Методика
                                      Сценарии уроков
                        
Тема урока: «Прелесть русского сарафана. Ознакомление с краткой историей развития женского народного костюма 17-19 веков»

Цели занятия:


- познакомить учащихся с особенностями сарафанного комплекса разных регионов России;
- совершенствовать навыки создания эскизов изделия, используя знания о композиции и цветосочетании;
- развивать творческие способности и эстетический вкус.

Задачи занятия:


1. обучающая – изучение особенностей женского народного костюма 17-19 веков;

2. развивающая – обогащение кругозора и мастерства учащихся, развитие творческих возможностей каждой ученицы;

3. воспитательная – демонстрация общечеловеческих ценностей, заложенных в народном искусстве и активизация познавательного интереса учащихся к творчеству своего народа.

Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы. Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, метод частичного поиска.

Приемы: рассказ, объяснение, демонстрация, практическая работа, релаксация, рефлексия.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор экран, альбомы для рисования, цветные карандаши, опорные конспекты.

Ход урока

I. Организационный момент

Слайд 1


Учитель. Здравствуйте искусницы! Мы продолжаем изучать историю женского русского костюма, и сегодня нам предстоит ознакомиться с сарафанным комплексом народного костюма 17-19 века.

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

Ответьте мне, пожалуйста, для чего необходимо изучать историю народного костюма?

Ученик. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Мы должны знать прошлое, чтобы придумывать новое.

II. Изучение нового материала

Учитель. Тема нашего занятия «Прелесть русского сарафана».

Слайд 2


Традиционно крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохранила, отработанные веками устойчивые формы, определяющие её своеобразие. До начала ХХ века крестьянский костюм сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приёмы декора, способ ношения и многое другое.

Для русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Следует подчеркнуть традиционность народного костюма, которая выражается в целом ряде принципов и качеств. Народному костюму свойственна рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, строением человеческой фигуры, назначением вещей в быту.

Основные детали одежды кроили, перегибая полотнища вдвое по утку или основе. Для клиньев по необходимости полотнища складывали по диагонали. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (полики, ластовицы). В этом специфическом крое присутствует определённая архаика. К типичным чертам можно так же отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких надеваемых одна поверх другой одежд, насыщенный колорит с контрастным сочетанием окраски отдельных частей костюма. Сегодня мы попытаемся проследить типичные черты древнерусского костюма в современной одежде на примере сарафанного комплекса.

Нижегородский костюм с сарафаном


Слайд 3


Нижегородский народный костюм наряду со сходством форм и образных характеристик с костюмами регионов Русского Севера имеет ряд лишь ему присущих черт. Это объясняется географическим расположением Нижегородской губернии. На нижегородской земле было широко развито золотое шитье. Зажиточные женщины надевали на праздники шелковые и парчовые сарафаны, на многих из них были унизанные жемчугом и расшитые золотом кокошники.

Представленный костюм включает рубаху, сарафан, нашейные украшения, головную повязку, «холодник», обувь.

Низ рукавов белой рубахи декорирован также белым шитьем.

Сарафан из шелка голубого или красного цвета заткан пестрыми букетами цветов. По низу сарафана нашита золотая бахрома. Подкладка сарафана выполнена из коленкора серого цвета. Конструктивные линии формы незначительно подчеркиваются декором, в основном нижняя часть рукавов, низ сарафана.

«Холодник» вышит золотом. Отделка - бахрома и золотое шитье. Орнаментальные мотивы - цветы, листья, вазы, банты. Подкладка - кумач. Стеган на вате.

Нашейное украшение - лента красного цвета, на которую нашиты белый бисер и пять крупных стекол и пуговиц, спереди спускается фестон из нитей белого цвета.

Головная повязка - девичья лента, выполненная из полоски галуна, на которую нашиты три фестона из бус, фольги и стекол; спадающие сзади концы - из штофа малинового цвета.

Сверху повязки мог быть накинут платок, закалываемый под подбородком.

В прохладную погоду костюм дополнялся сшитой из малинового штофа душегреей с рукавами. Обувь - кожаные ботинки на шнуровке.

