Методика
                                      Сценарии уроков
                        

Слайд 6
Учитель. Вы умницы, обратите внимание на Вологодский костюм с сарафаном из холста с набивным рисунком.

Костюм построен на сочетании красного, синего, белого и черного цветов. Элементы формы согласованы в костюме по принципу контраста. Местами средоточия декора являются линии, подчеркивающие формы, и конструктивные линии — вырез горловины, линии плеч, низ рукавов рубахи, верхний край сарафана.

Рубаха из белого холста. На линии плеч и по низу рубахи - узорное ткачество и отделка вязанием крючком.

Сарафан с бретелями из холста с набивным рисунком, фон темно-синий, орнамент в виде розеток, нанесенных набивным способом белой и оранжевой масляной краской. Верхний срез обшит кумачом и пестрорядью. Орнаментальные растительные и геометрические мотивы сарафана, рубахи лаконичны, взаимосвязаны по правилам орнаментального ритма и симметрии. Пояс красно-белый тканый с кистями, орнамент в виде гребенчатых ромбов из красного гаруса. Длина пояса 250 см. Он завершает формирование пластического и колористического решения костюма.

Головной убор - кокошник - из коллекции вышитых головных уборов, бытовавших в среде крестьян Вологодчины в XVIII - начале XX веков. Обувь - кожаные ботинки с удлиненными голенищами, на шнуровке и на высоком каблуке.

Кокошник и обувь в соединении с одеждой составляют единую замкнутую систему русского народного северного костюма, который дополнялся платком из белого домотканого холста с красным орнаментом, одеваемым поверх кокошника.

Поясните, пожалуйста, лексическое значение слов, вынесенных на экран.

Ответы учеников: сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами; рубаха - русская одежда из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее бельё (женская); пестрорядь - грубая льняная или бумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая, пестрядинный сарафан; пояс -- лента, шнур, ремень для завязывания, застёгивания на талии; кумач - хлопчатобумажная ярко-красная ткань.

Слайд 7


Учитель. Благодарю вас, а теперь рассмотрим Курский костюм с сарафаном. Курская губерния отличалась разнородностью населения. Вследствие этого для костюма Курской губернии характерно слияние черт костюма древнейшего населения губернии и польско-литовских выходцев.

Женщины носили рубаху, юбку, поневу, передник. Из тонкой черной шерстяной домотканины шили сарафаны. Лиф такого сарафана декорировался вышивкой шерстяными цветными нитями, блестками, а различными цветными полосками атласа, парчи, кашемира - лиф и низ. Женские рубахи часто выполнялись с рукавами длиннее рук и завершались длинными узкими манжетами. Иногда широкие рукава по низу собирались в частые сборки, закрепляемые манжетами. В частые сборки собирали также рубахи и вокруг горловины. Декор рубахи - красная вышивка крестом в сочетании с белым кружевом, наложенным на кумач. В качестве навесных украшений возможны бусы.

Пояс - шерстяной, тканный, в полоску кушак, длиной 320 см., шириной 16,5 см, концы которого с бахромой.

Головная повязка из цветного ситца.

Обувь - кожаные туфли.

Костюм отличается красочностью, причем обилие цвета и различных декоративных решений не дробит единый образ. Объединяющим началом является темный цвет сарафана, придающий целостность и графическую выразительность. С другой стороны, темный фон сарафана высвечивает его декор, который созвучен красному цвету декора рубахи и головной повязки. Поясните, пожалуйста, лексическое значение следующих слов.

Ответы учеников: домотканина - вытканное домашним, кустарным способом полотно; кушак - пояс, обычно широкий, матерчатый; кашемир - тонкая шерстяная или полушерстяная ткань; атлас - сорт шелковой гладкой блестящей ткани; парча - плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми серебряными нитями.

Учитель. Спасибо, полюбуйтесь еще раз на Курский костюм с сарафаном.

