Методика
                                      Сценарии уроков
                        
Тема урока:"Русский традиционный народный костюм"

ЦЕЛИ:


Познакомить учеников с конструктивным и декоративным аспектами русского традиционного костюма.

Способствовать приобретению знаний о народном костюме, которые могут быть использованы при работе на уроках композиции и декоративно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – овладение навыками самостоятельной исследовательской работы в группах, взаимообучения и контроля на уроке.

РАЗВИВАЮЩИЕ – привить интерес к изучению народного декоративно-прикладного искусства, способствовать творческому подходу к исследованию народной обрядности, верований и их отражению в традиционном костюме.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – способствовать воспитанию у учеников чувства гордости за свою национальную духовную культуру и уважения к труду русских мастериц.

ОБОРУДОВАНИЕ:


Репродукции:

Суриков С. “Сибирская красавица”.
Аргунов И. “Портрет неизвестной в русском Костюме”.

Фотографии:

Девичий головной убор повязка.
Женский головной убор “сорока с кичкой”.
Женский головной убор “островерхий кокошник”.
Женские и девичьи головные уборы, украшенные жемчугом.
Женские головные уборы “головки Окики”.
Золотошвейный платок.
Женские праздничные рубахи с прямыми поликами.
Женский праздничный костюм с поневой.
Женский праздничный костюм с сарафаном и передником.
Душегрея (часть праздничного женского костюма).
Свадебное полотенце.
Декоративные полотенца.
Конец декоративного полотенца.

ОБРАЗЦЫ:

Русских вышивок XVIII – XIX вв.

Смоленского браного ткачества XIX в.

ЗАПИСИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: мелодия русской народной песни “Ты не шей мне, матушка, красный сарафан”.

ХОД УРОКА:


Ученики рассаживаются в соответствии с делением на две группы, проводившие творческое исследование на темы:

Конструктивная часть традиционного русского костюма (гр.1);

Декоративная сторона русского традиционного костюма (гр.2).

Вступительное слово учителя: “Жар-птица” (образ русской женщины).

Постановка задачи: Выслушав сообщения той и другой групп, составить себе представление о русском традиционном костюме, как о едином целом произведений искусства и образце народного мифологического творчества.

Сообщения учащихся

Сообщение гр. 1.


Тема первого сообщения: КОНСТРУКЦИЯ И ТРАДИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КОСТЮМА.
А) Основные элементы русского костюма: рубаха, сарафан, понева.
Б) Символичность цветового решения костюма.
В) Традиции и обряды, связанные с русским костюмом: рождение, свадьба, смерть.
Г) Особенности традиционного смоленского костюма.

Тема второго сообщения: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.
А) Конструкция и основные типы женских головных уборов.
Б) Традиции и обряды, связанные с женскими головными уборами: девичество, замужество, ожидание ребенка, зрелость.
В) Украшение головных уборов.
Г) Особенности головных уборов Смоленской губернии.

Сообщение гр.2.

Тема первого сообщения: РУССКИЕ ВЫШИВКИ И МИФОЛОГИЯ.
А) Вышивка, как ритуал.
Б) Традиционные элементы русской вышивки, их семантика.
В) Содержание архаического мифа об оленях, рождающих все живое, как самый древний сюжет вышивок.
Г) Связь женских образов в русской вышивке с языческим культом богини Макоши.

Тема второго сообщения: ОТРАЖЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АГРАРНО-МАГИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ В РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ВЫШИВКЕ.
А) Вышивка “Даждьбог” и отражение в ней понятий о смене времен года.
Б) “Месяц” - календарь в русской вышивке.
В) Особенности вышивки на сюжет “Встреча весны”.
Г) Сюжет “Макушка лета”.

Подведение итогов

Проводится в форме взаимоконтроля обеими группами знаний, полученных в ходе урока:

1. Ученики гр.1 задают вопросы гр.2.

- Что можно было узнать о русской женщине, рассмотрев внимательно ее костюм?

- Чем отличались друг от друга костюмы женщин северных и южных губерний, чем интересны в этом плане костюмы Смоленской губернии?

- Кто занимался на Руси изготовлением костюма?

2. Ученики гр. 2 задают контрольные вопросы гр. 1.

- Содержание, какого мифа отражено в одном из самых архаичных сюжетов русской вышивки?

- Каково символическое значение образа птицы в русской вышивке?

- Каким образом отразился аграрный уклад жизни русского народа в семантике русской вышивки?

Ученики внимательно выслушивают ответы друг друга, если в ответах были неточности или они были неполными, исправляют и дополняют друг друга.

На заключительном этапе урока ученики обеих групп выполняют творческое задание, которое приготовили друг для друга заранее. Для этого они нарисовали на бумаге и вырезали различные детали русского костюма и различные элементы русских вышивок.

Задание группы1: Выбрать из нескольких предложенных элементов русского костюма (рубаха, понева, сарафан, повязка, сорока с кичкой, сорока с кичкой с рогами), элементы, соответствующие костюму молодой женщины, недавно вышедшей замуж и живущей в одной из южных губерний, выбрав нужные элементы, на панно, составить костюм.

Задание группы 2: Выбрать из предложенных элементов вышивки (две птицы, два оленя, всадник, женщина) те, которые соответствуют вышивке с сюжетом, в основу которого лег миф об оленицах. Составить из этих элементов схему вышивки на панно (два оленя и женщина посредине).

Во время выполнения творческого задания звучит мелодия русской народной песни “Ты не шей мне, матушка, красный сарафан”. После работы с творческим заданием ученики обеих групп оценивают правильность его выполнения.
Учитель делает вывод урока: русский костюм и русская вышивка памятники русской национальной духовной и материальной культуры, истинные произведения искусства, источник творческого изучения и гордости русского народа.

Домашнее задание: придумать модель современной одежды с использованием элементов традиционного народного костюма и русской вышивки.

Мамченко Анжелика Анатольевна,
преподаватель

К списку уроков
Закрыть