Методика Сценарии уроков
![]()
В XVIII - начале XIX века сарафаны делали как правило из однотонной ткани без узора.
По покрою на севере носили косоклинный сарафан. Крой сарафана имел несколько вариантов. Показ чертежа на плакате. Наиболее распространенным был сарафан со швом посередине переда, отделанный узорными лентами и рядом медных и оловянных пуговиц. Такой сарафан имел силуэт усеченного конуса с большим Расширением к низу до 6 метров, придающий фигуре стройность. Носили такую одежду только по праздникам самые зажиточные крестьянки, передавая по наследству.
На рисунке прямой сборчатый сарафан более позднего периода, его делали из 4-8 прямых полотнищ ткани, собранных и застроченных на 3-5 см вверху мелкими складками. Такие сарафаны шили из пестрых тканей.
Поверх рубахи женщины южных губерний надевали «понёву» (словарное слово на доску). По конструкции понёва представляет собой 3-5 полотнищ ткани, сшитых по кромке. Её укрепляли на талии с помощью шнурка-«гашника» (словарное слово на доску). Показ гашника. Поневы были распашными, глухими и с «прошвой» (словарное слово на доску). (Показ цветных рисунков).
Распашная понева не сшивалась и разрез ее приходился по середине или с боку. Носили ее иногда «с подтыком подола» (словарное слово на доску).
Существовали и глухие, полностью сшитые, наподобие юбки.
Встречались поневы, когда к трем традиционным полотнищам добавлялось четвертое – «прошва» (словарное слово на доску) его делали из другой материи. Оно было короче и снизу его надставляли «подподольником» (словарное слово на доску) из куска ткани поневы. Внешне получалось нечто вроде передника.
Прошву, и вообще всю поневу, украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины - самые нарядные носили незамужние девушки и молодицы, пожилые ограничивались полоской цветной тесьмы по краю подола, белая с белой же вышивкой прошва считалась верным признаком «горемычного», траурного наряда.
В России в начале XX века по клеткам крестьянской поневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню откуда приехала женщина. В некоторых губерниях встречались поневы в полоску. Женщины Рязанской, Тамбовской областей предпочитали синие клетчатые поневы.
А теперь выполним задание на закрепление этой информации. Да не ошибитесь, помните о том, что вся одежда была выполнена в одной цветовой гамме, с использованием похожих элементов отделки.
Задание №3. Выберите сарафан и поневу, подходящие к вашей рубахе, и прокомментируйте, чем обусловлен ваш выбор? (К стенду подходят по два человека (по одному от «севера» и «юга»), выбирают одежду и объясняют мотивы выбор. Предполагаемые варианты ответов:
- Понева не закрывает низ рубахи. – Сарафан подходит по цвету к рубахе. – Совпадает вариант отделки с рубахой.)
Учитель наблюдает за выбором и вручает «клубочки»- жетоны за правильное решение.
Учитель показывает на одну и другую «избу», и кукол в них:
В ряде местностей русского севера сарафан дополнялся длинным передником, который высоко подвязывали на груди. Закрывая сарафан спереди, он становился наиболее заметной деталью костюма, поэтому искусно вышивался.
Передник был самой декоративной и богато украшенной частью как северного так и южного костюма. Передники выполняли две основные функции: являлись частью праздничного костюма и предохраняли одежду и тело женщины от загрязнения.
Неотъемлемой частью женской крестьянской одежды Тамбовщины были передники, которые по своей конструкции можно разделить на несколько типов:
передники, укрепляемые завязками у пояса, без верхней части;
передники с завязками, укрепленными на шее и плечах при помощи шнурков;
надеваемые через голову туникообразные передники с рукавами и без рукавов.
Назовите синоним к слову «передник» (словарное слово на доску). Этот вид женской одежды сохранился до сих пор. (Фартук).
Демонстрация фартуков-передников. Назовите типы передников женской одежды.
Спасибо. Вручение жетонов.
Как вы думаете, почему одежду шили из нескольких полотнищ? (Варианты ответов:
- Экономили материал. - Такой был фасон одежды.) Все дело в том, что ширина материала в то время была 32-42 см.
Задание №4. Новое задание будет посложнее. Выберите передник к своему женскому костюму, если вы считаете, что он необходим.
Учитель наблюдает. Может спросить у 1-2 учениц: «Почему ты выбрала именно этот передник? Какие детали одежды подтолкнули тебя к этому выбору?»
(Варианты ответов: - Передник подходит по цветовой гаме. – Есть совпадение в отделке. - Носили в той или иной губернии.)
Вручает жетоны за правильный выбор.
Какие нарядные куклы! Но это еще не все!
У меня осталось по одному элементу одежды северного и южного костюма.