Пластичность, сочетание цветов, фактур и декоративного решения создают образ праздничного костюма.

У вас на столах лежат опорные конспекты, где пояснено лексическое значение ключевых слов нашего занятия. Опорный конспект составлен по словарю русского языка С.И. Ожегова. Пользуясь опорным конспектом, поясните, пожалуйста, лексическое значение слов, вынесенных на экран.

Ответы учеников: рубаха - русская одежда из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее бельё (женская); сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами; повязка - старинный девичий головной убор с открытой макушкой; кокошник - старинный, преимущественно северорусский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом; холодник - короткая одежда, конструктивно похожая на душегрею, изготавливалась из холста, сукна и также служила верхней женской летней одеждой; коленкор - род хлопчатобумажной ткани; кумач - хлопчатобумажная ярко-красная ткань; галун - нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы на одежду; штоф - тяжелая шелковая или шерстяная ткань.

Слайд 4


Учитель. Благодарю вас, перед вами Архангельский костюм с пестрядинным сарафаном (поморский комплекс).

Специфическое звучание костюму придает красный цвет и его оттенки. Костюм построен на сочетании красных, белого, с незначительным количеством золотисто-серебристых и синего цветов. Орнаментальные мотивы условны, просты, в основном представлены в виде полос и клеток.
Целостность композиции достигнута не только цветовым и фактурным сочетанием, но и органичностью связи конструктивного решения рубахи, сарафана, передника. В костюме присутствуют два ярко выраженных композиционных центра: головной плечевой пояс и низ костюма. Оба композиционных центра органично согласованы между собой.

Костюм построен на благородном сочетании цветов и фактур тканей домашнего производства. Рубаха из белого холста с отделкой кружевами по низу рукавов. Сарафан в красно-черно-белую клетку. Передник из пестряди. Внизу тканый орнамент - по красному льняному фону черные узкие полоски. Орнаментально-цветовым аккордом является головной убор. Девичья повязка из шелка алого цвета расшита серебряной нитью.

Обувь - кожаные ботинки на шнуровке, с каблучком.

Архангельский народный костюм олицетворяет достоинства русского народного костюма в целом.

Пользуясь опорным конспектом, поясните, пожалуйста, лексическое значение слов, вынесенных на экран.

Ответы учеников: рубаха - русская одежда из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее бельё (женская); сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами; передник - одежда, защищающая перед платья от грязи; душегрея - женская теплая кофта без рукавов; пестрядь - грубая льняная или бумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая, пестрядинный сарафан.

Слайд 5


Учитель. Спасибо, посмотрите теперь на Вологодский костюм с шелковым сарафаном Вологодский народный костюм включает рубаху «рукава», сарафан, головной убор. Рубаха из белой кисеи — старинный праздничный наряд женщин и девушек. Рубаха по горловине и рукав по низу присборены. Спереди рубахи, на груди - разрез. Рукав по длине укороченный. Сарафан шелковый, из орнаментированного штофа. Вдоль застежки проходят полоски желтой парчи, застежка выполнена на воздушных петлях и металлических пуговицах. Сарафан изготовлен на подкладке из ситца и холста.

Головной убор - кокошник.

Обувь - кожаные полусапожки со шнуровкой и на каблуках.

Костюм касается фигуры в основном в области плеч и таким образом скрывает строение фигуры, создавая впечатление плавности и величия. Силуэтные изображения выражают динамику формы костюма.

Декоративность костюму придают орнаментированные ткани. Цветовое звучание достигается использованием родственно-контрастных цветов. Костюм построен на сочетании зелено-синих и желтых цветов в дополнении золотисто-серебристыми и бело-перламутровыми оттенками. Пластика и сочетание цветов, фактура декоративного решения создают образ праздничного костюма.

Пользуясь опорным конспектом, поясните, пожалуйста, лексическое значение слов, вынесенных на экран.

Ответы учеников: сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами; кокошник - старинный, преимущественно северорусский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом; кисея - прозрачная тонкая ткань; штоф - тяжелая шелковая или шерстяная ткань.

К списку уроков
Далее

Закрыть