Тема урока: Женский народный костюм XVIII-нач.XIX веков(7-8 кл.)
Место урока в учебном модуле: Первый урок в модуле «История костюма».
Цели и задачи урока:
Расширить кругозор учащихся, дав общую характеристику народного костюма XVIII-XIX веков;
Воспитывать уважение к истории и культуре родной страны;
Познакомить с особенностями женского костюма северных и южных губерний;
Научить различать эти виды одежды;
Расширить знания о терминологии одежды;
Ориентировать учащихся на дальнейшую работу над проектом по изготовлению макета куклы в русском народном костюме.
Наглядные пособия и оборудование:
УЧИТЕЛЯ: макеты кукол в костюмах; два стола, оформленные в виде двух изб; раздаточный материал для практического задания; жетоны-«клубочки»; клубки; фонограмма разговора клубочков и музыки для финала урока; маленькая корзинка для клубочков и большая корзинка для макетов кукол; стенд с элементами костюмов различных губерний; карта территории России XVIII-XIX веков; цветные иллюстрации; модели фартуков.
УЧАЩИХСЯ: раздаточный материал; листы с взаимного контроля; «клубочки» для голосования.
Оформление кабинета:
Два стола с готовыми макетами кукол, расположенные по обе стороны от доски и закрытые ширмой или тканью. На стене – карта, стенд с элементами костюма.
Методы обучения:
Словесный, наглядный
Формы обучения:
Фронтальная.
Групповая.
Методы диагностики качества усвоения материала и выполнения задания:
Понёва, прошва, полики, кичка или кика, епанечка, венец (на плакате или доске).
СТРУКТУРА УРОКА:
Организационный момент – проверка присутствующих.
Приветственное слово учителя, сообщение темы, целей занятия. Короткая беседа с целью выявления знаний учащихся по теме урока, связанная с историческим обоснованием разделения костюма на северный и южный.
Создание проблемной ситуации: подбор необходимых элементов одежды для создания женского костюма, характерного для южных или северных губерний, без предварительного объяснения.
Просмотр выполненного задания, выявление ошибок. Разбор каждого костюма (выявления названия каждого элемента костюма; его конструктивного решения; способа украшения).
Окончание урока. Подведение результатов. Закрепление полученных знаний. Сообщение домашнего задания.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Тема нашего урока: «Женский русский народный костюм конца XVIII – начала XIX века.
Цель урока состоит в том, чтобы познакомиться с одеждой женщин северных и южных губерний России того времени, найти в ней отличия и понять, чем они обусловлены.
Объяснение нового материала. Выполнение заданий.
История нашей страны богата событиями. Она помнит и набеги кочевников, и переселение народов, и слияние их в одну общность. Все это нашло свое отражение в русском костюме. В XVIII веке произошло разделение форм русского костюма на северный и южный.
Давайте попробуем разобраться в особенностях одежды русских женщин того периода.
Звучит фонограмма. Раздается писк из корзинки.
Учитель: Кто мешает нам вести урок? ( Оглядывается по сторонам, замечает корзину. Открывает ее, достает два клубка – красный и синий). Да здесь настоящая борьба клубков! Что происходит?
Красный клубок: Я – красный клубок. Красный, значит красивый. Только моими нитками всегда расшивали одежду женщин южных и северных губерний!
Синий клубок: А нитки моего цвета нужны были для изготовления сарафанов и юбок!
Учитель: Не ссорьтесь! Вы оба необходимы рукодельницам. Без вас не обходилось ни одна русская женщина. Посидите на нашем уроке и послушайте, что я расскажу ребятам об одежде. (Сажает клубки на сундучок.) Сейчас мы совершим путешествие в те далекие времена, когда женский костюм имел много отличий, и по нему можно было догадаться о месте жительства его создательницы.
Для путешествия я поделю класс на две губернии: северную и южную, чтобы с вашей помощью сравнить одежду женщин этих территорий России.
На фоне музыки учитель подходит к карте.
Перед вами наше государство в конце XVIII – начале XIX века. В это время было принято носить одежду, созданную своими руками, вложив в нее все умение, всю любовь и душу. Считалось, что такая одежда охранит от дурного глаза, защитит от болезни, принесет счастье ее владельцу.