Посмотрите внимательно и с помощью цветных клубочков, их у вас два: один красный, другой – синий, определите принадлежность данной детали к северному или южному костюму. (Учащиеся используют для ответа жетоны-клубки на ножке). За правильные ответы вы получите клубочки.
У богатых крестьянок этих губерний в праздничный наряд вместе с парчовым или шелковым сарафаном входили еще и «епанечки» (словарное слово на доску). Так называли короткую на лямках одежду. В развернутом виде она имела форму круга. Шили епанечки из шелка и бархата, вышивали золотой нитью и блестками
А это «нагрудник» (словарное слово на доску) – распашная одежда из шерсти или бархата, которую надевали поверх рубахи.
Женщины каких губерний носили, по вашему мнению, «епанечку»? (Вариант ответа: -В северной. Поднимают синий клубочек). В какой части России носили нагрудник? (Вариант ответа: - В южной).
Учащиеся поднимают синие или красные клубочки.
Как вы думаете, чей костюм необходимо дополнить этой деталью? Сделайте пожалуйста свой выбор.
Задание №5. Учащиеся выбирают епанечку или нагрудник.
Снова вручаются жетоны. Отмечаются правильные решения.
Молодцы, вы справились и с этим заданием!
Задание №6. Командам раздаются карточки с вопросами. Ответ нужно записать в квадраты.
Вопросы на карточках или фронтальный опрос:
Назовите еще одну важную деталь женского костюма. (головной убор)
Назовите самую древнюю прическу. (коса)
Учитель проверяет ответы. Действительно, еще одной важной деталью женского костюма был головной убор, а древней женской прической – коса. Вам хорошо известна пословица: «Коса – девичья краса». Одну косу заплетали девицы. Они могли носить головной убор, не покрывающий макушки, оставляя волосы открытыми. Замужняя женщина должна была прятать волосы и заплетала она две косы, укладывая их вокруг головы. Показывает на куклах. Посмотрите на своих красавиц.
В качестве головного убора в XVIII веке был широко распространен кокошник. Показывает. В северных районах он представлял собой своеобразную шапочку, расшитую речным жемчугом с «поднизью» (словарное слово на доску) в виде жемчужной сетки, низко спускающейся на лоб. Имели кокошники и другую форму – в виде полумесяца или обруча. Сзади они скреплялись лентами или полосками ткани. Кокошники носили все: но, в отличие от девушек, женщины русского севера одевали кокошники с платком, закрывающим волосы. Девушки северных губерний носили также повязку - шелковую вышитую ленту и «накосник» - украшение в конце косы. (словарное слово на доску).
Показывает: В южных губерниях встречался такой венец - обтянутый шелковой тканью с вышивкой из бисера и бус. А это – кокошник, украшенный цветными полосами. Были они разных форм и тоже богато украшались. Низко на лоб спускалась поднизь в виде жемчужной сетки. Одна из деталей головного убора женщин южных губерний была в виде шапочки с рогами и называлась «кика» или «кичка» (словарное слово на доску).
Учитель предлагает учащимся выбрать вариант головного убора, наиболее подходящий к получившемуся костюму. Учащиеся объясняют свой выбор.
Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания.
Задание №7. Подведение итогов состязания. Подсчет количества жетонов-клубочков. Выставление оценок.
К концу нашего путешествия вы одели кукол в костюмы разных губерний. За правильные ответы получили жетонов.
Те из вас, кто не сделал ни одной ошибки, получают за урок пятерки, кто допустил ошибки - четверки.
«5» - за все задания, выполненные правильно.
«4» - за 1 ошибку,
«3» - за 2 ошибки.
Давайте проверим правильность усвоения материала с помощью карточек с названиями элементов одежды женщин северных и южных губерний. (Учащиеся отмечают элементы костюма женщин северных или южных губерний).
Вам понравились куклы?
Домашнее задание: найти любую информацию о русском костюме конца XVIII – начала XIX века и подобрать соответствующую ткань для работы над проектом «Изготовление макета куклы в русском народном костюме».
Наш урок подошел к концу. Сегодня вы познакомились с одеждою женщин разных губерний России XVIII – начала XIX века и убедились, что одежда была красивой, удобной, практичной, подчеркивала индивидуальность ее обладательниц. Мы с вами научились отличать одежду жительниц севера и юга, женскую от девичьей. Помогали нам сегодня совершить это увлекательное путешествие в прошлое простые клубочки, без которых создать всю эту красивую одежду было бы невозможно.
Учитель обращается к клубочкам, кладет их в корзину.
Урок разработан
учителем технологии МОУ СОШ №1
г. Котовска Тамбовской области
Ермоловой Татьяной Валерьевной
2006 г.
К списку уроков