Методика Сценарии уроков
Постановка задачи: Выслушав сообщения той и другой групп, составить себе представление о русском традиционном костюме, как о едином целом произведений искусства и образце народного мифологического творчества.
Сообщения учащихся
Сообщение гр. 1.
Тема первого сообщения: КОНСТРУКЦИЯ И ТРАДИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КОСТЮМА.
А) Основные элементы русского костюма: рубаха, сарафан, понева.
Б) Символичность цветового решения костюма.
В) Традиции и обряды, связанные с русским костюмом: рождение, свадьба, смерть.
Г) Особенности традиционного смоленского костюма.
Тема второго сообщения: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.
А) Конструкция и основные типы женских головных уборов.
Б) Традиции и обряды, связанные с женскими головными уборами: девичество, замужество, ожидание ребенка, зрелость.
В) Украшение головных уборов.
Г) Особенности головных уборов Смоленской губернии.
Сообщение гр.2.
Тема первого сообщения: РУССКИЕ ВЫШИВКИ И МИФОЛОГИЯ.
А) Вышивка, как ритуал.
Б) Традиционные элементы русской вышивки, их семантика.
В) Содержание архаического мифа об оленях, рождающих все живое, как самый древний сюжет вышивок.
Г) Связь женских образов в русской вышивке с языческим культом богини Макоши.
Тема второго сообщения: ОТРАЖЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АГРАРНО-МАГИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ В РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ВЫШИВКЕ.
А) Вышивка “Даждьбог” и отражение в ней понятий о смене времен года.
Б) “Месяц” - календарь в русской вышивке.
В) Особенности вышивки на сюжет “Встреча весны”.
Г) Сюжет “Макушка лета”.
Подведение итогов
Проводится в форме взаимоконтроля обеими группами знаний, полученных в ходе урока:
1. Ученики гр.1 задают вопросы гр.2.
- Что можно было узнать о русской женщине, рассмотрев внимательно ее костюм?
- Чем отличались друг от друга костюмы женщин северных и южных губерний, чем интересны в этом плане костюмы Смоленской губернии?
- Кто занимался на Руси изготовлением костюма?
2. Ученики гр. 2 задают контрольные вопросы гр. 1.
- Содержание, какого мифа отражено в одном из самых архаичных сюжетов русской вышивки?
- Каково символическое значение образа птицы в русской вышивке?
- Каким образом отразился аграрный уклад жизни русского народа в семантике русской вышивки?
Ученики внимательно выслушивают ответы друг друга, если в ответах были неточности или они были неполными, исправляют и дополняют друг друга.
На заключительном этапе урока ученики обеих групп выполняют творческое задание, которое приготовили друг для друга заранее. Для этого они нарисовали на бумаге и вырезали различные детали русского костюма и различные элементы русских вышивок.
Задание группы1: Выбрать из нескольких предложенных элементов русского костюма (рубаха, понева, сарафан, повязка, сорока с кичкой, сорока с кичкой с рогами), элементы, соответствующие костюму молодой женщины, недавно вышедшей замуж и живущей в одной из южных губерний, выбрав нужные элементы, на панно, составить костюм.
Задание группы 2: Выбрать из предложенных элементов вышивки (две птицы, два оленя, всадник, женщина) те, которые соответствуют вышивке с сюжетом, в основу которого лег миф об оленицах. Составить из этих элементов схему вышивки на панно (два оленя и женщина посредине).
Во время выполнения творческого задания звучит мелодия русской народной песни “Ты не шей мне, матушка, красный сарафан”. После работы с творческим заданием ученики обеих групп оценивают правильность его выполнения.
Мамченко Анжелика Анатольевна,
Учитель делает вывод урока: русский костюм и русская вышивка памятники русской национальной духовной и материальной культуры, истинные произведения искусства, источник творческого изучения и гордости русского народа.
Домашнее задание: придумать модель современной одежды с использованием элементов традиционного народного костюма и русской вышивки.
преподаватель