Уже с 4-5 лет матери и сестры начинали учить девочек рукоделию. К 13-14 годам было необходимо приготовить приданое.
Для изготовления одежды использовали разные ткани, к примеру такие, как лежат на ваших столах.
Давайте выполним первое задание.
Задание №1. Перед вами образцы различных по фактуре тканей. Это сатин, шерсть, бархат, парча, лен. Назовите их, соединив стрелочками ткань и ее название. (Учащиеся выполняют индивидуальные задании).
Учитель: Время подошло к концу. Спасибо.
Подведем итоги. Жители северной губернии проверят правильность ответов у южан. (Учащиеся меняются листами с заданием. Учитель показывает и называет правильные ответы.) Поднимите руки. Кто справился с 1 заданием? Правильные ответы награждаются жетонами-«клубочками». Синими – северные губернии, красными – южные губернии. Количество жетонов определит в конце урока победителя.
Смотрит на клубки. Ну что, клубочки, заскучали? Хотите тоже участвовать в нашем путешествии в прошлое? Да? Тогда в путь!
Учитель берет синий клубочек, приговаривает:
Синий наш катись клубок,
Не на запад и восток,
И конечно, не на юг.
Ты катись на север, друг!
Показывает на карте.
Посмотрите, куда мы попали? Подходит к карте. Показывает. Архангельск, Вологда, Новгород, Тверь, Великий Устюг… Интересно, какие особенности русского женского костюма мы увидим в этих городах?
На фоне тихой музыки подходит к столу с куклами в костюмах жительниц северных губерний и открывает ширму:
Крестьянки северных губерний носили костюм, в основном состоящий из рубахи, сарафана, пояса и передника.
Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором. Характерным отличием было изображение многофигурных композиций с крупным рисунком. Изображались женские фигуры, сказочные птицы, деревья. Порой высота вышивки достигала 30 см. Располагалась такая вышивка по низу изделия.
В северных губерниях носили рубахи как из пестрого шелка, так и однотонной материи с элементами вышивки.
А что носили у южан? Туда нас приведет красный клубочек. Бросает клубочек и подходит к столу с куклами в костюмах жительниц южных губерний и открывает ширму:
Красный наш катись клубок,
Не на север и восток,
Не на запад, а на юг.
Где окажемся мы вдруг?
Показывает на карте города.
Посмотрите, какие города на карте: Тула, Калуга, Тамбов, Рязань, Пенза, Воронеж. Тогда они относились к южной части России.
В этих губерниях крестьянки носили рубаху прямого покроя с геометрическими вставками на плечах, называемыми «поликами» (Прикрепление словарного слова на доску). Линия низа в рубахах южных губерний имела более скромный орнамент: ромбы, шашки, косые кресты, которые компоновались с поперечными полосами.
Звучит музыка.
Достает большую корзину с макетами кукол, показывает и раздает по партам
со словами:
Люди добрые, улыбнитеся,
На товар мой подивитеся.
В куклы вы давно играли?
И одежки создавали?
Вот и наступил тот час.
Я хочу проверить вас.
В парах дружно вы играйте
И одежку выбирайте.
Вы должны создать костюм
На север, юг ли попадем
Вы узнаете потом.
Каждая пара участников нашего путешествия получила куклу. Только пока куклы не очень привлекательные, потому что на них нет одежды.
Задание №2. Давайте выберем рубахи, которые носили девушки и женщины в северных и южных губерниях России в XVIII – начале XIX века и наденем их на наших красавиц.
Итак, жители разных районов России, смелее подходите к стенду и берите только ту рубашку, которая отвечает всем требованиям ваших губерний.
Задание на скорость! К стенду выходит пара участников, выполняет задание, возвращаясь на место, передает эстафету другой паре, коснувшись их рукой.
Спасибо.
Раздаются «клубочки»-жетоны за правильный ответ. Если выбрали неправильно – поправить.
Куклы краше стали точно,
Только есть один изъян.
На рубаху, между прочим,
Надевали …(все хором)
Сарафан!