Методика
                                      Сценарии уроков
                        

Из этого прекрасного музыкального фрагмента видеофильма мы узнали много интересного о тайне птицы Сирин, о соляных знаках на орнаментах старинных и современных изделиях народных мастеров, о том, как пучок соломы с поля превращается в декоративную скульптуру в натруженных руках мастерицы. Но из соломы, экологически чистого, доступного и дешевого материала, можно делать также картины и закладки путем аппликации (накладывания), украшать шкатулки и многое другое.

3.2. Объяснение нового материала.

1) Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

а) Беседа

Аппликация соломкой – один из видов декоративно-прикладного искусства. Посмотрите на картины, сделанные ребятами. Какие чувства они у вас вызывают?

Солома – это полый стебель травянистых растений, в том числе и злаковых.

Из уроков биологии вы знаете строение стебля злака.

(Учитель демонстрирует строение злака, изображенного на пленке, через графопроектор)

Мы для аппликации будем использовать только междоузлие.

б) Демонстрация приемов работы с соломкой.

Учитель показывает приемы работы с соломкой, акцентируя внимание на ТБ, которая сводится к правильной работе с ножницами и клеем. Обращается внимание на то, что фотомонтаж “Технология работы с соломкой” поможет учащимся быстрее и правильнее овладеть этой техникой.

Практическая работа


1. Вводный инструктаж в виде фронтальной беседы.


Для закрепления работы с соломкой предлагаю вам выполнить практическую работу – проект изготовления необходимого предмета декоративной направленности – закладки, используя готовые детали или, в соответствии с эскизом, вы можете доделать недостающие детали сами. Чтобы осуществить любой проект, необходимо придерживаться определенной последовательности, т.е. алгоритма. С понятием алгоритм вы встречались при изучении и других предметов. Приведите примеры.

Как мы уже знаем, алгоритм (последовательность) выполнения проекта включает три этапа (демонстрация пленки на графопроекторе). На первом этапе, поисково-конструкторском, удобно воспользоваться “звездочкой обдумывания”.

2. Устная работа над “звездочкой обдумывания” по пленке на графопроекторе (рис. 1).















3. Выполнение практической работы (20 мин.).

У каждой творческой мастерской, руководители которых выиграли тендер на право называться “Русские узоры”, “Русский сувенир”, “Русские традиции”, есть конверт с заданием.

Сообща обсуждаем задания, распределяем обязанности и приступаем к выполнению практической работы “Изготовление закладки для книг в технике аппликации соломкой”. Во время проведения практической работы учитель постоянно напоминает о правилах безопасной работы и показывает правильные приемы , если в этом возникает необходимость.

4. Оценка творческих работ.

IV. Окончание формирования знаний и умений.

4.1. Презентация учебного мини-проекта по плану в заданиях творческим мастерским руководителями (или желающими членами) мастерских.

Задание творческой мастерской “Русские узоры”

I. Выполнить проект “Изготовление закладки в технике аппликации соломкой”, используя алгоритм проектирования.

Заполнить форму “Звездочка обдумывания”, пронумеровать последовательность выполнения работы.











II. Выполнить практическую работу в соответствии с данными “Звездочки обдумывания”.

III. Дать экономическое и экологическое обоснование выбора материала для закладки.


Материал для основы –...,декор –...,стоимость – ...

IV. Сделать вывод.

На первом этапе проектирования (проектировочном) можно воспользоваться… (“Звездочкой обдумывания”, которая помогает в практической реализации проекта).

Задание творческой мастерской “Русский сувенир”

I. Определить технологическую последовательность изготовления сувенира-закладки:

- Наклеить детали на основу в соответствии с эскизом.
- Сделать эскиз сувенира-закладки.
- Подобрать основу для закладки.
- Наклеить детали на основу.
- Изготовить или подобрать из готовых деталей рисунка в технике аппликации соломкой.
II. Выполнить проект “Изготовление закладки в технике аппликации соломкой, используя алгоритм проектной деятельности.

III. Сделать вывод: на 2-ом этапе проектировочной работы важно ... (правильно составить технологическую карту и тщательно выполнить практическую работу).


Задание творческой мастерской “Русские традиции”

1. Выполнить практическую работу по технологической карте:

выбрать материал для основы закладки. Вырезать закладку;
заготовить детали в соответствии с эскизом;
выполнить аппликацию;
оценить качество выполненной работы.
2. На примере нескольких закладок провести маркетинговое исследование товара – закладка для книг – по плану:

дизайн товара – ... красивая, яркая;
информационное содержание – можно наклеить календарь, формулы, алгоритм выполнения творческого проекта др.;
возможность творческого самовыражения;
стоимость ... дешевле, чем купить (может ничего не стоить, если сделать из материала, имеющегося дома).

3. Дать рекламу товару (закладке). Примерные варианты ответов:

каждому культурному человеку – по закладке,;
сэкономь время на поиске страниц – купи (сделай) закладку,
читателю – самые красивые и дешевые закладки у нас!
V. Подведение итогов устных ответов и практической деятельности учащихся на уроке по карточке “Критерии оценки”.

VI. Закрепление изученного материала в форме фронтальной беседы.

Сколько этапов включает алгоритм проектной деятельности? Назовите их.
На каком этапе используется “Звездочка обдумывания?
Как вы понимаете содержание технологического этапа?
В чем заключается презентация проекта?
Расскажите кратко технологию работы с соломкой.
VI. Заключительное слово учителя: сегодня на уроке мы приобщились к русской культуре, в центре которой – народные промыслы России, выполнили изделия с использованием старинного материала – соломки и, закрепив алгоритм проектной деятельности, защитили мини-проект “Изготовление закладки в технике аппликации соломкой” поэтапно в творческих мастерских.

Шашкова Татьяна Николаевна,
Педагог доп. образования,
учитель технологии

Назад

К списку уроков
Закрыть