Слайд 8,9


Учитель. Перед вами - Калужский костюм с сарафаном . Калужский сарафанный комплекс состоит из рубахи, косоклинного сарафана из темно-синей ткани, головного убора и обуви. Девичий костюм в таком решении получил широкое развитие в южных регионах славянской России.

Косоклинный сарафан, «китайка», изготовлен на холщовой подкладке. На переднем полотнище справа - карман. По центру переднего полотнища - имитация распашного сарафана. По синему фону сарафана дана отделка красной фабричной тканью (бретели, верхний край сарафана, низ, карман).

На фоне сарафана особенно выделялось декоративное оформление рубахи, и в первую очередь рукавов, орнаментированных вышивкой. Характер конструктивного решения рукавов и способ их ношения усиливает пластичность формы костюма.

На темно-синем фоне сарафана и белом фоне рубахи четко выделяется линейная графика красной вышивки, придающая костюму выразительность.

Пояс - тканый. Форма костюма определяется подпоясыванием сарафана под грудью, выше линии талии. Таким членением на фигуре формируется лиф сарафана.

Обувь - лапти.

Завершает композицию свойственный калужскому костюму необычный головной убор - рогатая кичка, чохры (налобник), мохры.

Костюм предельно лаконичен по форме и композиции, является в калужском районе примером заимствования образца северорусского народного костюма.

Поясните, пожалуйста, лексическое значение слов на экране.

Ответы учеников. Косоклинный сарафан - сарафан выкроенный по косой линии; кичка - старинный русский праздничный головной убор замужней женщины; мохры - бахрома на женском головном уборе; чохры - налобник на женском головном уборе.

Слайд 10


Учитель. Спасибо, представляю вашему вниманию Московский костюм с синим сарафаном .

Костюм включает в себя рубаху, сарафан, передник, головной убор, обувь. Форма костюма с присущей северорусскому народному костюму особенностью строится с учетом головного, плечевого и грудного опорных поясов.

Рубаха красная, с длинными рукавами и с прямыми поликами, декорирована узорным ткачеством.

Сарафан распашной, с застежкой на пуговицы, цветные полоски украшают низ сарафана. Узкой полоской проходит декор по краю бретелей сарафана. Верхний край полотнищ сарафана и передника и способ крепления передника на фигуре как бы формирует лиф костюма.

Слайд 11


Головной убор - кокошник. Он выигрышно подчеркивает овал и черты лица. Обувь - лапти.

Особую красочность и декоративность костюму придают ткани и орнаментальные полосы на переднике, рубахе и по низу сарафана. За внешней, с первого взгляда кажущейся пестротой прочитывается четкое тонально-ритмическое построение орнаментальных плоскостей, объемов и всего костюма.

Величественный вид создается вертикальными линиями формы, направленными кверху и как бы смыкающимися у головного убора.

Цветовая тональность костюма обеспечивается сочетанием красных и синих цветов, озвученных вкраплением желтого и незначительного количества белого, отчего костюм воспринимается особенно красочно и мажорно.

Поясните, пожалуйста, лексическое значение выделенных слов.

Ответы учеников: сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами; передник - одежда, защищающая перед платья от грязи; кокошник - старинный, преимущественно северорусский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.

Слайд 12


Учитель. Благодарю вас, посмотрите на Смоленский костюм с сарафаном. Историческое расположение Смоленщины определило развитие ее культуры, для которой характерны особенности укладов как северных, так и южных регионов России, оригинальное сближение с белорусским укладом. Все это отразилось и на народном костюме. Здесь как бы встречаются два костюмных комплекса - северный сарафанный и южный поневный. С другой стороны, отдельные виды одежды, способы их ношения, пространственные формы и цветовое решение сближает смоленский народный костюм с белорусским.

Сарафанный комплекс состоит из холщовой рубахи с сугубо смоленской желто-красной вышивкой, пестрядинного сарафана в желто-красную клетку, передника, головного убора - обруча, обуви - лыковых лаптей с округлым носком.

