания:

научить работать в творческих группах для воспитания коммуникативных качеств личности, основанных на принципах НОТ;
продолжать воспитывать гордость у учащихся за отечественную культуру, достижения предков.

Развития:

- развивать логическое мышление;
- умение соотносить новую информацию с ранее усвоенной;
- понимание ремесел, народных промыслов как явление русской культуры.
Форма проведения урока – деловая игра.

Межпредметные связи: история, информатика, биология.

2. Средства обучения

Средства аудио-видеотехники и ТСО: видеоплейер, видеофильм “Народные промыслы”; графопроектор “Лектор” с пленками: “Строение стебля злака”, “Алгоритм выполнения проекта”, “Звездочка обдумывания”. Наглядные: “Полезный словарь” экономических терминов: тендер, реклама, маркетинг и общеупотребляемых слов: аппликация, орнамент, композиция, традиция; “Карта народных промыслов Подмосковья”, фотомонтаж “Технология работы с соломкой”, картины в технике аппликации соломкой, образцы закладок, изделия народных промыслов (Гжель, Жостово, и др.), практические работы проектов учащихся разных классов (кукла в русском народном костюме, кукла-масленица, муляж русского каравая с солонкой на вышитом полотенце, оплетенные бисером деревянные яйца), эмблемы народных промыслов и русских традиций. 3.Раздаточный материал.

3.1. Коробки с инструментами и приспособлениями на мастерскую (3 шт): карандаши ТМ-М, ножницы, палочки для клея, фломастеры.

3.2. Конверт № 1 (3 шт.): заготовки бархатной бумаги и цветного картона для закладок, клей ПВА, бумага для эскиза, подкладные картонки для работы с клеем, соломка, готовые детали из соломки, калька.

3.3. Конверт № 2 (3 шт.): материалы для проведения конкурса руководителей творческих мастерских, критерии оценки работы учащихся на уроке, задания творческим мастерским.

Ход урока


I. Организационный момент

1.1. Приветствие учителем учащихся.

1.2. Сообщение темы и цели урока (написаны на доске).

Тема:

“Закрепление алгоритма проектной деятельности. Защита мини-проекта.”


Цели:


- сформировать общий алгоритм проектной деятельности;
- изучить технологию художественной обработки соломки и сделать закладку для книг в этой технике;
- защитить творческий мини-проект.

1.3. Положительная мотивация учащихся на познавательную деятельность.

Зная ваш творческий потенциал, я обещаю, что сегодня на уроке вам будет, как всегда, интересно, потому что впереди вас ожидает урок-игра и каждому представится возможность проявить своё творчество и знания.

II. Начало формирования знаний и умений по определению характерных особенностей народных промыслов, народных традиций.

2.1. Вступительное слово учителя.

Предварительно мы разделились на 3 творческие мастерские: “Русские узоры”, “Русский сувенир” и “Русские традиции” по изготовлению предметов декоративной направленности (закладок для книг). Каждая мастерская выбрала руководителя, получила конверт с заданием и другой необходимой информацией. Руководитель организует работу внутри своей мастерской , по ходу урока заполняет карточку учета устных ответов и практической работы членов своего коллектива.

Критерии оценки практической работы “Изготовление закладки в технике аппликация Соломкой” и устных ответов членов творческих мастерских (3 шт.)









2.2. Конкурс руководителей творческих мастерских

Итак, начинаем работу с конкурса руководителей творческих мастерских. Цель конкурса: выиграть право на тендер названия мастерской.

Объяснение слова “тендер” выносится учителем в “Полезный словарь”

Руководители берут в конверте условия конкурса, подходят к столу, где находятся изделия народных промыслов и предметы, характерные для русских народных традиций. Готовятся к ответу 7 минут.

Задания для руководителей творческих мастерских

I мастерская. Ф.И. руководителя - ...

Цель: выиграть тендер на право называться мастерской “Русский сувенир”.

Задание:

выберите 3 сувенира разных народных промыслов; охарактеризуйте эти промыслы (название, места расположения, характер промысла: посуда, игрушка или другое); прикрепите на карту “Народные промыслы России” изображение сувенира. II мастерская. Ф.И. руководителя - ...

Цель: выиграть тендер на право называться мастерской “Русские народные традиции”.

Задание:

выберите 3 характерных предмета для русских народных традиций (образов); кратко охарактеризуйте их. III мастерская. Ф.И. руководителя - ...

Цель: выиграть тендер на право называться мастерской “Русские узоры”

Задание:

выберите 3 эмблемы с характерными узорами для русских народных промыслов. Назовите эти промыслы;
кратко охарактеризуйте узор соответствующий промыслу (материал сувенира, цветовые и композиционные особенности).
Фронтальный опрос остальных членов творческих мастерских.

Вопросы:

Объяснить значение слова “традиция”.
Что такое “орнамент”, и какое понятие в ткачестве перекликается с ним? (Раппорт)
Как формировались центры народных промыслов на Руси?
“Композиция” - это...
Продолжить пословицы и поговорки о труде:
“Дело мастера ... (боится)”
“Рукам работа, душе -... (праздник)”
“Золотые руки, не знают ... (скуки)”
Оценка конкурса: “5” баллов соответствует краткому и точному ответу (5 мин)
3. Подведение итогов конкурса и фронтального опроса

Продолжение формирования знаний и умений по определению характерных особенностей народных промыслов, народных традиций

3.1. Просмотр фрагментов видеофильма с целью расширения знаний учащихся о народных промыслах: “Тайна птицы Сирин”, (10 мин).

Вывод учителя.

К списку уроков
Далее
Закрыть