Методика Сценарии уроков
![]()
Вид занятия: бинарный урок.
Тип урока: изучение нового материала.
Звучит русская народная мелодия в исполнении учителя музыки (баян). Входят девушки садятся на лавку, поставленную в русской избе.
Первая девушка: Вот и прошел денек, весь в трудах да заботах, а под вечер собрались мы отдохнуть.
Вторая девушка: Засиделись, может попляшем, повеселимся, косточки разомнем?
Третья девушка: Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник!
Четвертая девушка: Ныне гуляшки, завтра гуляшки — находишься и без рубашки! Давайте работать!
Девушки начинают работать и поют песню: “В низенькой светелке, огонек горит, молодая пряха у окна сидит” (2 раза). Проигрыш на баяне.
Первая девушка: А мой вот ездил на ярмарку, туески купил. Посмотрите, какой я рушник вышила! (Показ настоящего рушника, туеска).
Вторая девушка: Да у тебя и посуда красивая (обращает внимание на оформление уголка избы). Произносит пословицу “Не дом хозяина красит, а хозяин дом”.
Третья девушка: Добра твоя речь, что в избе есть печь. Печь нам мать родная. И изба жильем пахнет.
Песня:
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, то мое сердечко стонет
Как осенний лист дрожит.
Снова звучит русская народная мелодия в исполнении учителя музыки (баян).
Девушки тем временем садятся за свои рабочие места.
III. Рассказ учителя истории “Быт крестьян”
С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. Сейчас стараются возродить традиции прошлого. Ведь не изучив прошлого, мы не сможем оценить настоящее и будущее нашего народа. И сегодня мы продолжаем наш разговор о быте русского народа. В частности, разговор пойдет об интерьере русской избы. Я перечислю несколько предметов, которые находились в избе, а вы попробуете их зрительно представить, сделать необходимые записи в тетрадях по ИЗО. Во всем этом вам помогут репродукции, работы учащихся и наш уголок русской избы. Обычно ставилось самое необычное:
A. Лавка, которая прикреплялась к стене и на которую стелились половики.
Б. Скамья, которая подвигалась к лавке, покрывалась и получалась кровать. На кровать клали 3 подушки (по традиции).
В. Столы — приделанные, передвижные.
Г. Стольцы — табурет для гостей. Позже их стали называть стульями.
Д. Обязательно висела колыбель (большая, широкая на вырост).
Е. Умывались из лохани.
Ж. На поставцах ставили разную посуду:
Миси — блюдо куда наливали суп, большие блюда на второе.
Тарелки — из меди, серебра до 300 грамм.
Различных форм туяса.
Клали ложки, которые были подписаны (помечены).
Вилки двузубые.
Ножиками не пользовались, поэтому их клали где-нибудь отдельно.
Вся посуда хорошо отделывалась и расписывалась местными мастерами. И самая необходимая вещь в быту – это русская печь, которая обогревала и кормила крестьянина. Около печи ставили жбан с водой, ведра, вешали полотенце, которое вышивалось в ручную. Особенно была необходима прялка. За ней коротали зимние вечера, возле нее узнавали все новости, и самое главное, с ее помощью одевался русский человек. Кроме всего этого, обстановка в русской избе была очень простой. Стены оббивались красным тесом (искусство краски не разгадано). Пол и потолок позже оббивались материалом, а потом рогожей (это делали только в богатых домах). По этому поводу существуют загадки:
“Два братца глядятся, а вместе не сойдутся.” (Пол и потолок.)
“Сто частей, сто постелей, у каждого гостя своя постелью.” (Бревна избы.)
Всю последующую работу проводит учитель ИЗО.
IV. Беседа с учащимися (повторение пройденного материала)
Таким образом мы подошли к следующему разделу нашего урока. Сейчас мы стараемся возродить традиции культурной и духовной жизни русского человека, но для этого нужно все понять, прочувствовать, изучить. И первый вопрос к классу:
1. Что представляет из себя внешний вид избы?
2. Рассказать о строении избы, используя свои готовые рисунки, эскизы (это было домашним заданием).
3. Какими художественными средствами выразительности вы пользовались при изображении избы?
4. Какие правила вы применяли при построении русской избы?
5. Назвать этапы работы?
6. Показать подобранный материал по внешнему и внутреннему виду русской избы?
7. Какие загадки вы нашли и подобрали по теме: “Русская изба”.
V. Практическая работа
Учащимся предлагается выполнить эскиз интерьера русской избы. В работе можно использовать готовые эскизы, выполненные в карандаше, необходимо их только выполнить в цвете.
По ходу самостоятельной работы учащихся педагог может помогать и подсказывать, если кто-нибудь затрудняется.
VI. Выставка детских работ. Анализ.
Учащиеся вывешивают свои работы на специально отведенное место.
Учитель предлагает самим учащимся проанализировать свои работы, используя наводящие вопросы:
1. Что вам хотелось показать в своей работе?
2. С чего начинали свою работу?
3. Какими средствами художественной выразительности вы пользовались?
4. Чем представленные работы похожи, чем отличаются?
5. Применялся ли закон перспективы при построении комнаты и как?
6. Ваше впечатление от данной работы?
Оценка учителем. Мне понравились ваши работы по композиционному решению, по построению, по колористическому решению, по умению правильно передать быт русских крестьян. Использовали не только знания полученные на этом уроке, но и привносили свою фантазию, воображение.
Ветчининова Наталья Валентиновна,
При анализе можно выбрать хорошую и плохую работу, объяснить детям, что верно и что ошибочно в каждом из рисунков.
VII. Завершение урока и задание на дом
В конце урока сообщается учащимся о том, что работу по знакомству с традициями русского народа мы продолжим на следующем уроке. И следующая тема будет “Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы”. Подобрать иллюстративный материал по народной мебели, народной посуде, народной вышивке.
В конце урока звучит народная музыка “Во поле березка стояла”.
Учащиеся встают, приводят свои места в порядок.
Работы учащихся
учитель ИЗО