Декоративно-фактурные характеристики тканей сарафана созвучны орнаментальному решению рубахи (вокруг горловины, по линии плеч и низу рукавов) и передника (по линии низа). Органичен колорит костюма в целом: желто–красные цвета вышивки и ткачества дополняют бело–коричневые (естественные) цвета домотканных холщовых тканей. Головной убор венчает композицию костюма и находится в пластическом и тональном созвучии с костюмом и фигурой. Поясните, пожалуйста, лексическое значение слова на экране.

Ответы учеников: пестрорядь, пестрядинный сарафан - сарафан из грубой льняной или бумажной ткани, обычно домотканой, из разноцветных ниток.

III. Практическая работа

Учитель. Вы удивительные ученицы.

Слайд 13


Я хочу предложить вам создать эскиз современного сарафана или комплекс с сарафаном, используя элементы народного костюма.

Слайд 14, 15, 16, 17


Учащиеся выполняют эскиз практической работы.

IV. Рефлексия

Учитель. Расскажите, какие элементы исторического костюма вы использовали в своем эскизе

Слайд 18


Оцените свою работу по следующим критериям по пятибалльной шкале:

- оригинальность идеи;
- эстетика оформления;
- объем работы.

После выступления учащихся, учитель, добавляя свои комментарии, ставит оценки за практическую работу.

V. Подведение итогов занятия

Учитель. Позвольте спросить вас, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ответы учеников. Мы познакомились с особенностями женского народного костюма 17-19 веков, а точнее с сарафанным комплексом русского народного женского костюма, имели возможность сравнить сарафаны из разных регионов России, узнали значения некоторых слов, обозначающих элементы костюма.

Учитель. Чему мы сегодня учились?

Ответы учеников. Мы учились применять элементы народного костюма в современной моде.

Учитель. С какой целью мы учились применять элементы народного костюма в современной моде?

Ученик: Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Мы должны знать прошлое, чтобы придумывать новое.

Учитель. Как вы думаете, удалось ли нам это? (Выслушиваю мнения учеников). Мы не пришли к единому мнению. И это хорошо, что осталось больше ответов. Я хотела, чтобы вы задумались над этим и поискали ответы самостоятельно. Это и будет вашим творчеством, поскольку вы будете творить собственное мировоззрение.

VI. Домашнее задание

Слайд 19


Учитель. Продумайте и создайте маленькую коллекцию - базовый гардероб из нескольких вещей центральным акцентом которого станет сарафан, предложенный вами сегодня.

Опорный конспект


Словарь ключевых терминов

Рубаха - русская одежда из легкой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела (мужская) или как нижнее бельё (женская).

Сарафан - русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов, надеваемого поверх рубашки с длинными рукавами.
Повязка - старинный девичий головной убор с открытой макушкой.

Кокошник - старинный, преимущественно северорусский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.

Холодник - короткая одежда, конструктивно похожая на душегрею, изготавливалась из холста, сукна и также служила верхней женской летней одеждой.

Коленкор - род хлопчатобумажной ткани; кумач - хлопчатобумажная ярко-красная ткань.

Галун - нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы на одежду.

Штоф - тяжелая шелковая или шерстяная ткань.

Передник - одежда, защищающая перед платья от грязи.

Душегрея - женская теплая кофта без рукавов.

Пестрядь, пестрорядь - грубая льняная или бумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая, пестрядинный сарафан.

Кисея - прозрачная тонкая ткань.

Пояс - лента, шнур, ремень для завязывания, застёгивания на талии; кумач - хлопчатобумажная ярко-красная ткань.

Домотканина - вытканное домашним, кустарным способом полотно.

Кушак - пояс, обычно широкий, матерчатый.

Кашемир - тонкая шерстяная или полушерстяная ткань.

Атлас - сорт шелковой гладкой блестящей ткани.

Парча - плотная узорчатая шелковая ткань, вытканная золотыми серебряными нитями.

Косоклинный сарафан - сарафан выкроенный по косой линии.

Кичка - старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.

Мохры - бахрома на женском головном уборе.

Чохры - налобник на женском головном уборе.

Назад

К списку уроков

Закрыть