Методика
                                      Сценарии уроков
                        
Нетрадиционный урок технологии в 5-м классе по теме: "Праздник хлеба"

Цели урока:


I. Научить приготовлению блюд из черствого хлеба.

II. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

3 направления подготовки урока:

I.

5 класс



Изучение отношения ребят к хлебу в школьной столовой.

Участие в монтаже “Хлеб – всему голова”.

II.

7 класс


Изготовление сувениров и приглашение гостям праздника. Оформление зала.

III.

8 класс


Подбор и изучение наиболее интересных рецептов блюд из черствого хлеба с предварительным апробированием в домашних условиях.

Приготовление блюд из черствого хлеба (пирожное “Картошка”, “Бабка с творогом”, слойка из ржаных сухарей…) в день проведения праздника в кабинете технологии.

Организация чая для гостей.

ПРАЗДНИК ХЛЕБА

В почетном президиуме гости (учителя, администрация школы, ветераны войны и труда, члены ученического совета школы)

1-й чтец

“Хлеб – всему голова,”
Вечно живут слова.
Вянет листва, трава,
Но хлеб – всему голова!


2-й чтец

В буднях эпох, времен
С нами всегда она –
Истина всех времен:

Хлеб – всему голова. (Все чтецы вместе)

(Евг.Нефедов)

3-й чтец


Хлеб – продукт удивительный. Даже черствый он не теряет своих полезных свойств. А полезен он необыкновенно: ведь половину всех необходимых питательных веществ человек получает с хлебом!

4-й чтец

“…Великолепным подарком природы, такой пищей, которую нельзя заменить ничем другим”, – назвал хлеб французский мыслитель Пармантье.

Звучит куплет танго 30-х годов

5-й чтец (в сопровождении тихой музыки танго 30-х годов)

Мама хлеб пекла
И напевала
Песни те, которые любила
То ли песня хлеб благословляла,
То ли в песню шла от хлеба сила.

(М.Нагнибеда)

6-й чтец



На Руси, как и во всем мире, всегда было особое поклонение хлебу, высокое почитание его. Воспитывалось оно с самого раннего детства и передавалось из поколения в поколение.

7-й чтец

До нас дошли свидетельства особого почтения, которое жители городов древности оказывали хлебопекам. Одно из них – сохранившийся в Риме монумент высотой 13 метров пекарю Эвризаку, – он делал свое доброе дело на совесть!

8-й чтец

Если бы удалось посадить за один стол всех, кто когда-либо сказал доброе слово хлебу, мир бы услышал

Все чтецы вместе

Гимн хлебу!



1-й чтец

Народная мудрость гласит: без соли не вкусно, а без хлеба не сытно;

2-й чтец

Каравай хлеба не свалится с неба;

3-й чтец

Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился;

4-й чтец

Потом добытый хлеб и черствый сладок;

5-й чтец

Как относишься к хлебу, таков ты и человек

Звучит куплет песни “Русское поле”

6-й чтец

“Поле! ... Вслушайтесь в само звучание этого слова. В нем и легкость, и проникновенность, и музыкальность русского языка. А когда заколосится поле спелым колосом – словно золотым волнующим покрывалом земля покрыта,” – читаем мы у поэта Олега Шестинского.

7-й чтец

Хлеба России... – это не только поэтические картины природы. В колосок, умещающийся на ладони, вложен труд и селекционера, и машиностроителя, и химика, нефтяника и металлурга.

Звучит куплет песни “С чего начинается Родина”

8-й чтец

Хлеба России ... – это бессонные ночи и напряженные дни земледельцев во время уборки урожая. Подвиг капитана Российской Армии Николая Кузнецова, ценой жизни спасшего хлебное поле от пожара, увековечен мемориальной доской на поле, где он погиб.

Звучит куплет песни “До свидания, мальчики”

1-й чтец (читает на тихом фоне следующего куплета)

Великая Отечественная война. 1400 дней и ночей “не смыкала наша Родина очей”. В те суровые дни люди с особой силой познали цену хлеба. Колос, чудом уцелевшей пшеницы, был дорог как обойма патрона.

2-й чтец



В блокадном Ленинграде от дневной нормы хлеба в 125 грамм (все участники монтажа показывают кусочек хлеба в целофановой упаковке) зависело жить или умереть.

Почерневшие, обтянутые сухой кожей личики, тоненькие шейки и костлявые, высохшие руки детей – мы можем увидеть только в кино. Но ведь это было!

3-й чтец

Я помню хлеб
Он черен был и липок –
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расцветали лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол...

4-й чтец

Военный хлеб.
Он к щам годился постным.
Раскрошенный, он был неплох с кваском.

5-й чтец

Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.
Его мы отделяли языком.
Он кислым был, ведь он был с отрубями,
Не поручусь, что был без лебеды.

6-й чтец

И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды...

(Евг.Винокуров)

Звучит куплет песни “До свидания, мальчики”

7-й чтец

На нашем празднике присутствует (ФИО почетного гостя – ветерана труда, войны).

(Далее следует краткое интервью с ним.)

Нам приятно, что и сейчас (ФИО почетного гостя) бывший солдат в строю. И мы приготовили для Вас (ФИО) цветы. (Вручают).

8-й чтец



Готовясь к празднику, мы захотели узнать, сколько хлеба идет в отходы в нашей школьной столовой только за одну перемену. Оказалось, что надкушенных булочек 2 кг 400 гр, хлеба – и того больше. Если умножить это количество хлеба на 4 перемены и 150 учебных дней в году, получится огромная цифра!

1-й чтец

Покупая свежий хлеб и при этом, избавляясь от черствого, или выбрасывая недоеденные кусочки в школьной столовой, всегда помни (все чтецы вместе), что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов.

2-й чтец

Всегда помни! (Все чтецы вместе)

Когда мы спим, тысячи людей пекут для нас хлеб, тысячи машин развозят его по булочным, тысячи продавцов встают к прилавкам, чтобы мы могли купить его свежий, румяный, вкусный с хрустящей корочкой.

3-й чтец

Не забывай, что и из черствого хлеба можно приготовить немало вкусных блюд. А теперь представители от классов просим подойти и получить рецепты блюд-победителей из черствого хлеба для того, чтобы в домашних условиях при необходимости ими воспользоваться.

4-й чтец

Гостям праздника мы вручаем рецепты и памятные сувениры, сделанные на уроках по художественной обработке материалов, и приглашаем на чаепитие в кабинет технологии.

5-й чтец

Мы благодарим всех ребят и их родителей, принявших участие в подготовке и проведении праздника. До свидания.

В помощь учителю



В зависимости от поставленных целей, учитель технологии может, взяв за основу этот сценарий, осуществить следующие проекты:

Бережное отношение к хлебу – залог успешной экологии и экономики нашего дома (8 класс). Хлеб – всему голова (5 класс). “День Победы – это праздник со слезами на глазах” (9 класс).

Шашкова Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования

К списку уроков
Закрыть