Методика Сценарии уроков
![]()
“Русское народное искусство, как и искусство любого народа, — это прежде всего мир особого отношения к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт, его обряды.”
Д. Лихачёв.
На доске: названия старинных тканей, названия цветов: старинных и соответствующих им современных.
б) Какие украшения были присущи старинным костюмам?
Вышивка, вязание, аппликация, украшение бисером.
в) Какие дополнения к костюмам присутствуют на всех комплексах? (по фотографиям).
Головные уборы, пояса.
г) Как вы думаете, из чего изготавливались пояса?
Из ткани, кожи, ниток.
д) Кто занимался изготовлением одежды?
Женщины, девушки.
II. Раскрытие темы.
1. Рассказ учителя в форме беседы “Обряды и традиции в прядении и ткачестве”.
Весьма устойчивая традиция рисует “примерных”, т. е. домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси всего чаще занятыми за прялкой. Действительно, в старину первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи.
1). Ну а прежде, чем сшить (что-то) одежду, что необходимо? Предполагаемый ответ: ткань, нитки.
Сейчас, мы знаем, существует очень много различных тканей, их производство мы изучали на уроках материаловедения.
2). А как вы думаете, какие ткани в старину были, из чего и как они изготавливались?
Предполагаемый ответ: из льна, шерсти, ткани простого изготовления, вязаные из пряжи.
К работе этого рода приступали осенью, после уборки урожая, и старались завершить её к весне. Учёные пишут, что наши прабабушки трудились не разгибая спины: например, для того, чтобы соткать за шесть месяцев три холста по 50 метров длиной, нужно проводить за ткацким станком по 12-15 часов в день.
Воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них “тонкопрях”. Даже пуповину новорождённой девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически “привязать” её к будущему занятию. Пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить. Это сопровождалось магическими обрядами. Эту нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить вместе с водой, чтобы трудолюбие и искусство не покидало рукодельницу до конца её дней. В другом случае мать девочки прятала первую спряденную нить и берегла до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала девушку нитью под всеми нарядами по голому телу, чтобы оберечь против порчи и сглаза.
Приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья, которое собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности.
“Непряха”, “неткаха” — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков.
Надо отметить, что нелёгкий женский труд был уделом не только жён и дочерей простого народа, но и женщин из самых знатных и богатых княжеских и боярских семей.
2. Сообщения, подготовленные учащимися.
а) натуральные волокна и ткани из них, изготавливаемые древними славянами;
б) прядение;
в) ткачество;
г) беление и крашение.
3. Русские традиционные пояса. Объяснение учителя.
Слово “пояс” означает - полоса.
Изготавливались из кожи, льна, шёлка, парчи, золота, серебра, бархата, шерсти, шерстяных ниток, ириса (характерно для Забайкалья). Длина пояса: от 1 до 5 метров. Ширина: от 1 до 25 сантиметров. Женские пояса длиннее мужских. Способы подвязывания: спереди, сбоку, сзади. Женщины — под грудью, по талии, под животом. Мужчины — под животом.
Техника исполнения: витые:
кручёные (жгуты), на дощечках;
плетёные: косичка, на вилке,
на игле (“ в бутылку”) Север Сибири, на стене (дергоны); тканые: на сволочке,
на бердо (кросно),
на ткацком стане (Забайкалье, семейские); вязаные: на 3-х спицах,
крючком; шитые: ткань, тесьма, кожа.
Дополнительные украшения: лакомник, мешочки для мелочи, калита (похож на кисет), пряжки, подмахорники.
Отделка. Пояс считался законченным, когда вещь закрыта, т. е. на концах - узелок, кисть, бахрома.
Цвета: Разные, преобладал красный.
Пояс дарили при рождении, на 40-й день вместе с рубашкой, нательником, крестиком. Говорили, что в старину “без пояса, как без креста” даже нельзя было выйти на улицу. Считалось, что отсутствие пояса было характерно только для потусторонних существ.
III. Практическая работа.
1). Инструктаж по изготовлению поясов.
2). Инструктаж по правилам ТБ. Инструкционная карта № 1.
Кручёный пояс. Длина в готовом виде 2,5 метра.
Отмерить два жгута ниток примерно по 3 метра контрастных цветов.
Каждый цвет - в несколько сложений.
Связать узлом.
Скручивать с двух сторон при помощи палочки (карандаша) по часовой стрелке очень туго.
Затем отпустить, пояс свернётся, немного подправить.
Концы оформить кистями, по одной или по две с каждой стороны.
Косичка. Длина в готовом виде 2,5 метра.
Отмерить 3 жгута ниток разных цветов и сплести тугую косичку. Длина жгута - 4 метра.
Плетёный (квадратный).
Отмерить 4 жгута в 8 нитей разных цветов длиной по 4 метра. Каждый жгут намотать на бигуди с резинкой.
Концы связать одним узлом и перекладывать попарно, крест на крест (правая рука сверху). Инструкционная карта №2.
Пояс на игле. Нитки нужны очень прочные, одной толщины, 5-6-7 разных цветов; вязальная спица средней толщины (“2,5 см);
7 нитей цветных + 1 нить основы ( прочная, льняная); бутылка (светлая).
Длина пояса 2,5 метра.
Длина каждой нити в два сложения - 13-14 метров, для начинающих - 17-18 метров, длина основы - 20 метров (накрутить на бигуди).
Основа должна быть в 9 раз длиннее пояса, нити - в семь раз длиннее пояса.
7 нитей связать в один узел на иглу;
нить основы привязать сверху;
концы нитей опустить в бутылку;
концы клубков должны быть “ 20 см;
распределить по цвету;
нить основы берётся в левую руку, а цветные нити по очереди завязываются на ней узлом,как бы скользя по ней, чтобы основы не было видно. При этом или перекладывая основу, или поворачивая бутылку.
Готовый пояс ложится в бутылку по спирали 3).
Урок разработан
Севостьяновой
Натальей Ивановной
К списку уроков